Главное управление обустройства войск (ГУОВ) подало 10 исков в арбитражный суд Москвы к компании «Спецстрой-1». Структура военного ведомства в общей сложности требует с ответчика 2,5 млрд рублей, подсчитали «Открытые медиа» на основании сведений из базы арбитражных судов и данных системы «Контур.Фокус». По одному из обращений суд уже взыскал 3 августа в пользу ГУОВ около 19 000 рублей.
Споры связаны с ненадлежащим исполнением обязательств по договорам поставки и по договорам строительного подряда со структурами Минобороны, следует из данных «Контур.Фокуса». «Открытые медиа» направили запросы в ГУОВ, Минобороны и «Спецстрой-1» о сути судебных разбирательств. Поскольку речь идёт о военных подрядах, решения арбитражных судов по подобным делам могут быть засекречены, так как детали возведения военных объектов зачастую составляют государственную тайну.
Главное управление обустройства войск подчиняется министерству обороны и занимается строительством жилых домов для военнослужащих, госпиталей и военных клиник, кадетских и суворовских училищ, а также казарм и хозяйственно-бытовых сооружений. Как и все строительные предприятия Минобороны, управление находится в стадии реорганизации: военное ведомство объединяет все строительные мощности под эгидой новой Военно-строительной компании. Её бюджет, как следует из госпрограммы вооружений до 2027 года, составит триллион рублей.
Что строил ответчик для структур Минобороны
Частная строительная компания «Спецстрой-1» в 2015 году получила от структур Минобороны контракты на общую сумму более 5,3 млрд рублей. В их числе несколько подрядов на возведение объектов в Арктике — на острове Врангеля и на мысе Шмидта. Ещё один госзаказ, который выиграла фирма, — на работы в войсковой части в городе Киржач Владимирской области.
Претензии Главного управления обустройства войск, которые стали предметом для обращения в арбитраж, не раскрываются в материалах суда, поскольку иски ещё не были рассмотрены по существу. По трём искам — на 483,8 млн рублей, 272 млн рублей и 111,5 млн рублей — суд в августе проведёт беседу сторон, после чего назначит даты основных слушаний. К рассмотрению ещё четырёх исков — на 12,4 млн рублей, 84,3 млн рублей, 638,7 млн рублей, 894,6 млн рублей — суд приступит уже в сентябре.
Два самых незначительных по сумме требований иска — на 19 000 рублей и на 250 000 рублей — рассматриваются в упрощённом порядке. Решение по первому их них было вынесено 3 августа, суд полностью удовлетворил требования ГУОВ. При этом суть разбирательства также неизвестна, поскольку материалы не опубликованы в базе суда. Наконец, последний иск — также на 19 000 рублей — суд вернул ГУОВ, поскольку структура Минобороны не предоставила документы об уплате госпошлины.
Хотя предмет разбирательства неизвестен, из материалов арбитражных дел о назначении заседаний можно сделать вывод, что некоторые споры касаются договоров субподряда, которые лишь частично публиковались на портале госзакупок. Так, в одном из постановлений суда по делу о взыскании 111,5 млн рублей упоминается, что ГУОВ хочет получить от «Спейстроя-1» «неустойку и проценты за пользование авансом как коммерческим кредитом по договору № 1 718 187 375 092 554 220 437 504». Этот же номер договора указан в другом разбирательстве — между Главным управлением обустройства войск и Центральным жилищно-коммунальным управлением Минобороны.
Из материалов суда следует, что договор был заключён на строительство здания военного комиссариата в городе Кызыл. В 2017 году «Спецстрой-1» действительно заключил с ГУОВ два контракта — на поставку линолеума и на кровельные работы — в Кызыле. Но сумма этих контрактов (5,8 млн рублей) почти в 20 раз меньше, чем сейчас планирует взыскать ГУОВ с подрядчика. Это позволяет предположить, что часть работ были оформлены соглашениями, не подлежащими публикации.
Как шли военные стройки в Арктике
«Спецстрой-1» уже судился со структурами Минобороны. Крупнейшие известные контракты «Спецстроя-1» связаны со стройкой авиационных комплексов на мысе Шмидта и на острове Врангеля в Арктике, на Чукотке. Владельцы компании, начавшей эти стройки, сейчас обвиняются в хищении госсредств. За шесть лет Минобороны потратило на строительство авиабаз в Арктике не менее 5 млрд рублей, но работы до сих пор не завершены и ведомство пытается вернуть деньги уже со второго подрядчика.
Ещё в январе-феврале 2020 года арбитражный суд взыскал по искам Минобороны со «Спецстроя-1» 872 млн рублей, признав, что фирма не достроила комплексы. При этом Минобороны с учётом неустоек требовало почти в 10 раз больше — 11,7 млрд рублей. Ответчик обжаловал эти решения.
Представители предыдущего застройщика этих объектов — компании «Русальянс Строй» — утверждают, что почти завершили работы, но в 2015 году структуры Минобороны перестали перечислять средства по контрактам, а вскоре рабочих выгнали со стройки. Владельцы компании настаивают, что чиновники подведомственных Минобороны структур вымогали у них взятку в размере 700 млн рублей за продолжение исполнения контракта. Сейчас предприниматели находятся под следствием по делу о хищении в особо крупном размере и в отмывании средств (части 4 статей 159 и 174.1 УК). По версии следствия, учредители «Русальянса», получившие от Минобороны 3 млрд рублей аванса, «заведомо не желали выполнять принятые на себя обязательства» по работам в Арктике и «создали видимость работы как строительной компании». Уголовное дело в марте 2019 года поступило в Черемушкинский суд Москвы, но слушания до сих пор не завершились.
Контракт на продолжение работ в Арктике со «Спецстроем-1» структуры Минобороны подписали осенью 2015 года, новый подрядчик получил аванс в 2 млрд рублей и обязался ввести объекты в эксплуатацию в 2016—2017 годах. К весне 2019 года работы так и не были завершены, после чего в дело вмешалась московская военная прокуратура и потребовала от военного ведомства обратиться в суд и вернуть аванс, не израсходованный для строительства объектов (копия письма есть в распоряжении «Открытых медиа»).
Достроить арктические военные объекты не помогло даже то, что совладельцем «Спецстроя» в 2015—2017 годах, по данным государственного реестра юрлиц, был Евгений Горбачёв, которому в 2017 был доверен пост генерального директора Главного управления обустройства войск. При этом в его официальной биографии указано, что и в 2013—2017 годах он тоже работал «в организациях Военно-строительного комплекса Минобороны». Собеседник «Открытых медиа», близкий к Минобороны, называет Горбачёва человеком, близким к заместителю министра обороны Тимуру Иванову, который курирует всю военную стройку.
В марте 2020 года Горбачёв покинул пост гендиректора, теперь ГУОВ руководит управляющая компания «Гарнизон» (входит в структуру Минобороны). Другой источник «Открытых медиа», близкий к Минобороны, полагает, что поданные в арбитражный суд 10 исков связаны с тем, что в военном ведомстве пересматривают итоги работы Горбачёва. «
«Спецстрой-1» сейчас принадлежит двум предпринимателям — Владимиру Семёнову и Олегу Зябкину. При этом их доли, согласно данным системы «Контур.Фокус», находятся в залоге у другой структуры Минобороны — Главного военно-строительного управления № 14.
Шойгу навалился на ‟Спецстрой‟ всей судебной мощью
С подрядчика строек в Арктике требуют 2,5 миллиарда рублей, ранее суд взыскал с фирмы 872 миллиона рублей.