Известному подрядчику властей ЯНАО – базирующейся в Тюменской области компании «Сибстрой» – угрожает банкротство. Предприятие накопило многомиллионные долги перед ФНС, и налоговики перешли к радикальным мерам. Помимо этого, в суды в массовом порядке поступают иски и от других контрагентов фирмы – от энергетиков до окружных структур. В случае негативного развития событий финансовые проблемы «Сибстроя» могут напрямую ударить по одному из наиболее известных долгостроев времен губернатора Дмитрия Кобылкина – широко распиаренному Центру национальных культур в Яр-Сале, сроки строительства которого разменяли десятилетие. Впрочем, есть претензии и к другим площадкам, где засветилась компания – детсаду в селе Азовы и даже объектам, подконтрольным Минобороны РФ в Приморском и Хабаровском краях. Пока фискалы и коммерсанты готовятся к встрече в зале заседаний, отраслевые специалисты отмечают, что «на высокие темпы работ и качество социальных долгостроев рассчитывать самонадеянно, а долгожданный Центр нацкультур вряд ли заработает в скором будущем».
Арбитражный суд Тюменской области рассматривает дело по иску регионального УФНС о признании банкротом ялуторовского ООО «Сибстрой». Известная по ряду проектов в ЯНАО фирма задолжала фискалам более 8,8 млн рублей
А общий объем средств, взыскиваемых по целому ряду исполнительных производств, достигает 22,7 млн.
На последнем заседании должник представил свои доводы и документы и попросил отложить процесс. Однако будут ли до 10 января погашены долги, неизвестно, поскольку объем финансовых требований от других организаций стремительно нарастает.
Так, буквально накануне арбитраж принял заявление от ООО «ТюменьЛогистикХолод» (подконтрольно известной предпринимательнице Галине Гройсман) о взыскании более 63,4 млн рублей (сумма в 10 раз превышает чистую прибыль «Сибстроя» за 2020 год).
Компания «Сибстрой», учредителем и гендиректором которой выступает Левон Амбарян, занималась рядом проектов на территории ЯНАО. Среди них, к примеру, капремонт поликлиники в Лимбяяхе и концертного зала в Салехарде. При этом в подавляющем большинстве случаев действие контрактов, заказчиком по которым выступала Дирекция капстроительства и инвестиций ЯНАО, прекращалось.
Особняком стоят соглашения на строительство детсада в селе Азовы Шурышкарского района, которое велось с 2012 года, поглощая бюджетные транши. Сроки сдачи неоднократно срывались, и только с «Сибстроем» округ заключил несколько соглашений в августе 2017 (на более чем 60 млн), в сентябре 2018 (на 68,1 млн) и декабре 2019 (на 49,1 млн), причем, по данным системы «Контур.Фокус», исполнены они были частично и позднее расторгнуты. Само же учреждение на 40 мест с помпой было введено в строй только в сентябре прошлого года.
Еще более сложная ситуация складывается вокруг Центра национальных культур с музейно-библиотечным комплексом и кинозалом в заполярном Яр-Сале, который возводится в рамках федерального проекта «Культурная среда» (входит в нацпроект «Культура»). Стройка ведется с 2011 года, неоднократно останавливалась, а сотни миллионов рублей растворялись в долгострое.
Предыдущий подрядчик – ООО «Контур» – летом прошлого года инициировал процедуру самоликвидации, а на этом фоне ДКСиИ подала к компании два иска о взыскании неосновательного обогащения на 190 млн.
При этом еще в июне 2019 года власти ЯНАО в лице главы Депкульта Евгения Колтунова заявляли о намерениях обязательно достроить объект до декабря, вливая в завершение стройки еще 325 млн. Впрочем, двумя годами ранее администрация Яр-Сале официально называла дату открытия – середина 2018 года. Стоит учесть, что действующий в селе центр размещен в ветхом здании, и переезд критически необходим. Однако, как и ранее, планы чиновников были сорваны.
Осенью 2019 года руководство стройплощадки официально проинформировало, что почти готовое здание пришлось разбирать вплоть до стен и потолков после появления новых требований к безопасности, обусловленных трагедией в кемеровской «Зимней вишне». Но к концу года строители обещали «выйти на финишную прямую».
Изначально в объект планировалось вложить 583 млн рублей, однако затем он подешевел до 379 млн, что источники на строительном рынке связывают с сокращением расходов на многие соцобъекты, «хотя Кобылкин неоднократно раздавал обещания построить школы, детсады, больницы и культцентры в отдаленных районах». Тем не менее, 13 мая 2020 года на площадку официально зашел «Сибстрой» – исполнитель работ по контракту на очередные 172,6 млн.
Центр должен быть сдан до 31 декабря, однако с большой долей вероятности этого не произойдет. В настоящее время по требованию МИФНС №8 по Тюменской области у конторы заблокированы счета, а сама стройорганизация находится в залоге у ФГУП «Главное военно-строительное управление по специальным объектам», с которым также работала по контрактам. Добавим, весной текущего года «Сибстрой» активно судился с налоговиками из-за доначислений налогов, штрафов и пеней на общую сумму около 162 млн рублей.
«Это долгожданный для нас объект. Но когда его наконец введут в строй, сказать не могу, это не наша епархия. Визуально здание почти готово, но там наверняка еще есть работа. Сейчас какой-либо активности там не наблюдается», – сообщили изданию источники в администрации Яр-Сале.
Агентство рассчитывало получить комментарии руководства «Сибстроя», однако доступные телефоны компании в течение двух рабочих дней на звонки не отвечали.
Примечательно, что на фоне проблем с фискалами и завершением стройки в Яр-Сале фирме, по всей вероятности, предстоит выплачивать долги и по предыдущим соглашениям со структурами Минобороны. В июне Арбитражный суд Хабаровского края постановил взыскать с «Сибстроя» более 8,2 млн в пользу ООО «Алмега», субподрядчика на обустройстве военных городков в Князе-Волконском. Деньги от общей суммы контракта на 427,5 млн не были переведены партнерам.
А 26 ноября 9-й Арбитражный апелляционный суд Москвы подтвердил предыдущее решение о взыскании свыше 8 млн убытков в пользу ФГУП «ГВСУ по спецобъектам». «Сибстрой» работал на обустройстве энергообъектов аэродромной базы в Арсеньеве. Но по итогам комиссионного осмотра в смонтированном оборудовании выявили серьезные дефекты.
Свои оценки происходящему на стройках соцобъектов дают собеседники издания в строительной отрасли Большой Тюмени.
«Армянские строители активно работали еще по всему СССР. Потом из этих бригад выросли фирмы. Как правило, они очень мобильны, и это плюс, но по каким-то причинам многие из них экономят на инженерно-техническом персонале, то есть сопровождения объектов практически нет, что накладывается на слабый уровень заказчика. Отсюда и проблемы со всеми долгостроями», – делится мнением почетный строитель РФ Алексей Савоськин.
По словам отраслевиков, одной из сложностей является заход на проблемные объекты таких же проблемных компаний, исповедующих «тактику кусочничества». «Идут на любые объекты, занижают предельно цену, благодаря чему выигрывают штучные проекты. Связей с чиновниками у них, как правило, нет. Это типовая практика. Расплачивается в итоге население, а власть думает, как выкрутиться», – заключают спецы.
«Сибстрою» возвели фундамент для банкротства
Сотни миллионов из бюджета Ямала исчезают в долгостроях.