Самые масштабные обыски в Петербурге за последний год затронули 35 адресов, связанных с наиболее многочисленными СРО строительного рынка Петербурга и Ленобласти. 150 сотрудников экономической полиции, следствия, ФСБ и СОБРа Росгвардии начали реализацию трех уголовных дел, ущерб по которым исчисляется в 4 млрд рублей. Из десятков задержанных несколько человек вернутся домой не сегодня. В том числе и подозреваемый в организации схемы. «Фонтанка» раскопала его биографию. Она покоробит тех владельцев компаний, кто годами платил деньги. Оперативники заглянули и в ячейки банков. Опаснее другое – эксперты отрасли говорят о системной проблеме.
Главный фигурант, уже задержанный следователем, мог бы насторожиться, когда вечером 24 октября на новую синюю Maserati его супруги возле дома в шикарном «Парадном квартале» упал плафон от фонаря. Говорят, сотрудники скрытого наблюдения, контролировавшие заранее все важные места предстоящих обысков, пошутили: «А семья Шуваловых не в курсе, что это не та проблема, из-за которой им сейчас надо нервничать». Но глава семьи оказался не суеверным. Тем более что его Bentley не пострадал.
А с семи часов утра 25 октября им стало не до лоска иконы итальянского автопрома. В это время уже начались 30 обысков на квартирах у партнеров Шуваловых и подчиненных по работе в ряде крупнейших строительных саморегулируемых организаций Петербурга. Да, и в офисах самих СРО.
В 2010 году для строителей членство в СРО стало обязательным условием существования. Схема простая: включаешься в реестр членов и получаешь зеленый свет на работу, а за это регулярно перечисляешь деньги организации в «компенсационный фонд», из которого, по задумке законодателей, покрываются все убытки из-за возможных ошибок строителей – членов этой СРО. С самого начала нововведение критиковалось игроками рынка как потенциально мошенническая схема, направленная на выманивание денег у строителей.
Во исполнение правил игры 25 октября 2011 года в Петербурге были зарегистрированы именно те СРО, что 25 октября 2017 года подверглись обыскам, – «Стандарт-Проект», «Стандарт-Изыскания» и «Строительный ресурс». Как можно сегодня судить по однотипным сайтам контор, в Союз проектных организаций «Стандарт-Проект» входят 2100 членов, в Союз инженеров-изыскателей «Стандарт-Изыскания» – 1200 организаций, а в Союз организаций строительной отрасли «Строительный ресурс» – 100 организаций. Но еще недавно в «Строительном ресурсе» их было 4000. По данным «Фонтанки», без ведома владельцев фирм их оттуда просто вывели. Скорее всего, это связано с подготовкой к искусственному банкротству.
На сайтах этих СРО указаны одинаковые условия. Размер вступительного взноса для членов составляет 5 тысяч рублей. Плюс – 5 тысяч рублей ежемесячных взносов. Кроме того, каждым членом СРО уплачивается взнос в компенсационный фонд самой организации— 300 тысяч рублей. Дополнительно, если организация претендует на работу с госзаказом, то должна была внести деньги также и в компенсационный фонд на случай убытков государству в зависимости от объемов работ — 300 тысяч, если работы на сумму 10 млн рублей, и 10 млн рублей, если организацией выполняются работы на сумму до 60 млрд рублей. В состав руководящего совета всех организаций входит 48-летний Шувалов. По данным «Фонтанки», это и есть ключевой ньюсмейкер.
Если все СРО зарегистрированы 25 октября 2011 года, то Шуваловым он стал 30 сентября этого года. До этого информационный центр МВД знал его как Шихалеева. С конца 90-х Шихалеев находился в федеральном розыске за следствием города Кирова по обвинению в мошенничестве. А все эти годы он активно предпринимательствовал, но под фамилией Рыжиков. Все начало меняться в 2008 году, когда бизнесмену надоело бегать и он явился на допрос. Далее дело по мошенничеству было переквалифицировано во что-то более мелкое, а потом прекращено вовсе. Кстати, по информации «Фонтанки», эти материалы вообще где-то затерялись. Но ходить с пятном из архивов полиции, как с наколкой на запястье, он не хотел и, женившись, берет фамилию даже не супруги, а ее родителей.
Что касается схемы вывода денег, то, по мнению следствия, она проста: когда строители входят в СРО, то их взносы попадают в компенсационный фонд. Эти средства строителям не возвращают, но если компания переходит в другое СРО, то и ее взнос должен перекочевать за ней. К тому же законодатель еще несколько лет назад запретил перечислять деньги из фонда на какие-либо расчетные счета. В банках, где счета обслуживаются, также должны следить за этим. Однако на каждый запрет есть лазейка. Дело в том, что в управляющих компаниях есть счета доверительных управлений. По версии следствия, таким образом, с 2012 по 2016 год в АО «УК «Норд-Вест Капитал» с этих СРО были перечислены 4 миллиарда рублей. Откуда они и исчезли.
Правда и то, что 19 сентября офис компании «УК «Норд-Вест Капитал», согласно ее сообщению на сайте, был закрыт «в связи с форс-мажорными обстоятельствами». А 26 сентября банк России аннулировал её лицензию на осуществление деятельности. Так что, похоже, миллиарды исчезли с умом. К тому же, по сведениям оперативников экономической полиции Петербурга, на часть этой суммы была приобретена приличная недвижимость в Испании и Греции.
«Фонтанка» нашла у члена совета СРО «Стандарт-Изыскания» Алексея Елисеева в городе Бенидорм (Аликанто, Испания) компанию Financal house costablanca. Её сфера деятельности — строительство, аренда недвижимости. Она работает с мая 2012 года. Через единственного учредителя компания связана с еще одним юридическим лицом в Испании по тому же адресу – Standartinvest costablanca. В Петербурге есть филиал этой фирмы – ООО «Стандартинвест Костабланка», который зарегистрирован в Манежном переулке, 14А. Его основным видом деятельности является аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом. Ранее по этому же адресу находилось АО «Финансовая компания «Стандартинвест». Она действовала с октября 2011 года и была снята с учета 3 октября 2017 года. Её генеральным директором был Марат Каюмов – ранее руководитель СРО «Стандарт-Изыскания».
По данным «Фонтанки», обыск в загородном доме в Сестрорецке также прошел у Алексея Елисеева. Ему больше всех испортили настроение, так как оперативники вычислили его банковскую ячейку и изъяли оттуда ровно 800 тысяч долларов. Упомянутому нами Каюмову может приплюсоваться совсем смешная статья – у него изъяли поддельное удостоверение сотрудника прокуратуры Петербурга. К следователям доставлена и супруга Шувалова-Шихалеева – Екатерина Гольцева, работавшая бухгалтером в системе координат мужа. А у одного из фигурантов нашли обрез ружья. «Это-то зачем вам при таком бизнесе?» – вроде как спросили человека полицейские.
Заодно «Фонтанка» узнала, что готовили реализацию оперативники отдела «НДС» налогового блока и три дела собираются объединять в одно преступное сообщество.
Однако, как пояснил «Фонтанке» вице-президент Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты Антон Мороз, история может иметь катастрофические последствия для всех участников СРО, которые попали в эту ситуацию.
– 4 миллиарда рублей – это второй-третий компенсационный фонд в стране. Тысячи компаний, которые в этой ситуации могут остаться без возможности заниматься своей деятельностью. По закону, который был недавно принят, если члены СРО по той или иной причине сами покидают организацию, они год не имеют права заниматься деятельностью, – пояснил Мороз. – Только если СРО будет ликвидировано, то они смогут попросить перевести часть своих средств в другую организацию. А тут еще, как вы говорите, и переводить-то нечего.
Скидывались все, всем и катастрофа
В авангарде внедрения СРО на строительном рынке Петербурга встал бизнесмен, сменивший фамилию и разыскиваемый за мошенничество. 4 млрд рублей больше нет, зато есть активы в Европе и волна обысков.