В марте 2019 г. Следственный комитет России (СКР) повторно завел уголовное дело против трейдера Элвиса Марламова, которого ЦБ обвиняет в инсайдерской торговле. Но внезапно выяснилось, что в автоматизированном информационном комплексе СКР невозможно найти сведений о каких-либо уголовных делах и материалах проверок, в которых фигурировал бы Марламов.
В январе СКР таким образом ответил Советскому районному суду Красноярска: в декабре судья запросил у следователей материалы проверки ЦБ в отношении Марламова для объективного рассмотрения иска последнего. Не нашлось у СКР и самого акта проверки ЦБ.
«Ведомости» ознакомились с копией ответа СКР, подлинность документа подтвердил управляющий партнер Law & Capital Виктор Обыденнов, чья фирма представляет интересы Марламова в суде.
Марламов обратился в суд с иском против самого ЦБ в июле 2019 г.: трейдер просит суд истребовать у регулятора материалы проверки, признать обвинение в инсайдерской торговле незаконным, а информационное сообщение о факте инсайдерской торговли на сайте ЦБ – не соответствующим действительности.
Запрашивать акт проверки Банка России в СКР пришлось, потому что у самого регулятора ни самого документа, ни его копий якобы нет, рассказывает Обыденнов: перед первым судебным заседанием выяснилось, что в ЦБ не располагают материалами проверки, так как передали их следствию. Банк России просил суд отказать в истребовании материалов проверки на том основании, что это данные предварительного следствия, говорит Обыденнов. Защита Марламова парировала: интересующие материалы были получены не после проведенных СКР следственных действий, не в процессе следствия, а при проверке ЦБ. «Мы не можем взять любой документ в уголовный процесс и сказать – все, это данные предварительного следствия», – говорит юрист. Суд в вопросе истребования материалов проверки встал на сторону Марламова и запросил материалы проверки у СКР – и оказалось, что их там нет.
Материалы проверки нужны Марламову, чтобы понять суть претензий ЦБ. Его адвокаты в прошлом мае, после того как СКР повторно возбудил уголовное дело, запросили у ЦБ материалы проверки в отношении трейдера, но ЦБ им отказал – в тот же день, 5 июня, когда материалы изъял СКР, говорит Обыденнов. Защита считает, что ЦБ проводил проверку с нарушениями, а его выводы об инсайдерской торговле основаны на недостаточном исследовании фактов и технических особенностей его торговли.
Марламов, известный и успешный трейдер, был автором стратегий автоследования на сайте «Финама», которые позволяли подписчикам автоматически копировать его сделки. На этом и строилась схема инсайдерской торговли, считает ЦБ: Марламов сначала открывал позицию через свой изолированный счет, потом совершал аналогичную сделку с использованием счета автоследования, действия его подписчиков меняли котировки, после чего трейдер закрывал позицию на изолированном счете. На этом трейдер, по версии регулятора, заработал 8 млн руб.
Марламов обвинения отвергал: сделки по разным счетам пересекались лишь изредка, ЦБ рассматривал как инсайдерские только прибыльные сделки и не учитывал убыточные. В его иске против ЦБ говорилось, что информацию, которую он получал, нельзя считать инсайдом, а его самого – инсайдером: трейдер не знал и не мог знать, какое влияние на цены определенных бумаг окажут сделки при автоследовании.
«Ведомости» направили запрос в ЦБ, СКР и Советский районный суд Красноярска.
Следователи далеко послали и Элвиса Марламова, и Эльвиру Набиуллину
Не нашлось и акта проверки ЦБ, который стал основанием для дела Элвиса Марламова.