Как стало известно “Ъ”, в Мосгорсуде на процессе по делу об убийстве в ноябре 2009 года крупного бизнесмена и генерального менеджера женской сборной России по баскетболу Шабтая Калмановича предполагается допросить целый ряд известных спортивных деятелей и предпринимателей. Среди них президент футбольного клуба ЦСКА Евгений Гинер, который еще на следствии говорил, что в свое время господин Калманович просил его обеспечить охрану и самому себе, и своей семье, а также экс-президент Российской федерации баскетбола (РФБ) и член центрального бюро ФИБА Сергей Чернов, владелец сети ресторанов «Генацвале» Вахтанг Шония и неоднократная чемпионка Европы и России по баскетболу Ирина Осипова. В материалах дела, кроме того, говорится, что господин Калманович направлялся на Старую площадь в администрацию президента, когда на него было совершено покушение.
Уголовное дело об убийстве Шабтая Калмановича рассматривается в Мосгорсуде с участием коллегии присяжных. В настоящее время заседатели заслушивают показания свидетелей обвинения. По данным “Ъ”, среди последних могут оказаться известные спортивные деятели и предприниматели, в частности, планируется допросить президента футбольного клуба ЦСКА Евгения Гинера. Господин Гинер уже давал показания во время следствия, он был допрошен сотрудниками СКР три года назад. По материалам дела, отвечая на вопросы следователя, спортивный функционер был немногословен, но подчеркнул, что Шабтай Калманович был его «близким другом». Господин Гинер охарактеризовал бизнесмена как «доброго, порядочного и дружелюбного человека». С предпринимателем, который являлся владельцем столичных Дорогомиловского и Тишинского рынков, занимался строительством, организовывал концерты поп-звезд и поставки медикаментов, президент армейского клуба, по его словам, познакомился в конце 90-х годов на одном из спортивных мероприятий. В то время господин Калманович занимал пост менеджера каунасского баскетбольного клуба «Жальгирис». При встречах он рассказывал «о себе, своем детстве, в целом о жизни» — так вспоминал детали их общения свидетель.
При этом господин Гинер вспомнил один интересный случай: «в середине 2000-х годов» Шабтай Калманович попросил его обеспечить охрану себе и своей семье.
Глава футбольного клуба, как следует из его показаний, не расспрашивая о причинах, быстро нашел другу профессиональных телохранителей, и они были готовы приступить к работе, однако бизнесмен отказался от их услуг, не объяснив причин, после чего этот вопрос больше не обсуждался.
Между тем, как установило следствие, два охранника у господина Калмановича все-таки имелись. Но они занимались лишь его офисом по адресу улица Сергея Макеева, 1 и следили за порядком внутри помещения, а также сопровождали бизнесмена либо от дверей до автомобиля, либо в квартиру, которая находилась этажом выше. Во время встреч вне офиса и поездок по Москве господин Калманович их услугами не пользовался, передвигаясь на обычном, а не бронированном автомобиле.
Кроме того, по данным “Ъ”, в материалах дела в качестве свидетелей упоминаются также владелец сети ресторанов «Генацвале» Вахтанг Шония, бывший президент Российской федерации баскетбола Сергей Чернов и неоднократный призер Олимпийских игр, чемпионатов мира, победитель первенств Европы и России по баскетболу Ирина Осипова.
В компании ресторатора, как выяснили следователи, господин Калманович провел вечер в VIP-зале «Генацвале» на Новом Арбате накануне своего убийства. Как вспоминал затем господин Шония, его гость во время ужина повздорил в ресторане с каким-то кавказцем, но все закончилось мирно, и в 23:30 бизнесмен уехал домой, сев за руль своего Мercedes.
Что же касается господина Чернова, занимавшего в 2009 году пост главы РФБ, и игравшей в то время за «Спартак» из Видного баскетболистки, то они были последними, кто приходил в офис к господину Калмановичу. Стоит напомнить, что родившийся в Каунасе Шабтай Калманович в 1996 году начал активно инвестировать средства в спорт. Первым клубом, получившим его поддержку, стал заметно сдавший после распада СССР каунасский «Жальгирис». Сначала, по некоторым данным, бизнесмен поддерживал клуб деньгами по просьбе своего земляка и бывшего игрока «Жальгириса» знаменитого Арвидаса Сабониса, но вскоре уже и сам увлекся этим видом спорта. К тому же вложенные им с партнерами средства (сам господин Калманович называл цифру около 6,5 млн руб. за три года) помогли «Жальгирису» сначала в 1998 году победить в розыгрыше Кубка Сапорты, а год спустя выиграть Евролигу. За успехи команды президент Литвы наградил его орденом.
После 1999 года господин Калманович стал работать уже с российскими женскими баскетбольными клубными командами, также добивавшимися побед в Европе. А за несколько месяцев до убийства в 2009 году предприниматель стал генеральным менеджером женской сборной России по баскетболу. Поэтому встречи с людьми из мира баскетбола были для него обычным делом. В день убийства, 2 ноября 2009 года, бизнесмен в своем офисе встретился сначала с господином Черновым. Собеседники были знакомы почти 15 лет, а незадолго до последнего разговора вместе летали на женский чемпионат Европы в Литву. Обсудив развитие детского баскетбола, около 13 часов господин Калманович проводил гостя. Позже в офис заглянула игрок «Спартака» из Видного Ирина Осипова, которая подписала ряд документов. После ее ухода господин Калманович попросил секретаря его не беспокоить. Примерно в 16:35, по материалам дела, секретарь напомнила шефу о запланированной встрече с одним из сотрудников администрации президента. После этого бизнесмен в сопровождении двух охранников подошел к своему черному Mercedes S500, сел на переднее пассажирское кресло и поехал к дому №8 на Старой площади. Через десять минут после отъезда он позвонил секретарю, попросив сообщить ему результаты баскетбольных матчей, однако разговор неожиданно прервался. Еще через пару минут до секретаря дозвонился уже водитель Петр Туманов, который произнес: «Лена, на нас напали. Нас расстреляли». А перезвонив позже еще раз, он сообщил, что господин Калманович убит.
Как установит затем следствие, в 16:45 по Меrcedes, остановившемуся на светофоре на Смоленской набережной около Нового Арбата, был открыт огонь из притормозившей рядом серебристой «Лады-Приоры». Преступники с расстояния в метр выпустили по иномарке 24 пули из армянского пистолета-пулемета К6-92. Как установили позже эксперты, восемь из них попали в Шабтая Калмановича, который погиб сразу же. Еще одна пуля ранила в грудь водителя Мercedes, но тот решил догнать «Приору». Однако, заметив погоню, водитель «Лады» выехал на встречную полосу, резко развернулся и попытался оторваться от преследователя. Погоня продолжалась до Новодевичьего проезда, где водитель господина Калмановича из-за ранения уже не смог справиться с управлением и вылетел с дороги.
В совершении этого преступления теперь обвиняются ранее судимые уроженцы Ингушетии Багаутдин Костоев, Батыр Тумгоев и Али Белхороев (Али Боксер).
Всем им предъявлено обвинение в убийстве (ст. 105 УК РФ) и покушении на убийство (ст. 30 и ст. 105 УК РФ), а также незаконном обороте оружия (ст. 222 УК РФ). Господин Костоев, по версии следствия, был исполнителем преступления, Али Боксер находился за рулем «Приоры», а его земляк Тумгоев координировал их действия по телефону, находясь рядом, но в другом автомобиле. Помимо этого, господину Тумгоеву ранее было предъявлено также обвинение в разбойном нападении (ст. 162 УК РФ), совершенном в январе 2004 года на министра московского правительства, главу департамента по науке и промышленной политике Евгения Пантелеева. У чиновника подсудимый, по версии следствия, вместе с двумя земляками, угрожая ножом, отобрал Gelendеwagen, сняв при этом с водителя и золотые часы (машину милиционерам удалось задержать и вернуть потерпевшему в тот же день). Но уголовное преследование Томгоева по этому эпизоду недавно было прекращено по нереабилитирующему основанию — в связи с истечением срока давности.
Отметим, что, по данным следствия, Шабтая Калмановича злоумышленникам удалось убить с третьей попытки. До этого дважды преступники устраивали засаду у его офиса, но уезжали, так и не дождавшись появления бизнесмена. Примечательно, что для слежки за господином Калмановичем они даже арендовали квартиру напротив офиса предпринимателя.
Мотив преступления официально так и не установлен, но следствие, судя по материалам дела, активно отрабатывало, в частности, версию о том, что расстрел Шабтая Калмановича мог быть связан с конфликтом вокруг одного из предприятий в Видном. Впрочем, доказательств этому следствию найти не удалось.
Подсудимые вины не признают и отрицают какую-либо причастность к убийству предпринимателя.
Следователи пошли в большой спорт после расстрела Шабтая Калмановича
По делу о расстреле предпринимателя хотят заслушать спортсменов и функционеров.