Бригада прибыла из Приморья, а следственные действия связаны с уголовным делом о производстве турбин для котельных Уссурийска, от которого до Петербурга 6,5 тысяч километров. Ожидая увидеть фантом, правоохранители, как говорят на предприятии, удивились, обнаружив работающее производство, а на складе — приготовленные комплектующие, которых, судя по позиции следствия, быть не должно.
Потерялся 31 миллион муниципальных рублей. Такой вывод можно сделать из уголовного дела, возбужденного в отношении мэра приморского Уссурийска, который, по версии следователя, подписал акты по выполненным петербургским ЗАО «Энерготех» работам на эту сумму. В администрации Уссурийска и в петербургской фирме недоумевают: кто украл деньги, если они потрачены на изготовление предусмотренных договорами турбин для городской котельной, а результаты можно пощупать руками.
О начале уголовного производства в отношении главы администрации города Уссурийска Следственное управление СК России по Приморскому краю сообщило 16 апреля.
Как говорится в релизе ведомства, Сергей Рудица подозревается в том, что «в течение 2011 и 2012 года ... дважды необоснованно подписал акты о выполнении работ, при этом по халатности не удостоверился о фактическом их выполнении. Указанные акты послужили основанием для перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика в сумме почти 31 млн рублей... В результате халатных действий подозреваемого бюджету Уссурийского городского округа был причинен крупный ущерб».
Парадокс ситуации в том, что, как говорят в ЗАО «Энерготех», работы, выполненные согласно подписанным актам, и на самом деле выполнены, это было зафиксировано не только представителями администрации Уссурийска, которые основывались на представленной им документации, но и сотрудниками приморского управления Федеральной службы безопасности, которые в ходе доследственной проверки в 2012 году уже посещали Петербург и имели возможность лично наблюдать приготовленные к монтажу детали турбин.
Конкурс на турбину для котельной № 5 в Уссурийске в рамках долгосрочной целевой программы по энергосбережению был объявлен в августе 2011 года. Представители «Энерготеха» приняли участие в конкурсе, заранее оговорив, что правила о 30-процентной предоплате работать не смогут, согласно практике, сложившейся в отрасли, предоплата должна составить не менее 70 %.
«Мы честно предупредили, что если выиграем конкурс, но не сможем договориться о более существенных авансах, то будем вынуждены отказаться, так как под муниципальные контракты кредит получить практически невозможно, – объясняет коммерческий директор «Энерготеха» Анатолий Савицкий, – нам сказали, выигрывайте, все решим, заключим дополнительное соглашение». Конкурс «Энерготех» выиграл. В администрации Уссурийска не обманули, заключили дополнительные соглашения, в соответствии с которыми были утверждены этапы работ и графики, по которым предоплата по каждому этапу достигала необходимых 70%. Конкурс на поставку второй турбины для той же котельной и на тех же условиях был выигран через месяц. Каждый контракт — на 38 792 000 рублей.
Дальнейшая история с двух концов страны выглядит по-разному.
«Мы начали работу и были готовы полностью выполнить свои обязательства и смонтировать турбины даже раньше срока, – уверяет Анатолий Савицкий, – но Уссурийск задерживал выплаты. Без денег у нас не было возможности закончить сборку, мы физически не могли выполнить эти работы без денег».
По словам заместителя главы администрации Уссурийска Андрея Хомякова, вина в несвоевременном исполнении обязательств лежит на «Энерготехе».
Муниципальные власти Уссурийска подали в арбитражный суд иск с требованием расторгнуть контракт и деньги возвратить. В марте 2013 года суд согласился с требованиями истца, но «Энерготех» в апелляционной инстанции, в незнакомом для петербургских юристов Владивостоке, сумел настоять на своей правоте: компания имеет право на перечисленные ей деньги, но обязана уплатить Уссурийску пеню за просрочку исполнения договора. Аргумент о несвоевременной оплате опровергнут не был, но суд постановил, что «довод ответчика о том, что нарушение истцом условий контракта по предварительной оплате создало невозможность исполнить работы в срок, судом первой инстанции правомерно отклонен, поскольку спорным контрактом выполнение работ не поставлено в зависимость от авансирования работ». Результаты работ в виде изготовленных деталей турбин и подготовленной производственной площадки остались на хранении в Петербурге. Суд закончился в августе, а в декабре 2013 года в Петербург прибыл первый десант приморских чекистов.
«Я обрадовалась, когда к нам на завод пришли оперативники ФСБ. Я считала, что они все увидят и разберутся в том, что произошло, – вспоминает генеральный директор «Энерготеха» Наталия Агафонова, – правоохранители, которые, наверное, ожидали увидеть «пустышку», заметно удивились, увидев работающее производство, цеха, станки и приготовленные для сборки турбин комплектующие».
Составив соответствующие документы и получив показания, оперативники улетели. Тем удивительнее было через четыре месяца прочитать сообщение СК: «подозреваемый дважды необоснованно подписал акты о выполнении работ, при этом по халатности не удостоверился о фактическом их выполнении».
Сейчас следователи СК совместно с оперативными сотрудниками во второй раз осматривают «Энерготех», теперь уже в рамках предварительного расследования, пытаясь определить точную сумму, которую затратил «Энерготех» на уже выполненные работы.
«Несмотря на все сложности, мы и сейчас готовы завершить работы и произвести монтаж этих турбин, если они нужны Уссурийску, – замечает Наталия Агафонова, – несмотря на то, что в результате хронических неплатежей предприятие поставлено на грань банкротства, мы можем это сделать. Тем более, что для изготовления именно этого оборудования подготовлено наше производство. Конечно, разработанную документацию и комплектующие в принципе возможно передать для доработки на другое предприятие, но затраты будут неоправданно высоки».
Интересно, что оппонент «Энерготеха» по коммерческому спору, администрация Уссурийска, похоже, не против. Как сказал корреспонденту «Фонтанки» заместитель главы городской администрации Андрей Хомяков, отвечающий за вопросы жизнеобеспечения Уссурийска, местные власти рассматривают мировое соглашение как оптимальный выход из ситуации : «Городу нужны эти турбины. Программа модернизации продолжает действовать, в Уссурийске есть несколько котельных, на которые закон требует установить автономные источники питания. Закон не запрещает на любой стадии исполнительного производства достигнуть мирового соглашения. Это было бы выгодно и той, и другой стороне. Надо встречаться, договариваться».
Тот факт, что для котельной № 5 Уссурийск уже успел приобрести китайскую турбину (характеристики которой, по мнению специалистов, уступают российской), не смущает: в городе не одна котельная, нуждающаяся с автономном генераторе. Об уголовном деле, возбужденном в отношении своего шефа, заместитель главы отзывается, как о «полностью надуманном»: «Работы выполнены, это подтверждено актом, результаты переданы на хранение по договору. Просто идет предвыборная политическая игра».
Следственный десант из Приморья прибыл в Петербург
На петербургское предприятие «Энерготех» пришли следователи СК в сопровождении оперативников ФСБ.