Спектакль остановили, зрителей попросили покинуть зал. Погибший – 37-летний Евгений Кулеш – работал в театре с 2002 года. Человеком он был опытным – знал особенности выхода на сцену и ухода с площадки. По сообщениям очевидцев, артист погиб на месте, получив перелом основания черепа. Скандалы сотрясают Большой театр не одно десятилетие, но трагедия, случившаяся 9 октября, заставляет задуматься, почему главный театр страны регулярно попадает в ленты происшествий.
Техника безопасности подвела?
В отсутствие официального заключения Следственного комитета России, который всю ночь проработал на месте происшествия, нельзя сделать однозначных выводов. Декорация «бревенчатый лес» весит около двух тонн, не заметить движения такой конструкции, даже несмотря на шум, невозможно. Сотрудники утверждают, что в театре нет никакой техники безопасности. Сложнейший спектакль «Садко», сделанный на коленке за один месяц, перед показом был отрепетирован всего дважды.
Техника безопасности, равно как и забота о сотрудниках, – одна из самых слабых сторон Большого театра, знаменитого на весь мир миллиардными инвестициями.
Экс-премьер Большого театра, ректор Академии русского балета имени А. Я. Вагановой Николай Цискаридзе прокомментировал случившееся в Instagram, назвав произошедшее «работой эффективного менеджмента». Цискаридзе, давний оппонент нынешнего руководства Большого, уверен, что случившееся попытаются замять, как уже случалось не раз.
«По технике безопасности всё должно быть иначе. Во время любой смены декораций сначала даётся заглушка – занавес, который перекрывает всё происходящее на сцене. Затем все артисты должны уйти, и только потом конструкции начинают двигаться. По правилам этот процесс должен контролировать не только режиссёр-постановщик, но и два дополнительных режиссёра. Но в Большом техника безопасности, к сожалению, страдает», – рассказал народный артист о случившемся «Комсомольской правде».
«Перед премьерой эта самая декорация, которая убила артиста Кулеша, зацепилась за световые приборы и чуть не упала на людей», – написала подписчица Елена под постом Цискаридзе в Instagram.
Не в первый раз
15 января 2020 года на глазах у зрителей во время спектакля «Пламя Парижа» премьер балетной труппы Михаил Лобухин получил тяжелейшие травмы: разрывы ахиллова сухожилия и грушевидной связки, перелом коленной чашечки и разрыв мениска. Артист на сцене корчился от боли перед шокированной публикой, но помощь не приходила.
Вместо медиков или сотрудников охраны Михаила Лобухина унесли со сцены его коллеги, но и за кулисами пришлось ждать помощи более получаса.
В тот день в театре не оказалось ни медперсонала, ни обезболивающих, чтобы хоть как-то помочь травмированному артисту, – от болевого шока он мог скончаться на месте.
Где были кареты скорой помощи, которые каждый спектакль должны дежурить на заднем дворе храма искусства? Где охрана, которая могла помочь унести артиста со сцены? И главное: где были технические работники, которые тут же должны были опустить занавес? Публика, заплатившая внушительную сумму за билеты, запомнила муки премьера, получившего множественные травмы.
Академический Большой театр России – самостоятельная государственная корпоративная единица с большим штатом не только артистов, но и технических работников, с собственными врачами и массажистами, отделом охраны.
Скандалы и происшествия администрации Большого всякий раз удавалось спускать на тормозах. Вспоминается в первую очередь громкое дело о покушении на руководителя балетной труппы Сергея Филина, которого облили кислотой.
Скандальный ремонт
28 октября 2011 года Большой театр открыли с помпой после многолетней реконструкции: билеты стоимостью до 65 тыс. долларов, которые традиционно доходили до посетителей при помощи спекулянтов, роскошные декорации и зрительный зал, по-царски блистающий золотом.
Главная сцена страны, считавшаяся визитной карточкой всего Советского Союза, возобновила работу после шестилетнего ремонта. Множественные недоделки – гипс и краска вместо покрытой сусальным золотом роскошной лепнины, гаснувший свет, ломающиеся новые кресла и частично не работающие лифты, месяц назад введённые в эксплуатацию.
Было и то, что обычно скрыто от посторонних глаз: в отремонтированных репетиционных залах возвели крайне низкие потолки. Что такое низкий потолок для ежедневно прыгающих и танцующих артистов балета, несложно представить.
Открытие Большого после реконструкции – масштабное событие 2011 года – запомнилось как самый дорогой, громкий и скандальный проект современной российской культуры. Беспрецедентные траты на ремонт обернулись уголовным делом о нецелевом использовании средств. Выявленные Следственным комитетом при прокуратуре нарушения указывали на то, что за одну и ту же работу платили трижды, а деньги при этом расходовались бюджетные.
Прокуратура заинтересовалась реконструкцией Большого после проверки, проведённой Счётной палатой. Всего, по информации ведомства, на ремонт объекта потратили в 16 раз больше бюджетных денег, чем было запланировано.
Первоначальная смета составляла 98 млн рублей, а по дополнительным соглашениям подрядчикам перечислили 1,6 млрд рублей.
Счётная палата РФ заявляла о более чем десятикратном превышении затрат на реконструкцию. Работами руководила специальная дирекция при Министерстве культуры России. Как это принято в Большом, теперь уже бывший директор театра Анатолий Иксанов (занимал пост с 2000 по 2013 год), пошёл по касательной в этом громком деле.
В августе 2003 года дирекция и ЗАО «Курортпроект» заключили контракт на проектирование второй очереди реконструкции театра на сумму 98,4 млн рублей. С 2003 по 2009 год дирекция трижды оплачивала «Курортпроекту» одни и те же работы по проектированию и подготовке рабочей документации: первоначально 98 млн рублей, затем 362 млн рублей и ещё 497 млн рублей.
В 2009 году сменился основной акционер генподрядчика реконструкции, им стало ЗАО «СУИхолдинг», входящее в группу «Сумма». Единственным владельцем «Суммы» был Зиявудин Магомедов, меценат и член попечительского совета Большого театра.
После перевода контракта «СУИхолдингу» произошло удорожание проекта в 16 раз относительно запланированной суммы. После того как Счётная палата озвучила результаты своей проверки, Минкультуры официально сообщило, что при реконструкции Большого театра никаких противозаконных превышений бюджета не было. Министром культуры тогда был ближайший друг экс-директора театра Иксанова Михаил Швыдкой.
После уголовного дела, возбуждённого прокуратурой, риторика и позиция Минкультуры РФ изменились: ведомство переложило ответственность за перерасход бюджетных средств на бывших руководителей учреждения, которые были уволены в конце 2008 года. «Курортпроект» спешно уволил сотрудников, которые занимались разработкой проектов для Большого.
С тех пор Большой театр стал ещё более закрытым для посторонних глаз. Смерть артиста Евгения Кулеша может серьёзно изменить отношение Минкультуры к управленческим подходам, царящим в главном театре страны.
Смерть в декорациях Большого театра
В Большом театре во время оперы «Садко» артиста придавило декорацией, он скончался.