Полпред президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин отправлен в отставку. На его место назначен командующий объединенной группировкой войск по проведению контртеррористических операций на Северном Кавказе генерал-майор Сергей Меликов. В структуре правительства создается новое министерство по делам и развитию Северного Кавказа, его возглавил губернатор Красноярского края Лев Кузнецов.
Таким образом, Владимир Путин окончательно ликвидировал медведевское «наследие» на Кавказе.
По словам главы администрации президента РФ Сергея Иванова: «Лев Кузнецов будет решать проблемы занятости населения, привлечения инвестиций и эффективного расходования бюджетных средств». Пресс-секретарь Дмитрия Медведева Наталья Тимакова сказала «Новой», что Александр Хлопонин «остается в ранге вице-премьера правительства и по-прежнему будет курировать Северный Кавказ». Что неудивительно: новоиспеченный министр Кавказа Лев Кузнецов — близкий соратник Хлопонина, с которым они долгое время проработали в «Норникеле». Сам Александр Хлопонин пока комментариев не дает. «Мы должны сначала понять, какой конкретно круг обязанностей будет возложен на Александра Геннадиевича в правительстве», — объяснила «Новой» пресс-секретарь вице-премьера Наталья Платонова.
Тем не менее Александра Хлопонина скорее можно поздравить с отставкой, чем посочувствовать. Назначение на пост кавказского полпреда в 2010 году стало для далекого от кавказских проблем успешного бизнесмена и красноярского губернатора Хлопонина полной неожиданностью.
В 2010 году, будучи президентом, Дмитрий Медведев начал реформировать управление на Кавказе. Указом он выделил из состава Южного федерального округа кавказские республики вместе со Ставропольем, сформировав новый округ. Свое решение тогда Медведев обосновал необходимостью «искоренения проблем региона: коррупции, терроризма, социокультурной деградации» не только силовыми, но и экономическими методами. Фактически это было начало новой политики федерального центра на Кавказе, логическим продолжением которой стало заявление главы ФСБ Бортникова в Махачкале о политике примирения и диалога, которой будут руководствоваться силовые ведомства.
СКФО придали особый статус, создали под него федеральные целевые программы, а развивать регион отправили Александра Хлопонина вместе с олигархами медведевского призыва, выходцами с Кавказа: Сулейманом Керимовым, братьями Магомедовыми и братьями Билаловыми. В преддверии Олимпиады в Сочи от Хлопонина и крупного бизнеса ожидали повторения «красноярского чуда» на Кавказе: резкого экономического роста и невиданных инвестиционных потоков в регион.
Но столь амбициозному проекту не суждено было сбыться.
До медведевской реформы проблемами Кавказа долгое время занимался полпред в Южном федеральном округе Дмитрий Козак. Человек жесткий, он лично контролировал распределение бюджетных средств в регионе и назначение ключевых фигур вплоть до глав республик. Созданная при нем Комиссия по улучшению социально-экономического положения в ЮФО фактически заменяла собой правительство, занимаясь в основном хозяйственными проблемами Кавказа. Помимо экономических и кадровых полномочий Козак обладал влиянием и на силовиков. Он входил в путинскую «Комиссию по координации деятельности федеральных исполнительных органов ЮФО», состоящую сугубо из руководителей силовых ведомств.
На этом фоне сдержанный и неконфликтный бизнесмен Хлопонин, который не обладал большей частью полномочий Козака, был воспринят местными элитами весьма скептически. Основную ставку Хлопонин сделал на улучшение имиджа Кавказа, развитие курортных зон в каждой республике и молодежную политику.
Хотя полпредство старалось изо всех сил, отношение к новой «московской» власти не менялось: бюджет не контролирует, на назначения не влияет, с силовиками не дружит, значит, можно почтительно улыбаться и ничего не делать, рассудили кавказские элиты. Именно поэтому большинство экономических проектов по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства захлебнулось в самом начале. А само полпредство просто не справлялось с потоком проблем. Хотя один и очень важный эффект от новой политики Медведева все же был: улучшение криминогенной обстановки на Кавказе, «диалог и примирение», о котором объявил Бортников, привело к резкому снижению оттока молодежи в лес к боевикам.
Надо отметить, что в экономическом провале было виновно не столько полпредство, сколько изменившаяся политическая ситуация в стране. В 2012 году президентом вновь стал Владимир Путин, и все начинания медведевской эпохи стали сворачиваться как «излишнее либеральничанье». Политика примирения и диалога стала резко меняться в пользу силовых методов, из полпредства в Москву уехало большинство соратников Хлопонина, молодых и толковых профессионалов, на которых он мог бы опираться. Начались проблемы и у крупного бизнеса. В итоге олигархи вынуждены были свернуть все свои проекты на Кавказе, в том числе и имиджевые (достаточно вспомнить историю Керимова и футбольного клуба «Анжи»), а некоторые, например, «товарищ Билалов», экс-глава «Курортов Северного Кавказа», обвиненный в растрате, и вовсе отправится в эмиграцию. Сам же Северный Кавказ в преддверии приближающейся Олимпиады в прямом и переносном смысле был законсервирован на военном положении. И смысл деятельности полпредства окончательно был сведен к нулю. Олимпиада прошла, настала очередь Кавказа.
Своими кадровыми перестановками Владимир Путин фактически переводит Кавказ обратно в режим ручного управления. Экономические вопросы и распределение бюджета отданы на откуп новообразованному министерству. Хотя пока не ясно, кто после опальных олигархов захочет инвестировать в кавказские республики. Пост же полпреда занял генерал МВД Сергей Меликов. 49-летний генерал этнический дагестанец, хотя родился и вырос в Подмосковье. На Кавказ он приехал служить еще в 1994 году, после окончания Военной академии имени Фрунзе, воевал в первую чеченскую, затем возглавлял отдельную дивизию оперативного назначения МВД, а с 2011 года руководил объединенной группировкой Внутренних войск на Северном Кавказе, имеет почетный знак отличия — краповый берет. И хотя пост полпреда все еще не предполагает наличие силовых полномочий, с такой биографией сложно представить, что новый полпред останется в стороне от решений, принимаемых силовыми ведомствами на Кавказе. Тем более что, по информации «Новой», Меликов будет иметь возможность непосредственно влиять на назначения и отставки руководителей федеральных структур на всем Северном Кавказе.
под текст
СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ «НОВОЙ» КАДРОВЫЕ ПЕРЕСТАНОВКИ В ПОЛПРЕДСТВЕ ПРОКОММЕНТИРОВАЛИ ГЛАВЫ ДАГЕСТАНА И ИНГУШЕТИИ.
Рамазан Абдулатипов: Хорошо, что формируется не только полномочное представительство в новом качестве во главе с Сергеем Алимовичем, но и параллельно министерство по делам и развитию Северного Кавказа. Это позволит заниматься не только военно-политическими вопросами, но и вопросами экономического и культурного развития нашего региона. Для Северного Кавказа нужно постепенно уходить от силовых методов регулирования ситуации к экономическим и культурным. Надо чтобы эта работа была организована совместно с другими регионами и всем государством. В моем представлении полномочное представительство и министерство должны перейти к другой модели управления — к эффективному развитию. Может, нужно меньше дотаций, субсидий, и дать возможность для самостоятельного и эффективного развития. Кавказ реагирует даже на малейшие организационно-управленческие усилия, которые прилагаются. Кавказ готов к новому этапу своего возрождения.
Юнус-Бек Евкуров: Смена полпреда и создание министерства по делам Северного Кавказа — это второй этап новой управленческой политики Владимира Путина. Назначение Сергея Меликова полпредом говорит о том, что управление переходит в политическую плоскость, что сейчас упор будет делаться именно на социально-экономическую составляющую развития региона. Я лично знаком с Сергеем Алимовичем, он боевой офицер, хороший управленец и справедливый человек с прямым характером. Отлично разбирается не только в военных тонкостях, но и в политической ситуации на Кавказе и имеет хорошие отношения с главами всех республик. Он понимает, что только военными методами проблемы не решить, порядок необходимо наводить, повышая уровень жизни людей и поднимая экономику.
Рамзан Кадыров поблагодарил Владимира Путина за мудрые решения на сайте правительства Чеченской Республики: «Наши «друзья» — Запад и Европа — все равно будут пытаться расшатать ситуацию на Кавказе и в целом в России. Поэтому большой плюс в том, что округ возглавил военный человек. Думаю, основной упор будет сделан на решении вопросов безопасности и экономического развития регионов СКФО», — заявил Кадыров. «Больше нам добавить нечего», — сказал «Новой» его пресс-секретарь Альви Каримов.
«Смирись Кавказ»?
Кадровый бум в российской элите: на Кавказ назначен генерал-губернатор.