Правоохранительные органы задержали директора КПК «Содружество» Александра Богомаза, сообщил его представитель Вячеслав Кантер. По словам господина Кантера, задержанию якобы предшествовала проверка организации со стороны ЦБ и выемка документов сотрудниками ФСБ. Дозвониться по телефонам кубанских офисов КПК не удалось. Часть экспертов считает, что, несмотря на проблемы, работа кооператива может быть продолжена. Другие предполагают, что КПК, вероятно, ожидает принудительная ликвидация.
Директор одного из старейших кредитно-потребительских кооперативов Кубани «Содружество» Александр Богомаз задержан в рамках уголовного дела, заведенного по ст. 159 УК РФ (мошенничество), об этом „Ъ-Кубань“ сообщил генеральный директор ООО «Атриум Консалт Групп» Вячеслав Кантер (компания оказывает господину Богомазу юридические услуги). В УМВД по краю оперативно подтвердить информацию не смогли. По данным господина Кантера, задержанию якобы предшествовала проверка Центрального банка РФ и обыск, произведенный ФСБ по поручению Росфинмониторинга.
Согласно информации на сайте организации, КПК «Содружество» привлекал средства граждан по ставке от 10% до 13,95% годовых и выдавал займы под 15,6—31,2% годовых. По данным системы «СПАРК-Интерфакс», КПК «Содружество» зарегистрирован в 2011 году, основной вид деятельности — деятельность по финансовой взаимопомощи. Чистая прибыль кооператива в 2017 году составила 198 тыс. руб., чистые активы — 47,2 млн руб. Собственниками КПК являются ООО «Содружество» и шесть частных лиц.
Ранее в адрес „Ъ-Кубань“ поступило письмо за подписью Вячеслава Кантера, в котором сообщалось, что якобы в декабре прошлого года почти весь топ-менеджмент «Содружества» одновременно уволился из кооператива. «Ряд ключевых сотрудников КПК, ответственных за движение денежных средств, сдачу отчетности, юридическую работу, одновременно написали заявления об увольнении. Отчетность должным образом передана не была. В связи с этим с декабря 2018 года работа кооператива парализована»,— утверждается в письме. Там также уточняется, что в кооперативе осталось всего несколько сотрудников, среди которых и директор Александр Богомаз. По версии господина Кантера, они не могут предоставить правоохранительным органам информацию относительно деятельности «Содружества» в полном объеме из-за пропажи части документов.
«У нас есть подозрения, что, вероятно, уволившиеся руководители могли заключать договоры с подконтрольными им компаниями. Мы пытаемся понять, насколько реальны эти договоры, переводились ли по ним деньги. Если окажется, что сделки фиктивные, мы будем их оспаривать»,— рассказал Вячеслав Кантер.
В письме также указано, что по состоянию на январь 2019 года в кооперативе насчитывается около 3 тыс. пайщиков. При этом 90% из них — пенсионеры и пожилые люди. В крае работает более 20 отделений организации. На сайте организации выложено объявление о том, что до 1 февраля офисы кооператива работать не будут. Внеочередное собрание пайщиков назначено на 2 февраля. „Ъ-Кубань“ попытался связаться с несколькими офисами КПК «Содружество», однако телефоны либо не отвечали, либо были выключены. Также не удалось связаться с собственниками ООО «Содружество».
По словам Вячеслава Кантера, якобы на момент ареста директора кооператив имел достаточные объемы активов, включая средства на счетах, чтобы рассчитаться с пайщиками. «На сегодняшний день нет ни одного неисполненного договора. До марта все обязательства по договорам перед пайщиками выполнены, в марте должны осуществляться очередные выплаты»,— уточнил он.
«В случае пропажи финансовой отчетности и при наличии признаков нарушений законодательства должно быть возбуждено уголовное дело. В ходе дознания и расследования принимается решение в отношении руководителя КПК, которое может быть как достаточно мягким (например, подписка о невыезде на время следствия), так и предельно жестким, вплоть до помещения его в следственный изолятор»,— рассказал аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев.
По мнению эксперта, в таких случаях кооператив может продолжить свою деятельность. «Пропажа денежных средств со счетов КПК — факт неприятный, но не являющийся приговором для кооператива. С другой стороны, если деньги пайщиков найдены не будут, КПК может столкнуться с определенными финансовыми трудностями, вероятность успешного преодоления которых заранее трудно оценить»,— сообщил господин Коренев.
Иного мнения придерживается партнер юридической компании «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов. «За пропажу отчетности, кроме административной ответственности, иной не предусмотрено, то есть привлечение к ответственности именно на этом основании маловероятно. Однако в таких случаях последствия для самого кооператива могут быть крайне негативными: КПК может быть принудительно ликвидирован с предварительным введением временного административного органа. На такой орган обычно возлагается ответственность максимального восстановления системы отчетности, насколько это возможно. Но, к сожалению, как показывает практика, вероятность возврата паев в таких историях крайне мала, поскольку если отчетности нет, то и установить и подтвердить факт внесения средств пайщиками не представляется возможным»,— отметил эксперт.
«Содружество» Александра Богомаза не выдержало проверки
Задержан директор кубанского кредитно-потребительского кооператива.