Скандально известная чета Агишевых вновь оказалась в центре внимания жителей Перми. Это произошло после того, как местный политик Илья Лисняк обнародовал неизвестные ранее страницы из их богатой биографии. Расследование в трёх сериях посвящено источникам семейных капиталов семьи, махинациям Агишевых с бюджетными и газовыми деньгами, а также их активном сотрудничестве с представителями антироссийски настроенных сил.
История возникновения немаленького состояния Агишевых начинается с далёких девяностых. Именно тогда главе семейства посчастливилось попасть в команду миллиардера из нынешнего списка Forbes Андрея Кузяева и занять пост первого вице-президента Пермской финансово-производственной группы (ПФПГ). Получив доступ к ресурсам Кузяева, Агишев будто бы на его деньги принялся скупать себе акции компании «Уралгазсервис». Бывший министр по делам национальностей и региональной политики РФ Евгений Сапиро, в своё время открывший Кузяеву дорогу в бизнес, публично в СМИ называет появление Агишева в ПФПГ большой кадровой ошибкой, которую команда Кузяева расхлёбывала много лет. Пойманного за руку Агишева выгнали из ПФПГ, а затем Кузяев настоял на его исключении из Строгановского клуба, в который входили ключевые представители элиты того времени.
Одновременно с этим развивалась ещё одна сюжетная линия: в 1993 году неиспользованные после приватизации ваучеры были оформлены на воспитанников пермских детдомов, что дало жизнь инвестиционному фонду «Детство-1» с сиротскими ваучерами. Далее эти ваучеры были переданы некоторому кругу физических лиц для приобретения акций Газпрома, чтобы получать больший доход. Сказано – сделано, акции получены, и часть денег вложена в уставной капитал нескольких созданных коммерческих организаций. В конце концов эти и другие структуры вошли в финансовую группу «Ермак».
И тут на сцене появляется Андрей Агишев, который умело проводит нужные операции с акциями, и финансовая группа с сиротскими деньгами плавно перетекают ему под контроль. С тех пор сирот, которые по сути являются миноритарными акционерами, похоже, банально игнорируют, а детским домам предлагаются различные заумные схемы по возврату акций, например, через дополнительные эмиссии.
Поддали газу…
Но дети, извинтите за каламбур, это только цветочки… В январе 2006 Агишев продаёт захваченную, как можно полагать, на кузяевские деньги компанию «Уралгазсервис» структурам Газпрома за 23 миллиона долларов. Одновременно с этим его назначают генеральным директором Пермрегионгаза (ключевой газпромовской структуры в Пермском крае). И схемы личного обогащения начали приносить Агишеву настоящие плоды.
Вот одна из них: на тот момент газ в Пермском крае поставляли три организации: сам «Пермрегионгаз», компания «Ямалэнергоресурс» и ООО «Конфиденс». Как только Агишев получил высокую газовую должность, всем крупным потребителям газа стали рекомендовать работать именно с ООО «Конфиденс», и хотя цены у них выше рыночных – под давлением газовиков бизнесу приходилось соглашаться.
Что за Конфиденс такой? Владелец компании – тёща Андрея Агишева Светлана Бушкова. Директор – член совета директоров агишевской ИК «Ермак» Сергей Харланов. А ведущий от лица компании все переговоры заместитель директора – тогдашний агишевский советник в Пермрегионгазе Леонид Ощепков. Разумеется, Конфиденс покупал голубое топливо у Пермрегионгаза, а затем перепродавал конечному потребителю дороже. Фактически можно видеть, что Агишев возглавил государственный Пермрегионгаз, чтобы затем заставлять всех втридорога покупать газ у своей фирмы-прокладки, доход от этой примитивной схемы мог исчисляться сотнями миллионов рублей.
Продолжая подминать под себя всю газовую отрасль региона, в январе 2008 года он оформляет на свою тёщу 50% доли в Ямалэнергоресурсе. С этого момента все три компании, поставляющих газ в Пермском крае, контролировались семьёй Агишевых. Ямалэнергоресурсу была уготована незавидная участь: как только Агишевы получили 50% в этой компании, его клиентам тотчас стали поступать настойчивые рекомендации перейти в Конфиденс, принадлежащий Агишевым на 100%. Затем они поспешили огорчить второго соучредителя Ямалэнергоресурса Евгения Ремпеля, у которого с Агишевым возник спор о долге в размере около 10 миллионов рублей. Спустя время лишённая клиентов и оборотов компания Ямалэнергоресурс была ликвидирована. После ухода Агишева из Пермрегионгаза была переименована, а затем ликвидирована и компания «Конфиденс». Без административного давления Агишева с поста главы Пермрегионгаза на потребителей этот посреднический бизнес функционировать просто не мог.
Я всё верну… Потом… Может быть…
В начале «десятых» Агишев начал терять своё влияние. Сначала его осудили за незаконное предпринимательство, но ему удалось избежать наказания благодаря экономической амнистии. Затем газовик Агишев, одновременно возглавлявший легендарный баскетбольный клуб «Урал-Грейт», был пойман на мошенничестве в особо крупном размере и растрате. Контролируя «Урал-Грейт», Агишев с 2008 года имитировал внебюджетное финансирование от подконтрольных ему ООО «Конфиденс» и ООО «Типография „Лазурь“» для получения бюджетных средств на баскетбол. Деньги из краевого бюджета и из Пермрегионгаза затем оказывались на счетах агишевских фирм и похищались. Суд признал его виновным, суммарный ущерб от сомнительных действий Агишева следствие оценило в 103 миллиона
Андрей Валентинович сложа руки не сидел, попросив отсрочку для погашения нанесённого бюджету ущерба (30 миллионов. После того, как ему дали возможность добровольно вернуть деньги до августа 2020 года, он, как предполагается, переписал все активы на аффилированных лиц (тёщу Светлану Бушкову, дочь Александру Тихонову, её мужа Романа Тихонова и других номиналов). Одновременно с этим Агишев, можно думать, наплодил серию фейковых договоров, по которым он оказался должен кучу денег своим же компаниям.
Например, главным кредитором Андрея Агишева (сомнительный долг свыше 70 миллионов) стало АО «Проектное финансирование», которое возглавляла их семейный юрист Александра Гуляева, она же Посохина (эта организация также являлась учредителем ликвидированного агишевского интернет-журнала «Звезда», который был заблокирован Роскомнадзором за публикацию недостоверной информации и фейков, и от которого остался только телеграм-канал). Сейчас «Проектное финансирование» ликвидировано, его правопреемником стало АО «Недвижимость Прикамья», генеральный директор которого – сам Агишев Андрей Валентинович.
Аналогичная ситуация и по ООО «Перминвестхолдинг» с уставным капиталом 10 000 рублей, нулём сотрудников и такими же нулевыми оборотами. Этой организации Агишев якобы задолжал 5.5 миллионов, откуда эта фирма взяла такие деньги неясно, но известно другое: директор и учредитель компании – его дочь Александра Агишева-Тихонова.
Также семейный агишевский номинал Светлана Новикова (в разное время возглавляла многие юрлица из агишевского холдинга – сейчас, например, руководит ООО «Проектный Офис») выкупила за бесценок долги Агишева перед структурами Газпрома. Ровно в этот момент Андрей Агишев подал на банкротство, прописавшись в соседней Удмуртии. Вышеописанные махинации, как можно полагать, позволили семье Агишевых полностью контролировать процесс банкротства, принимать любые решения от лица кредиторов (имея 79.02% голосов) и оставить с носом региональный бюджет, из которого в бюджет семейный, как видим, и перетекли десятки миллионов.
Когда летом 2020 года подошёл срок платежа, собрание кредиторов (то есть, семейный совет Агишевых) утвердил мировое соглашение и отсрочил выплату ущерба ещё на десять лет. Минфин Пермского края так и не смог отстоять в судах очевидную позицию, что эти действия наносят ущерб краевой казне, который, к слову говоря, до сих пор не погашен.
Но не только крупные суммы денег были присвоены Агишевыми за годы деловой и политической активности. В 2009 году, после банкротства баскетбольного клуба «Урал-Грейт», которым управлял Агишев, исчезли все клубные трофеи, включая кубки, медали и дипломы. Этот факт возмутил спортивное сообщество, а дело широко освещалось в прессе. Однако неожиданно эти трофеи «обнаружились» спустя годы, когда Дмитрий Махонин, на тот момент врио губернатора Пермского края, передал их в музей баскетбола. Это вызвало вопросы о том, каким образом Махонин получил доступ к украденному имуществу клуба. Возможно, это было частью негласных договорённостей с Агишевыми, которые, как предполагается, могли рассчитывать на покровительство со стороны нового главы региона.
Агишевы в политике: чужие среди своих…
С 2006 по 2011 год Андрей Агишев был депутатом Законодательного Собрания Пермского края и входил в президиум регионального политсовета «Единой России», одновременно возглавляя районное отделение партии в Ленинском районе Перми. Но после громких уголовных скандалов партию и парламент Агишеву пришлось покинуть, и коррупционные преступления поставили крест на его дальнейшей политической карьере. Именно тогда семья Агишевых начала примерять на себя образ оппозиционеров и непримиримых борцов с режимом.
Тогда представлять семью на политической арене решила жена Надежда Агишева. В 2016 году она вложилась в мандат депутата Пермской городской Думы от партии «Яблоко», причём на выборы шла вместе с нынешним губернатором Пермского края Дмитрием Махониным.
В одном из своих зданий в центре Перми Агишева открыла Центр городской культуры, и стала собирать там разнообразную «культурную общественность». Вот только проводимые там мероприятия очень часто вызывали недоумение и возмущение пермяков.
Так, в 2018 году Надежда Агишева провела с Институтом культуры Литвы при поддержке литовского Посольства фотовыставку «Литва: тело народное». Организаторы фестиваля среди прочего пытались, по-видимому, оправдать преступления, совершенные литовскими националистами (так называемыми «лесными братьями») в ходе Великой Отечественной Войны и послевоенный период. Фестиваль посетил Чрезвычайный и Полномочный Посол Литвы в России Ремигиуз Мотузас.
Выставка стала частью агишевского проекта «Гражданские сезоны», в рамках которой свои проекты в Перми реализовывали немецкие НКО, а также польские и британские «политические волонтёры».
Одновременно с этим Агишева спонсировала международную студенческую школу в Грузии «Вспоминая конфликты, думая о будущем». Мероприятие проводилось под эгидой Министерства иностранных дел Германии и предусматривало разработку проекта нового учебника истории для школьников бывших республик СССР. Аналогичная по содержанию школа прошла в Литве, её посетили преподаватели из Грузии, Литвы, Польши, Германии, Украины. Для участия в этих мероприятиях по переписыванию отечественной истории были направлены пермские студенты.
В 2019 году в Перми состоялось ЛГБТ***-мероприятие под названием «Выйти из замкнутого круга», которое широко освещалось в подконтрольных Агишевым СМИ. Оно было организовано вместе с ЛГБТ*-группой «Радужный мир», ЛГБТ*-организацией «Лабрис» и каким-то трансгендером из Кыргызстана. Участники мероприятия смотрели видео с болгарских гей-парадов и клипы певца Азиса (что-то вроде болгарской Кончиты Вурст). Прямых доказательств того, что Надежда Агишева организовывала и финансировала этот ЛГБТ*-междусобойчик нет, но о её симпатиях к тем, кто пропагандирует «нетрадиционные ценности» в местных СМИ писалось неоднократно.
В 2021 году Агишева собрала вокруг себя кружок городских активистов, в том числе руководителей пермского штаба Навального* (общественное движение «Штабы Навального»* признано экстремистской организацией) назвавших себя «Коалиция Плюс Один». Они объявили своей целью противостояние Единой России в регионе, а депутатка-яблочница предоставила им помещения своего ЦГК, могла помогать деньгами и советом. Позже выяснилось, что втеревшаяся к ним в доверие Агишева на самом деле поддерживала лидера регионального списка ЕР Дмитрия Махонина, и действовала строго в его интересах. Неудивительно, что коалиция на выборах потерпела сокрушительное фиаско, да и сама Надежда проиграла выборы и не попала в новый состав городской Думы.
Являясь ближайшей соратницей губернатора Махонина, Агишева, после провала на выборах была включена в состав Общественной палаты Пермского края, став, как полагают, неформальным куратором культурной сферы региона. Её ставленники возглавляют ключевые культурные институции Пермского края.
Так, директором Пермской художественной галереи является её подруга Юлия Тавризян. Из-за срыва сроков строительства нового здания галереи выселенные из здания Спасо-Преображенского кафедрального собора коллекции живописи хранятся в ненормативных условиях пыльных помещений завода «Телта». За хранение экспонатов бюджет Пермского края может платить находящемуся в СИЗО по обвинению в хищении денег Минобороны Игорю Морозову десятки миллионов рублей.
Ещё 70 миллионов налогоплательщики ежегодно могут перечислять всё тому же Морозову за коммерческую аренду здания бывшего автосалона Mercedes-Benz, в который по инициативе Махонина был перевезён государственный музей современного искусства PERMM. Ранее он размещался в просторном здании с арендной ставкой в 4,5 раза меньше – но, по-видимому, кулуарные договорённости с Морозовым привели к необъяснимому и дорогостоящему переезду. Помимо чудовищных расходов на аренду помещения ещё 118 миллионов будто бы ежегодно уходит на текущую работу и зарплату музейного директора Наили Аллахвердиевой, близкой подруги Надежды Агишевой. Музей постоянно оказывается в эпицентре скандалов, и даже сейчас в разгар военных действий там проходит выставка, которую можно оценить как высмеивающую российских военных и оскверняющую память о Великой Отечественной войне.
Как будут разворачиваться события дальше, покажет время. Имеются сведения, что деятельность Надежды Агишевой и её окружения, а также её тесные контакты с политическими кураторами из недружественных стран уже внимательно изучаются силовиками.
Соратница Махонина не вылезает из скандалов
Как чете Агишевых удалось припасть к деньгам.