В конце ноября в центре Москвы случилось любопытное происшествие. Съёмочная группа телекомпании «ТВ Центр», приехавшая в дом, стоящий на улице Краснопролетарской, готовить репортаж, неожиданно подверглась нападению. Журналистам брызнули в глаза перцовой смесью из баллончика, после чего избили и повредили камеру. Нападениями на сотрудников СМИ давно уже никого не удивишь. Однако, как правило, подвергаются им репортёры, ведущие журналистские расследования. В этот же раз избивали журналистов не криминальные «быки», а благообразные женщины с одухотворёнными лицами. Причиной ярости дам стала попытка телевизионщиков снять их духовного учителя – «епископа» Андрея Попова, более известного последние годы как «бог Кузя».
«Если вы хотите гарантированно стать миллионером – придумайте новую религию». Неизвестно, слышал ли об этой сентенции 37-летний уроженец подмосковного Долгопрудного Андрей Попов, но воплотил её в жизнь он вполне успешно. Настолько, что сама Русская православная церковь, обычно не удостаивающая вниманием сектантов, была вынуждена посвятить «богу Кузе» специальное коммюнике.
Поводом для этого стал тревожный факт. Впервые о Попове, получившем известность как «епископ Роман», заговорили лет пять назад на православных форумах. Мол, есть такой пастырь – хоть и молодой, но мудрый и добрый. Зрит на людей сердцем, потому как сам слеп. Читает лекции о христовой вере и многим уже помог.
Последователи Попова активно работали на православных выставках по всей России, собирая пожертвования на некий «сгоревший храм» и принимая деньги за заказ молебнов и треб. При этом молебны посетителям предлагались фактически на любой случай жизни – «о помощи в судебных делах», «о решении жилищного вопроса», «об успехе в бизнесе» и т.д. Естественно, что желающих поправить свои дела с помощью божественного вмешательства находилось немало.
По данным Московского патриархата, на каждой выставке Попову могло принадлежать до 30–40 павильонов, благодаря чему деньги буквально текли рекой. Посетители не вдавались в подробности, на какой храм идут сборы и к какой епархии он относится, – раз стоят с иконами и крестами, значит, имеют право.
– Людей уверяли, что за них будет молиться некий святой старец, в самом начале даже вешали портрет Попова, – рассказывала Ольга Францева, которой удалось покинуть секту. – Для участия в выставках требуется письменное благословение от храма, его легко получали от каких-нибудь сельских батюшек, мол, мы от вашего имени соберём пожертвования и вам часть отдадим. Батюшки получали по 5–10 тыс., Попов якобы 1,5–2 млн в неделю.
Личностью «слепого пастыря» вскоре заинтересовались в церкви. В результате выяснилось – священник Попов липовый. Да и не слепой он вовсе.
После этого разоблачённый самозванец признался своим сторонникам: на самом деле он вовсе не епископ, а – бери выше – сам бог. И зовут его Кузя, так теперь и величайте.
Впрочем, посетителям выставок Попова по-прежнему представляют как епископа – новость о его божественном происхождении однозначно повредила бы бизнесу. Который достиг уже таких масштабов, что в апреле прошлого года РПЦ даже пришлось, как уже сказано выше, сделать официальное разъяснение относительно «бога Кузи». В нём его секта открыто именуется деструктивной и тоталитарной, в которой адептов подвергают психическому воздействию и избиениям.
Для многих православие – это крашеное яйцо на Пасху
Что, если встреченный вами человек однажды заявит, что на самом деле он бог? У любого вменяемого индивидуума тут же возникнет резонное сомнение в адекватности подобного утверждения. Как минимум придётся потребовать подтверждений. К примеру, превратить воду в вино, совершить променад по воде или на худой конец оживить покойного.
Поэтому самозваные божества и пророки так никогда не поступают. А то ведь и правда благодарная паства потребует сотворить чудо. Нет, тут надо тоньше, вкрадчивее, деликатнее.
«Для того чтобы члены секты последовали за своим лидером, он должен сплотить их какой-то идеей. Но эта идея непременно должна быть им близка, понятна и, более того, соответствовать внутреннему настрою сектантов, – говорит психолог Роман Дементьев. – И тогда люди сами пойдут за своим гуру. Потому что вне секты они уже не найдут ни поддержки, ни понимания».
К примеру, как говорят, тот же Кузя среди прочих постулатов своего «учения» вроде бы как продвигал канон, что аборт не является грехом. Мол, умерщвлённый плод в своей прошлой жизни сам был убийцей и теперь вот его настигло наказание.
Ядрёная Кузина смесь православия и индуизма с идеей переселения душ приводила настоящих священников в оторопь. Зато паства принимала на ура. Какая женщина, сделавшая аборт, внутренне не мучается от этого? Тем более что официальная церковь однозначно провозглашает аборт убийством. А тут появляется пастырь, который говорит совершенно обратное, даря надежду и утешение. Как не прислушаться, не уверовать…
«Одна из причин переключения интереса людей с православия на различные сектантские или оккультные учения – сочетание религиозной неграмотности с тягой к таинственному, к мистике, – утверждает ответственный редактор сайта «Православие и мир» Виктор Судариков. – О христианской догматике и церковном учении книг много, о правилах поведения в храме – ещё больше. Об истории и различных интересных людях тоже немало. А вот об отношениях человека с Богом – недостаточно. И тогда таинственное ищется «на стороне». Ну и, конечно, добавляется обычный «общечеловеческий» оккультный соблазн – получить нечто необъяснимое, некий мистический опыт, не прилагая нравственных усилий, просто что-то выполнив и кого-то признав».
Социологи отмечают: несмотря на строительство огромного количества храмов, появление православных телеканалов, радиопередач и изданий, создание института священников в армии, медицине и местах не столь отдалённых, наконец, введение в школах предмета по изучению основ православной культуры, религиозное сознание россиян остаётся на крайне низком уровне. Подтверждают это и вполне себе компетентные данные ВЦИОМ: как показал соцопрос, 70% россиян называют себя православными, однако при этом лишь 55% верят в Бога, 21% знают о необходимости причащения и лишь 2% могут назвать все 10 заповедей!
То, что для большинства паствы православие ограничивается свечкой в храме и куличом на Пасху, признают и церковные иерархи.
«У нас очень распространено такое явление, как обрядоверие, – с грустью замечал председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион. – Оно заключается в том, что люди воспринимают веру как совокупность некоторых обрядов, в которые якобы укладывается вся вера. Допустим, на Пасху надо яйца красить, в Родительскую субботу – пойти на кладбище. В этом случае люди пытаются узнать Церковь исключительно с точки зрения того, какие обычаи в ней существуют, что можно, что нельзя, что надо носить».
Какой уж после этого критический взгляд на нелепые для любого действительно знакомого с основами христианства выходки новоявленных пророков, старцев и мессий!
В результате множатся ряды «иэнэнщиков», верящих, что в цифири из налоговой закодировано «число зверя», «царебожников», сравнивающих Николая II с жертвенным агнцем и призывающих покаяться всей страной за его убийство, почитателей Григория Распутина и Ивана Грозного, алармистов, убеждённых, что биометрический паспорт – первый шаг к Апокалипсису, и прочих, которых даже некоторые священники в сердцах уже и сами называют мракобесами.
В секты идут люди, неспособные разобраться в своей жизни
Однако хватает среди духовенства и консерваторов, активно поддерживающих эти верования. Более того, создающих новые.
Осенью 2008 года под Санкт-Петербургом разразился скандал. Настоятель расположенного в Стрельне храма Святой равноапостольной княгини Ольги игумен Евстафий Жаков выставил для всеобщего обозрения и почитания икону святой Матроны Московской. Рядом с ней был изображён Иосиф Сталин, а весь сюжет иконы пересказывал распространяемый молвой апокриф о якобы имевшей место встрече генерального секретаря и слепой старицы во время Великой Отечественной войны.
Однако многие прихожане не захотели молиться «отцу народов». Сам пожилой священник, известный своим трепетным отношением к вождю, убирать скандальную икону отказался. Наконец шум достиг Патриархии, и в конце концов игумен унёс лик к себе домой, заодно попросив освободить его от должности настоятеля храма.
Гораздо хуже может закончиться другая история, разворачивающаяся как раз в наши дни. В Пермской области некий «иеромонах Евстратий» ещё осенью увёл в заброшенную деревню группу своих последователей, состоящую из 50 человек, среди которых около 10 детей. В лесу сектанты, как убеждает он, смогут спастись от мира, который наполнен грехами. Медицину и образование «иеромонах» называет в числе главных. Связи с сектантами почти нет, и смогут ли они пережить зиму в лесу вдали от цивилизации, неизвестно.
Сколько именно существует сегодня в России сект, доподлинно не знает никто. Во-первых, на государственном учёте в качестве общественных организаций или религиозных движений стоят далеко не все из них. Во-вторых, цифра постоянно меняется. Достаточно появиться харизматичному предводителю, и со временем вокруг него образуется группа последователей, готовых внимать каждому слову учителя.
«К таким, как Евстратий, идут люди, которые ищут чудес, – утверждает руководитель православного миссионерского центра «Ставрос» Виталий Питанов. – Они ищут старцев, желая избежать ответственности за свою жизнь и переложить её на очередного самозваного «чудотворца».
До 2008 года Евстратий служил в Тульской епархии. Однако затем принялся критиковать священноначалие и был лишён сана. Как правило, санкции к радикалам из числа клириков церковные власти предпочитают принимать, только когда батюшку начинает заносить уже слишком сильно – как в случае с упомянутым выше игуменом Евстафием. Однако прихожан не смущает то, что их гуру перестал быть священником – к тому времени они уже готовы смотреть ему в рот.
В РПЦ всерьёз обеспокоены: многие люди идут в храм не к Богу, а к конкретному священнику. Мало того что это противоречит всем основам христианской веры, но ещё и делает из церкви этакий «духовный универсам», где каждый прихожанин легко может найти себе пастыря по вкусу, сообразно своим взглядам и убеждениям. Ну а если со временем и священник-борец с ИНН покажется слишком либеральным, всегда можно найти себе «бога Кузю».
Мнения
Александр Дворкин, президент Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского:
– Для того чтобы человек попал в секту, необходимо совмещение двух условий. Первое: сектантское предложение должно совпадать с интересами самого человека. Кому-то интересно просто «заниматься Библией», кого-то больше заинтересует бесплатный рок-концерт или уникальная медицинская техника, большой популярностью пользуются курсы боевых искусств, английского языка и занятия мировой философией. При этом обещают сектанты одно, а дают совершенно другое, но делают это с такой ловкостью, что человек сам не замечает, как становится членом организации. Особенно легко сознание потенциальных адептов подчинить с помощью разнообразных психотренингов типа: «Как повысить самооценку и приобрести влияние на других людей». Абсолютное большинство таких семинаров контролируется разнообразными сектами. Одно время я утверждал, что православные люди не попадают в секты, но после истории с пензенскими «сидельцами» мне пришлось пересмотреть своё мнение. Попадают, и ещё как, только приманка должна быть «православная» – «духоносный старец».
Вторым условием привлечения в секту является особое душевное состояние человека: он должен быть подавлен, находиться в состоянии стресса, когда критичность мышления понижена. Понятно, что есть люди более внушаемые, есть менее внушаемые, но в состоянии стресса внушаемость повышается, а стрессы бывают абсолютно у всех. У нас, сектоведов, есть такая поговорка: «У каждого человека есть свой гуру, и ваше счастье, если вы его никогда не встретите».
Справка
«Каждый сходит с ума по-своему» – это выражение очень подходит для современных сектантов.
В 1973 году французский автогонщик Клод Ворийон основал секту раэлитов. В обоснование своего учения он положил рассказ об инопланетянах-элохимах, которые якобы похитили его и прокатили на летающей тарелке по Вселенной. Вернувшись, Ворийон назвался Раэлем и начал призывать всех развиваться физически и духовно, чтобы достичь уровня продвинутых пришельцев. Поскольку опять прилетать на Землю элохимы пока не планируют, контактировать с ними можно путём медитации. Раэлиты ратуют за развитие науки и техники и клонирование человека. В конце декабря 2002 года секта объявила о рождении у них первого клонированного ребёнка, однако подтверждений этому представлено не было. Ещё один «пунктик» раэлитов – равенство полов и свобода проявления сексуальности. Поэтому медитировать дамам рекомендуется голышом.
В Нижегородской области действует так называемая церковь матушки Фотинии Светоносной. Её основательницей является Светлана Фролова, назначившая себя схиигуменьей. Основа учения – смесь околоправославных доктрин и ура-патриотизма. Так, в выстроенном Фроловой храме присутствует икона Владимира Путина. Как утверждает «схиигуменья», он в своём прошлом воплощении был апостолом Павлом, а затем князем Владимиром Святым. Сама же она прежде рождалась в личине святой княгини Ольги. Во время «служб» приверженцы секты поют вместо псалмов советский хит «Пусть всегда будет солнце».
Сотвори себе кумира
Откуда в нашей стране берутся самозваные пророки и почему россияне охотно им верят?