В банковском холдинге совладельцев золотого бизнеса на Дальнем Востоке - Азиатско-Тихоокеанском банке (АТБ) - началась странная кутерьма. С возможными геополитическими последствиями.
Череда странных событий накрыла Азиатско-Тихоокеанский банк (АТБ). Все началось утром 8 апреля, когда корреспондент агентства гражданских новостей «Ридус» обнаружил у московского офиса Азиатско-Тихоокеанского банка группу бойцов спецназа.
В общем-то в наше время, когда закрытие банков встало практически на поток, подобный визит не означал ничего необычного. Смущало, конечно, то обстоятельство, что этот визит стал объектом внимания «непрофильного» СМИ. Но это можно было списать на случай. Однако затем в деле АТБ начали проявляться куда более странные и загадочные вещи.
«У меня нет для вас никакой информации», - таким был первый официальный комментарий представителя банка. Тем временем неофициальные представители банка сообщили о том, что спецназ был приглашен именно банком для защиты от… правоохранителей, которые прибыли в АТБ для совершения неких правовых действий. Войны силовиков на улицах Москвы - это уже эпизод другого уровня. Во второй половине того же дня, официальные лица банка решили назвать враждебные силы.
Ими оказались представители Федеральной службы судебных приставов. В своем заявлении представители пресс-службы Азиатско-Тихоокеанского банка объяснили появление приставов их желанием арестовать счета одного из клиентов. Эти действия банкиры сочли незаконными, забаррикадировались и вызвали спецназ. Героическое поведение банкиров, стремящихся изо всех сил защитить интересы своих клиентов, выглядело уже куда менее правдоподобно, чем внезапное появление ранним утром «гражданского журналиста» около офиса филиала дальневосточного банка.
Замкнутый круг
Но еще более странным выглядело объяснение причин интереса приставов к клиентам АТБ. По версии информированного источника, «у органов появились претензии к банку, касающиеся вопросов обналичивания и финансирования несистемной оппозиции». Странность этой версии заключалась не только и не столько из-за смены всей истории (с «клиентской» на «отмывальную» с переходом на политическую), сколько из-за отмывания самой этой новости.
Операция состояла из трех шагов. На первом этапе агентство «Ридус» сослалось на агентство «Росбалт». «Росбалт» сослался на некое агентство «Национальные интересы». А уже ИА «Национальные интересы» сослалось… на "Ридус" .
Таким образом круг замкнулся. И стало понятно, что вокруг АТБ действительно сомкнулись какие-то серьезные тучи, к которым регуляторы отношения не имеют. Дальнейшее развитие событий лишь подтвердило эту версию. Сценарий с появлением в банке приставов повторился один в один 12 апреля. Опять в офисе Азиатско-Тихоокеанского банка появился спецназ, а новости по этому поводу стали ходить информационными кругами. Сообщение появилось на сайте «Ридуса», но ссылалось на сайт другого малоизвестного и удаленного от банка СМИ. Сюрреализм происходящего был усугублен атакой на сайт банка, которая произошла ночью перед вторым приходом неуемных приставов.
Таким образом, история с жестоким наездом силовиков «за поддержку несистемной оппозиции, и отмывание денег» подверглась жестокому испытанию. Трудно представить себе силовиков, атакующих веб-сайт банка.
Трест из банков и банкиров
Еще более загадочной является внутренняя жизнь самого АТБ. Накануне первого явления приставов, 7 апреля, было объявлено о переменах в управлении банком. С 19 апреля на пост председателя правления Азиатско-Тихоокеанского банка заступает Андрей Новиков, который до этого занимал пост председателя совета директоров. В свою очередь нынешний предправления АТБ Андрей Вдовин займет пост председателя совета директоров. Таким образом, два руководителя просто поменяются местами. Публично причину рокировки озвучил Андрей Вдовин, который, по информации СМИ, входит в число ключевых лиц, контролирующих АТБ. Он заявил о своем желании сконцентрироваться на общем руководстве банком.
Нынешняя рокировка Вдовина-Новикова - не первая в их общей карьере.
Новиков пришел в АТБ из банка «М2М Прайвет Банк», совладельцем которого был Вдовин.
Новиков пришел в АТБ из банка «М2М Прайвет Банк», совладельцем которого был Вдовин. Туда Вдовин пришел из Экспобанка, совладельцем которого он стал в 2005 году. А в начале 2008 года участников российского банковского рынка потрясла новость - Экспобанк был продан британскому Barclays за 745 млн долларов. Потрясающим в этой сделке был коэффициент – «4 к капиталу», или, как еще принято говорить, четыре книжки. Таких оценок банковский рынок не знал, и, видимо, еще долго не узнает.
Продолжение истории было не менее впечатляющим. Спустя три года - в 2011 году, Экспобанк был выставлен на продажу. Британцы очень долго искали покупателя, пока не «пристроили» его известному столичному банкиру Игорю Киму. Это сейчас тема под названием «продаем дешевый актив дорого уважаемому игроку на Западе, а потом аккуратно забираем "премию", оплачивая репутационные услуги» стала очевидной для всех, кто интересуется темой отмывания. А в 2008 году наивные финансовые журналисты действительно верили в потрясающие перспективы российского девелопмента и финансового бизнеса.
После продажи Экспобанка в публичном пространстве было заявлено о том, что бывшие его совладельцы переместились в «М2М Прайвет Банк». Хотя для банковских инсайдеров их присутствие там было очевидным задолго до этого факта.
Золотое дно АТБ
В реальности все эти операции и денежные средства ходят внутри одного банковского треста - неформального, но вполне реального холдинга, построенного на деньги от золотодобычи на Дальнем Востоке. Управляющая компания треста - корпорация «Петропавловск Финанс». Она выросла на фундаменте золотодобывающей компании Peter Hambro Mining, основной актив которой — ОАО «Покровский рудник». Сейчас эта компания называется «Петропавловск», по именам британца Питера Хамбро и россиянина Павла Масловского.
И можно аккуратно предположить, что именно эта корпорация является главной целью визитеров в АТБ.
Дело в том, что Азиатско-Тихоокеанский банк - один из крупнейших игроков рынка финансовых услуг на Дальнем Востоке. В свое время он был региональным подразделением Промстроймбанка по Амурской области. После реорганизации в 1992 году на свет появился Амурпромстройбанк, который сохранил клиентские и деловые связи в регионе, а в 2006 году превратился в Азиатско-Тихоокеанский банк. Это произошло после приобретения его структурами все того же «Петропавловск-Финанса». За короткое время банк превратился в крупное универсальное кредитное учреждение с отделениями в 18 регионах России. Но принципиально важным преимуществом банка стала его лидерская позиция по обслуживанию внешнеторговых операций на Дальнем Востоке. Несмотря на всю универсальность, основные маршруты его финансовых связей совпадают с золотыми путями. И это обстоятельство куда более важное, чем финансирование несистемной оппозиции.
Спецназ против приставов
Что стоит за загадочными визитами силовиков в Азиатско-Тихоокеанский банк.