Пока депутаты и Верховный суд закрывали одну брешь в законе об амнистии капитала, чтобы защитить декларации предпринимателей от силовиков, чиновники пытаются пробить другую. Как выяснили «Ведомости», воспользоваться декларацией предпринимателя Валерия Израйлита власти хотели не только в его уголовном деле, но и при его банкротстве.
Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с августа требует от Федеральной налоговой службы (ФНС) предоставить поданную предпринимателем спецдекларацию. Изъять ее уже во второй раз просит межрегиональное управление Росимущества в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Следующее заседание суда назначено на 19 декабря.
Декларация раздора
Признать Израйлита банкротом потребовал летом 2017 г. Балтинвестбанк, которому предприниматель задолжал 235 млн руб.
В апреле 2018 г. суд поддержал заявление банка, но в дело вмешалось управление Росимущества. Оно попыталось оспорить реструктуризацию долга – в отношении бизнесмена возбуждено уголовное дело по обвинению в выводе средств за границу при строительстве порта Усть-Луга, и поскольку он находится под стражей, то не мог расплачиваться по долгам. Если банк получит контроль над имуществом должника, будет нарушен баланс интересов сторон в споре, в котором участвует государство, указывало Росимущество.
При рассмотрении спора в 13-м апелляционном суде Санкт-Петербурга Росимущество попросило истребовать спецдекларацию Израйлита из ФНС, и суд поддержал ходатайство. Но ФНС отказалась выдать документ, сославшись на налоговую тайну. Кассационная инстанция вернула спор на новое рассмотрение, и Росимущество вновь потребовало доступа к декларации. Оно настаивало, что суду нужно определить полный перечень имущества и ценных бумаг Израйлита, чтобы сопоставить его с требованиями кредиторов, указано в материалах дела. Налоговая тайна, которая защищает в том числе декларации, может быть разглашена судьям, которым все госорганы обязаны предоставлять любые документы, говорится в решении Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Представители Израйлита подали апелляционную жалобу на определение суда об истребовании спецдекларации из ФНС, заявил «Ведомостям» один из его адвокатов Александр Почуев.
Адвокаты считают определение неправомерным и ссылаются на гарантии закона об амнистии капитала – спецдекларация защищена налоговой тайной и никто не может получить и использовать ее без согласия декларанта, объясняет он. Позиция ФНС по второму ходатайству в материалах дела не представлена. Если ФНС не исполнит определение суда в срок или по неуважительным причинам, ей грозит штраф, указано в определении суда.
Представители Росимущества и ФНС не ответили на запросы «Ведомостей». Балтинвестбанк как санируемый банк обязан своевременно гасить все займы, вне зависимости от срока и заемщика, объясняет его представитель, банк считает, что документы Израйлита истребуются, чтобы затягивать процесс. Представитель Верховного суда не ответил на запрос «Ведомостей», а арбитражного суда Санкт Петербурга и Ленинградской области – порекомендовал обратиться к публичным материалам дела.
Силовое решение
Это уже не первая попытка использовать спецдекларацию Израйлита против него. В 2017 г. следователи ФСБ с санкции суда изъяли ее в здании центрального аппарата ФНС, а районный суд Санкт-Петербурга поддержал использование декларации при рассмотрении его уголовного дела.
Точку в том споре о декларации поставил в ноябре 2019 г. президиум Верховного суда – он разъяснил, что сведения из декларации нельзя получить даже по решению и запросу суда, как и использовать декларации и данные из них в качестве доказательств в уголовных, административных и налоговых делах. И хотя именно такие гарантии установлены законом об амнистии капитала, депутаты Госдумы решили специально уточнить эти запреты в Уголовно-процессуальном кодексе (поправки находятся уже в Совете Федерации).
Но формально закон распространяется только на уголовные и административные, а не на гражданские дела, в том числе банкротства, обращает внимание партнер Deloitte Антон Зыков. Он не запрещает использовать спецдекларации в качестве доказательств по гражданским делам, согласен руководитель аналитической службы «Пепеляев групп» Вадим Зарипов. Поэтому суд может истребовать у ФНС декларацию по любому коммерческому спору, например о неисполнении договора, корпоративному, связанному с захватом актива, в деле о банкротстве, перечисляет он. Если ФНС откажется выдавать декларацию суду, то может сослаться на общий смысл закона об амнистии, который гарантирует декларантам защиту от любого использования их данных против них. Можно поправить закон, распространив его действие на любые дела или вновь запросить разъяснения Верховного суда, считает Зарипов. Специально оговаривать защиту от использования декларации в гражданских делах, о банкротствах, в хозяйственных спорах не нужно, уверен управляющий партнер «Щекин и партнеры» Денис Щекин. Если нельзя использовать декларацию в уголовных и административных делах, то уж в гражданских и подавно: это общий подход в праве, а все случаи в законе не описать, указывает он. Кроме того, гражданские дела слушаются в открытом режиме, а значит, данные из декларации будут раскрыты и все гарантии защиты информации лишаются смысла, говорит Щекин.
Декларации уже сданы и клиентам остается только с грустью читать новости про амнистию капитала, рассказывает налоговый консультант, оформлявший декларации крупных бизнесменов. Никто не ждал, что суды настолько неадекватно воспримут закон об амнистии, продолжает он. Применение закона продемонстрировало несостоятельность судебной системы, которая не способна следовать духу закона и постоянно требует ручного управления, согласен Зарипов.
Налоговики хотели побить Валерия Израйлита его же декларацией
После появления спецдекларации в уголовном деле ее потребовали и арбитражные суды.