26 сентября 2017 года впервые в своей истории Евразийская экономическая комиссия признала нарушение антимонопольных требований на трансграничном рынке и наложила штраф на нарушителей.
Лицами, допустившими злоупотребление доминирующим приложением, признаны российские компании – НЛМК и ВИЗ-Сталь. Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) — наднациональный орган по отношению к пяти странам-участницам Евразийского экономического союза (Кыргызстан, Армения, Беларусь, Казахстан и Россия). ЕЭК наделена полномочиями по антимонопольному контролю. Наличие таких полномочий призвано способствовать достижению целей создания Союза — формирование единого экономического пространства и обеспечение свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
ЕЭК обладает полномочиями по возбуждению и расследованию дел о нарушении принципов и правил конкуренции в случаях, если нарушение носит трансграничный характер, то есть оказывает (или может оказать) негативное влияние на конкуренцию на территории двух и более государств-участников ЕАЭС.
По мнению ЕЭК, нарушение НЛМК и ВИЗ-Сталь выразилось в злоупотреблении доминирующим положением на трансграничном рынке, границы которого определены территориями России, Беларуси и Казахстана. Комиссия установила, что НЛМК и ВИЗ-Сталь выступают единым участником рынка и образуют одну группу лиц (НЛМК владеет 100% долей в уставном капитале ВИЗ-Сталь). Обе компании осуществляют продажу электротехнической анизотропной стали и фактически являются монополистами на этом рынке. Так, совокупная доля НЛМК и ВИЗ-Сталь на рынке анизотропной стали в РФ составляет 99,9%, в Казахстане – 100%, в Беларуси – 100%.
При этом, осуществляя продажу на территориях трех стран, компании, по мнению Комиссии, нарушали требования закона, поскольку устанавливали различные цены на сталь для потребителей России, Беларуси и Казахстана. Первоначально НЛМК и ВИЗ-Сталь определяли базовую стоимость товара, которая была одинаковой для всех покупателей на территории РФ, Беларуси и Казахстана. Однако при реализации товара на территории Беларуси и Казахстана дополнительно к базовой цене ежемесячно с 1 января 2015 года по 30 июня 2016 года устанавливалась доплата, размер которой составлял от 5,3% до 23% от базовой цены. По отношению к покупателям на территории РФ повышающий коэффициент не применялся.
Применение данного коэффициента НЛМК при рассмотрении дела объяснял наличием макроэкономических рисков, нестабильностью товарных рынков стали в Республике Беларусь и Республике Казахстан, волатильностью национальных валют, малыми объемами и нестабильностью потребления. Однако указанные доводы были отвергнуты Комиссией как необоснованные по той причине, что НЛМК и ВИЗ-Сталь осуществляли продажу на территории Беларуси и Казахстана на условиях полной предоплаты в рублях, следовательно, волатильность валюты и объем рынка не могли оказывать влияния на формирование цены. ЕЭС пришла к выводу о создании НЛМК и ВИЗ-Сталь дискриминационных условий реализации стали на территории Беларуси и Казахстана.
Наказания
Помимо полномочий по возбуждению и расследованию дел о нарушении основных принципов конкуренции, у Евразийской экономической комиссии есть и полномочия по установлению наказания виновным лицам. За злоупотребление доминирующим положением Договор о ЕАЭС предусматривает наказание для юрлиц в виде оборотного штрафа (общее правило: от 0,01 до 0,15 % выручки от реализации товара); для физлиц – фиксированный штраф в размере от 20 000 до 150 000 рублей. По результатам рассмотрения дела в отношении НЛМК и ВИЗ-Сталь были назначены следующие штрафы в общей сумме 217,5 млн рублей:
- 95 833 рублей — штраф заместителю вице-президента по продажам – директору по продуктовому маркетингу НЛМК за ежемесячное подписание распоряжений о применении коэффициентов макроэкономических рисков;
- 101 250 рублей — штраф вице-президенту НЛМК за утверждение распоряжения, устанавливающего саму возможность применения коэффициентов макроэкономических рисков;
- 77 781 511 рублей — штраф юрлицу – НЛМК за нарушение принципов конкуренции;
- 139 586 073 — штраф юрлицу ВИЗ-Сталь за нарушение принципов конкуренции.
Назначенные штрафы подлежат уплате в бюджет РФ (по месту регистрации виновных лиц). НЛМК и ВИЗ-Сталь в ходе рассмотрения дела признали факт применения коэффициентов макроэкономических рисков, однако настаивали на законности и экономической обоснованности своих действий, не признавая вину. Тем не менее, к троим из четырех нарушителей при определении размера штрафа были применены смягчающие ответственность основания за оказание содействия комиссии при рассмотрении дела. Исходя из решения Комиссии, единственное лицо без смягчающих обстоятельств, которое не оказывало содействие в работе Комиссии – вице-президент НЛМК.
Значение решения ЕЭК
Решение ЕЭК примечательно не суммами назначенных штрафов, поскольку и 77,8 млн для НЛМК, и 139,6 млн для ВИЗ-Сталь вряд ли окажут существенное влияние на экономическую стабильность данных компаний (согласно данным бухотчетности за 2016 год, только прибыль от продаж НЛМК составила 56,86 млрд рублей, прибыль от продаж ВИЗ-Сталь – 5,91 млрд рублей).
Значимость данного прецедента обусловлена тем, что впервые с начала своего функционирования (февраль 2012 года) Евразийская экономическая комиссия приняла решение, защищающее конкуренцию на едином рынке Евразийского экономического союза и наложила штраф на нарушителей. Теперь по аналогии с Европейской комиссией в ЕС (которая, к слову, славится своими рекордно высокими штрафами за нарушение конкурентных правил) при осуществлении трансграничной деятельности на территории Кыргызстана, Армении, Беларуси, Казахстана и России всерьез необходимо учитывать наличие наднационального органа, выполняющего функции антимонопольного контроля и проверяющего, в том числе, порядок формирования и экономическую обоснованность цен.
На текущий момент Комиссия проводит расследование по возможным признакам нарушений на рынках автомобильных шин, легковых и грузовых автомобилей, колес для железнодорожного транспорта, рынке станкостроения. Причем о росте значения Комиссии свидетельствуют и принимаемые на национальном уровне изменения законодательства. В 2016 году начали действовать поправки в отечественный закон о защите конкуренции, в соответствии с которыми, если речь идет о конкуренции на трансграничных рынках, то применению подлежит не национальное законодательство, а единые правила конкуренции на трансграничных рынках. Контроль за соблюдением этих правил возложен соответственно не на ФАС России, а на Евразийскую экономическую комиссию.
Конкуренция внутри ЕАЭС
При явной попытке усилить роль ЕЭК и поддержать конкуренцию внутри ЕАЭС, на практике в текущий момент наблюдается обратная тенденция. Согласно данным доклада ФАС России о состоянии конкуренции за 2016 год, ежегодно растет число компаний, которые в своей деятельности не ощущают конкуренции со стороны производителей из ЕАЭС. (см. ниже рисунок «Как почувствовали ли вы усиление конкуренции производителей из других стран ЕАЭС»). Только 2,3% компаний назвали в 2016 году влияние конкуренции со стороны производителей из ЕАЭС сильным.
Самыми безразличными к конкуренции внутри Союза оказались дальневосточные компании, 69,2% которых отрицают, что на их работу вообще каким-либо образом влияет конкурентное воздействие со стороны производителей из ЕАЭС.
Возможно, анализируемое решение как раз призвано повысить конкурентное воздействие внутри ЕАЭС и усилить роль Комиссии в контроле за соблюдением принципов конкуренции на трансграничных рынках.
От редакции. Forbes попросил НЛМК прокомментировать решение ЕЭК. В комментарии пресс-службы компании говорится:
«Решение, о котором идет речь, еще не вступило в силу и будет обжаловано.
Группа НЛМК на рынке ЕАЭС конкурирует с ведущими производителями трансформаторной стали из КНР, Кореи, Германии, Польши. Однако цены НЛМК существенно ниже цен других мировых поставщиков, что свидетельствует о выгодах казахстанских потребителей при закупках в России и делает выводы о дискриминации, по меньшей мере, непонятными.
На рынок Казахстана НЛМК поставляет трансформаторную сталь по тем ценам, которые обусловлены нестабильностью рынка, нерегулярностью закупок, низким уровнем платежной дисциплины покупателя и иными факторами, которые были подробно изложены Комиссии, однако полностью проигнорированы.
Цены на трансформаторную сталь в России регулируются предписанием ФАС России, которое ограничивает возможности НЛМК по индексации цен. В ЕАЭС таких ограничений не существует, что делает выводы о дискриминации бессмысленными, поскольку само национальное и наднациональное регулирование различны, соответственно, априори отсутствует единая база для сравнения.
Компания готова к тому, чтобы данную абсурдную ситуацию рассмотрел компетентный суд и иные органы в соответствии с процедурой, предусмотренной Договором о Евразийском экономическом союзе».
Стальной сговор: Европейская экономическая комиссия оштрафовала НЛМК
После наказания НЛМК и ВИЗ-стали на рынке стали Европейская экономическая комиссия начала расследование по признакам возможных нарушений на рынках автошин, легковых и грузовых автомобилей, колес для железнодорожного транспорта и рынке станкостроения.