Генпрокурор Юрий Чайка покидает свой пост в связи с «переходом на другую работу», объявила пресс-служба Кремля 20 января, не уточнив при этом, куда уходит работать руководитель надзорного ведомства. Чайка был главой Генпрокуратуры с июня 2006 года, а перед этим с 1999 года занимал пост министра юстиции.
За время службы Чайки в высшей прокурорской должности его сыновья, 43-летний Артем и 31-летний Игорь создали свои бизнес-империи, выросшие в основном на государственных подрядах. Юрий Чайка заявлял, что основой их успеха были только способности. «Сыновья всего добиваются собственным трудом, они ребята смышленые, с мозгами», — говорил он. По его словам, они сами создавали свой бизнес, «с нуля». За эти годы в прессе и социальных сетях не раз появлялись расследования о «смышленых» бизнесменах, и Владимир Путин даже высказывался о них на пресс-конференции 2015 года. «Нужно понять, они, дети генпрокурора, нарушили закон или нет, есть в работе генерального прокурора какие-то элементы, связанные с конфликтом интересов, он как-то содействовал и помогал этим детям, — отмечал Путин. — Для этого есть Контрольное управление президента. Мне не хотелось просто об этом говорить, но это не значит, что мы этим не занимаемся. Надо все внимательно просмотреть и очистить возможные составляющие сведений, появляющихся в интернете». Позже пресс-секретарь президента Дмитрий Песков уточнил — изучать бизнес детей генпрокурора Кремль не будет.
Бизнес для юриста
Выпускник Иркутского госуниверситета Артем Чайка начал карьеру в 1997 году в Московской городской коллегии адвокатов, а через четыре года защитил кандидатскую диссертацию в Академии Генеральной прокуратуры и стал адвокатом коллегии адвокатов «Чаадаев, Хейфец и партнёры».
Первым бизнесом старшего из братьев стал, как утверждал Фонд борьбы с коррупцией (ФБК), захват в декабре 2002 года Верхнеленского пароходства. Его бывший директор Николай Паленый в телеинтервью обвинил Артёма Чайку в рейдерском захвате предприятия. Вскоре после записи директор был найден повешенным. Официальное расследование утверждало, что это суицид.
При этом захвату компании, как утверждало ФБК, предшествовали действия дружественных Чайке миноритарных акционеров пароходства (инициировали проверки компании) и иркутской прокуратуры, которая проводила проверки и возбуждала уголовные дела на директоров. Прокуратурой тогда руководила Альбина Ковалева, которая, как указывал ФБК, в 1980-е работала вместе с Юрием Чайкой в иркутской областной прокуратуре.
Генеральный прокурор Юрий Чайка в интервью «Интерфаксу» говорил, что «изложенные [в расследовании ФБК] сведения носят заведомо лживый характер и не имеют под собой никакой почвы».
До 2008 года иркутский Тыретский соляной рудник, один из крупнейших в стране, находился в госсобственности, а потом несколько раз выставлялся на аукцион, пока в 2010 году не был приватизирован никому не известной компанией «Солидарность» за 660,7 млн рублей. Ее конкуренты просто не были допущены до аукциона. Через несколько месяцев рудник достался «Восточно-Сибирской торгово-промышленной компании». О том, что бенефициаром рудника называют Артема Чайку, Forbes писал еще в 2014 году, притом что местные чиновники тему собственника рудника старались обходить стороной. «Я знаю, кто бенефициар нашего рудника, но давайте вы не будете называть его имени, а я не буду говорить вам на это ни да, ни нет», — говорил один из иркутских чиновников. А в 2016 году собственником «Восточно-Сибирской торгово-промышленной компании» с долей 90% стал Артем Чайка.
Когда в 2013 году в Калужской области разыгрывались права на единственное в стране неразведанное месторождение каменной соли — Воробьевское, славящееся залежами соли самого высокого класса, с аукционом, как и в Иркутске, произошли те же странности. Известному в отрасли крупному конкуренту в участии отказали, но допустили неизвестные компании и иркутский «Тыретский солерудник». В итоге именно эта компания получила лицензию на разработку месторождения. «Чем бы Артем ни занимался, его поддерживает отец», — говорил собеседник Forbes, знакомый с семьей Чайки.
В январе 2014 года Артем Чайка стал единственным учредителем калужской компании «Сибирский элемент — Рента-К», поставляющей песок, щебень и гравий в Калужской, Ярославской, Тверской и Московской областях и в том же году обнаружилось, что он получил полный контроль над челябинской нерудной компанией «Бердяуш», купившей в июне 2014 года контрольный пакет «дочки» РЖД — ее крупнейшего поставщика щебня «Первую нерудную компанию».
В 2015 году Артем Чайка стал одним из учредителей компании 3S Property Development, специализирующейся на строительстве жилья и апартаментов. Ему принадлежит треть, а остальное — трем известным на рынке девелоперам. Через год, писали «Ведомости», в ее портфеле было строительство торгового центра в Мытищах на 154 600 кв. м и офисного комплекса на улице Машкова в Москве площадью 4500 кв. м. Один из компаньонов сообщал, что за три-пять лет они собираются построить до 500 000 кв. м жилья.
В 2019 году компания «Три эс ритейл», связанная с 3S Property Development, стала единственным заявителем на приобретение 99% долей транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Некрасовка» со стартовой ценой 99 млн рублей. В состав ТПУ должны войти торгово-развлекательный центр площадью 57 000 кв. м, физкультурно-оздоровительный комплекс с ледовым дворцом, бассейн и спортзалы, а также храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Свет, мусор, шпалы, инжиниринг и еда
Игорь Чайка начал бизнес в более юном возрасте, чем старший брат, еще когда учился в Московской юридической академии им. О. Е. Кутафина. «Со второго курса я занимаюсь бизнесом… от производства продуктов питания до благоустройства, развития общественных пространств и создания архитектурного облика городов», — рассказывал он в интервью «Известиям». Его знакомые уверяли, что в 20 лет он, не становясь учредителем, вел дела с кредитным брокером «Деалса», который помогал получать в банках кредиты за 3% от их суммы, писали «Ведомости». А в 2010 году с частью сотрудников, покинувших «Деалсу» из-за кризиса, Чайка-младший создал свою первую компанию «Инновации света», занимавшуюся благоустройством общественных пространств.
Едва созданная, эта компания стала победителем десяти конкурсов на электромонтажные работы в Новороссийске более чем на 18 млн рублей, а в Москве получила господряды на декоративное освещение Крымской эстакады и Новоспасского моста и нескольких улиц более чем на 20 млн рублей. Позже «Инновации света» занимались благоустройством городских парков. В какой бы бизнес ни входил поначалу Игорь Чайка, где-то поблизости — либо компаньонами, либо близкими конкурентами — оказывались его бывшие партнеры из «Деалсы», Александр Цуркан, Александр Пономарев и Денис Галаган. ФАС, в 2013 году заподозрив компании Чайки, Цуркана и Гагагана в сговоре, передала материалы в Генпрокуратуру, но дела в итоге возбуждено не было.
В 2012 году бывший партнер Чайки Александр Цуркан учредил компанию «Хартия», которая с 2013 года стала участвовать в конкурсах на вывоз мусора в Москве и получила подряды стоимостью 42,67 млрд рублей на обслуживание Северного и Восточного округов Москвы. Чиновник московской мэрии и один из конкурентов уверяли «Ведомости», что компания принадлежит Чайке. Компания быстро росла. Она купила у Банка Москвы мусоросортировочный комплекс и парк мусоровозов и в 2014 году вывозила 15% столичных отходов. Через три года «Хартия» приобрела полигон во Владимирской области, сортировочный комплекс на Алтуфьевском шоссе, а Москва передала ей в аренду один из мусоросжигательных заводов. В 2017 году Чайка официально стал основным владельцем «Хартии», приобретя 60% компании.
В то время как «Хартия» получала первые контракты, компания «Т-индустрия», «дочка» созданной в 2013 году фирмы Чайки-младшего «Аква солид», выиграла конкурс РЖД на покупку за 3 млрд рублей 50% минус 2 акции крупнейшего в России производителя шпал «Бетэлтранс» (БЭТ). Эта фирма была победителем конкурсов РЖД на поставку до 2017 года железобетонных шпал на 269 млрд рублей.
А в 2016 году младший брат начал осваивать китайский рынок продовольствия. Он зарегистрировал с партнерами компанию «Русский экспорт», в которой ему принадлежит 41%. К середине года фирма уже успела отправить в Китай первые контейнеры продукции компаний «Хлебпром», «Озерский сувенир», производителя воды «Рычал-су» и других. «Русский экспорт» открыл офисы в Москве и Шанхае, и склады в Подмосковье, Шанхае и Ханчжоу, запустил электронную торговую площадку — www.dakaitaowa.com («открой матрешку» — кит.). В Китае к этому времени с ними уже сотрудничали три крупные торговые сети: Lotus Supermarket (82 гипермаркета), RT-MART (335), Weifang Group (622) и несколько онлайн-ретейлеров. Экспортом у Чайки занимаются две фирмы: «Русский экспорт» с российской стороны, а с китайской — зарегистрированная в Шанхае First Russian Cross-Border International Trading Ltd, имеющая местную лицензию на торговлю там алкоголем.
Последним из новых бизнесов Игоря Чайки стала совместная с госкорпорацией ВЭБ.РФ компания «Инжиниринг.РФ», в которой Чайке принадлежит 51%, а госкорпорации — 49%. Она будет заниматься специализированными строительными работами. В СП с госкомпанией будет участвовать принадлежащая Чайке «Национальная инжиниринговая корпорация», созданная в 2018 году. В ноябре 2019 года она получила право на субсидии из бюджета на 132 млн рублей на разработку цифровых платформ и программных продуктов для развития производства высокотехнологичной промышленной продукции.
Стая Чаек: как генпрокурор вырастил сыновей-бизнесменов
За годы, когда Юрий Чайка находился на высшей прокурорской должности, его сыновья построили настоящую бизнес-империю с интересами в самых разных сферах, от соляной промышленности и девелопмента до развития городских пространств и вывоза мусора. Сам Чайка-старший подчеркивал, что за успехом сыновей стоят исключительно их бизнес-качества