В свое время целью создания компании "Нацимбио" (100% - в собственности госкорпорации "Ростех", возглавляемой Сергеем Чемезовым) провозглашалось «обеспечения национального суверенитета России в области производства и поставок лекарственных препаратов». Хотели, как говорится, как лучше, а вышло, как всегда. "Нацимбио" начала понемногу подгребать под себя россйиский фармрынок, используя административные рычаги стала монополистом в государственных заказах.
Например, система ФСИН отныне будет только у чемезовской конторы закупать противовирусные препараты для лечения ВИЧ и гепатита для заключенных. С прошлого года «Нацимбио» также названо единственным поставщиком еще и отечественных вакцин для прививок, включенных в национальный календарь Правительство распорядилось передать "Нацимбио" крупнейшего в России производителя вакцин – НПО «Микроген» и госпакеты фармпроизводителей «Форт», «Синтез» и ряда других. В некоторых случаях обязательства, взятые на себя Чемезовым явно превосходят мощности, которыми распоряжается корпорация, так что не исключено появление на российском рынке контрафактных зарубежных препаратов. В соответствии с новыми президентскими инициативами, за российским фармрынком будет следить... тот самый "Ростех".
Как сообщают "Ведомости", президент России Владимир Путин поручил Минздраву, Минэкономразвития и другим заинтересованным ведомствам, а также госкорпорации «Ростех» создать и к январю 2018 г. запустить информационно-аналитическую систему мониторинга и контроля закупок лекарств для государственных и муниципальных нужд. Кроме всего прочего система сможет регулировать диапазон рекомендованных цен для госзакупок, рассказал замминистра экономического развития Евгений Елин. Оценивать затраты на создание такой платформы пока рано, говорит представитель Минэкономразвития.
Мониторинг станет отдельной услугой, интегрированной в уже существующую Единую информационную систему в сфере закупок (ЕИС) на портале zakupki.gov.ru, рассказывает Елин. Кроме того, она будет связана с Единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения (ее разрабатывает Минздрав, будет в том числе хранить медицинские данные граждан) и с госреестром лекарств, добавляет представитель «Ростеха». Дублирования функций не произойдет, заверяет Елин: госзакупщик будет использовать новую систему только для формирования заявки в ЕИС.
Система мониторинга будет предоставлять информацию о предложениях поставщиков, включая цены, результаты аукционов и исполнения контрактов, говорит представитель «Ростеха». Поможет она и Минздраву: тот сможет скачивать из ЕИС данные о госзакупках, сравнивать информацию о закупках между регионами или лекарствами, продолжает Елин. А покупатели получат возможность рассчитывать реальную цену приобретаемых препаратов, исходя из предоставленных там данных, добавляет человек, близкий к
менеджерам «Ростеха». Система поможет пресекать закупки по завышенным ценам и прогнозировать реальные потребности в лекарствах в масштабах страны, надеется он.
Система разрабатывается для удобства Минздрава и будет отвечать всем его требованиям, говорит Елин. Что это за требования, представитель Минздрава не уточнил. А другой чиновник ведомства объяснил: Минздраву необходимо, чтобы цены на лекарства в разных регионах пришли к единому знаменателю, сейчас они слишком разнятся. Муниципальные и региональные больницы закупают лекарства по отдельности, из-за этого велик разброс цен, согласен другой источник, знакомый с чиновниками администрации президента. Мониторинг поможет унифицировать цены, подтверждает он. Правда, для этого не обязательно создавать новую госсистему, считает он, достаточно, чтобы контролирующие органы внимательно следили за условиями лотов на сайте госзакупок.
Сейчас все заявки от государственных закупщиков уже составляются по единому стандарту, знает гендиректор DSM Group Сергей Шуляк: препараты, у которых есть аналоги, должны закупаться по международному непатентованному названию (действующему веществу), а не по бренду. Но это требование, по его словам, можно и обойти, указав в заявке любые дополнительные вещества, например, витамин С. Тогда такому требованию будет отвечать только один поставщик – правда, сейчас подобных злоупотреблений становится меньше, отмечает он. Система мониторинга будет унифицировать наименования по госреестру, а он не совпадает с реестрами дистрибуторов и производителей, сетует Шуляк. Дело в том, объясняет он, что в госреестре указаны регистрационные удостоверения лекарств, а не товарные наименования с описанием формы выпуска и количества таблеток.
Сложно представить, как будет регулироваться цена в такой системе: она определяется во время аукциона, а рекомендации по цене дает сам Минздрав, рассуждает гендиректор российского фармпроизводителя «Биокад» (поставляет препараты для госзакупок) Дмитрий Морозов. По его словам, «Биокад» и сам анализирует данные о закупках с портала zakupki.gov.ru и сейчас это очень сложно: данные слишком разные и часто несравнимые. Производителям нужно, чтобы запросы госзаказчиков были унифицированы хотя бы по названиям и по форме выпуска лекарств, говорит Морозов.
Существующая система zakupki.gov.ru отвечает всем требованиям производителей, с ней просто нужно научиться работать, не согласен сотрудник другой фармкомпании, также поставляющей лекарства для госзакупок. Новая прослойка между закупщиком и поставщиком навряд ли упростит ситуацию, сомневается он.
Стиль Чемезова: имеет то, что охраняет
Монополист «Ростех» решил следить за госзакупками лекарств.