Американские депозитарные расписки МТС подешевели до минимального уровня с декабря 2014 г., когда резко обвалился курс российского рубля. Со 2 ноября котировки МТС снизились на 13,3% до $6,39 за расписку (на 21.30 мск 12 ноября), а вся капитализация – практически на $1 млрд (см. график).
Падение началось 3 ноября после того, как Vimpelcom Ltd. – один из основных конкурентов МТС в России, Узбекистане и на Украине – сообщил, что зарезервировал $900 млн на случай штрафных выплат по делу, связанному с коррупцией в Узбекистане. Это дело сейчас расследуют минюст США, американская Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC), прокуратура Нидерландов и полиция по экономическим преступлениям Норвегии. 5 ноября по этому делу в Осло был задержан Джо Лундер, гендиректор Vimpelcom с 2011 г. по весну 2015 г. (спустя несколько дней был освобожден). А старейший акционер Vimpelcom, норвежский Telenor, был вынужден отправить в отставку своего председателя совета директоров после того, как его собственный владелец – министерство промышленности и торговли Норвегии объявило, что получило новую информацию о коррупционных связях Vimpelcom в Узбекистане.
Капитализация Vimpelcom со 2 по 12 ноября сократилась на 7%.
Но расследование касается еще и МТС, а также шведско-финского оператора TeliaSonera. Регуляторы подозревают всех этих операторов в необоснованном перечислении средств структурам, связанным с окружением дочери президента страны Гульнары Каримовой. МТС заявляла, что сотрудничает со следствием, и призывала не спешить делать выводы «на основе опыта других компаний на узбекском рынке».
Есть риск, что следователи выдвинут МТС те же претензии, что и Vimpelcom, говорит аналитик «Открытие капитала» Александр Венгранович. Поэтому, объясняет он, инвесторы исходят из того, что и штрафы (если их предъявят) будут соразмерными. Очевидно, что решение Vimpelcom зарезервировать $900 млн на случай выплат инвесторы могли «спроецировать» на МТС и прийти к выводу, что этой компании может грозить штраф аналогичного размера, согласен Сергей Либин из Райффайзенбанка. «Опасения рынка естественны, хотя и не известно, насколько они справедливы», – добавляет аналитик «Уралсиба» Константин Белов. Он призывает не проводить между двумя компаниями прямые параллели, поскольку у каждой своя история появления на рынке Узбекистана.
МТС вышла на этот рынок в 2004 г., заплатив $100 млн гибралтарской Swisdorn, связанной с «близким родственником президента Узбекистана», говорится в документах американского суда, заморозившего активы ряда участников дела по требованию SEC. В протоколе собрания акционеров Swisdorn, состоявшегося в 2004 г., этот родственник числился как акционер и председательствовал на собрании, следует из документов.
Заплатив $100 млн, МТС приобрела у Swisdorn 33% сотовой компании «Уздунробита», а другие 41% – всего за $21 млн у неназванного американского продавца. В 2007 г. МТС выкупила у Swisdorn оставшиеся 26% «Уздунробиты» уже за $250 млн – эта цена оказалась почти в 6 раз выше, чем было указано в их опционном соглашении от 2004 г., говорится в материалах суда.
А с 2008 г. МТС приступила к выплатам в адрес гибралтарской компании Takilant, тоже связанной с «близким родственником президента Узбекистана», чтобы ее «дочка» Teleson отказалась от записанных на нее радиочастот. В итоге частоты получила МТС. Всего с октября 2008 г. по июль 2009 г. МТС заплатила Takilant $30 млн, указано в документах суда.
Представители МТС отказались комментировать причины падения котировок.
Стоимость МТС снизилась на $1 млрд за считанные дни
Инвесторы опасаются, что ей, как и Vimpelcom, могут грозить штрафы по узбекскому делу.