Следственный комитет России (СКР) продолжает расследование уголовного дела из-за гибели восьми человек в хостеле "Соната" в Москве на Алма-Атинской улице. В качестве возможной причины пожара называется неисправность электрооборудования. Кроме того, постояльцы хранили в помещениях легковоспламеняющиеся жидкости, что способствовало распространению огня.
Что произошло, и кто мог "приблизить" трагедию - в материале корреспондента The Moscow Post.
Трагедия произошла в конце июля, и до сих пор вызывает шок и трепет не только у москвичей, но и у жителей других городов нашей страны. Тем более, что жертв могло быть гораздо больше - из огня удалось эвакуировать 200 человек (сам хостел находился в 16-этажном многоквартирном доме).
Примечателен следующий факт: люди не могли выбраться через окна, потому что на них установлены решетки. И в целом, судя по всему, хостел явно пренебрегал требованиями противопожарной безопасности. В таком случае он должен был сталкиваться с претензиями контрольно-надзорных органов, о чем мы еще поговорим.
Последняя "соната" Мироновых
Разумеется, у любой трагедии есть имя и фамилия. Уголовное дело возбуждено по статье УК РФ Статья 238 - "Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности."
Хостел принадлежит фирме "Мосмед", она – бизнесмену Рауфу Миронову и его дочери Элеоноре. Обоих уже арестовали, причем Миронова поместили в СИЗО. Он не согласен с обвинениями, но согласился выплатить компенсации родственникам погибших. Об этом пишет РБК.
В предпринимателе Рауфе Миронове очень трудно увидеть злодея. Он производит впечатление в какой-то степени жертвы обстоятельств. Бизнесмен средней руки, который зарабатывал для своей семьи, ища возможности увеличить собственные доходы при минимизации затрат - ничего необычного.
Помимо "Мосмеда", он является учредителем еще ряда не особо примечательных организаций. Там руководителем также указана его дочь Элеонора. Это ООО "Мосмед", ООО "Элитсервис", ООО "Маркет - Ю", ООО "Денко-с". В основном - торговля и оказание услуг.
Грубо говоря - мелкий предприниматель, с которого, кроме возможной взятки, и взять-то нечего. В целом ничего необычного. Но внимание привлекает другой момент: у Рауфа Мировнова есть ООО "Соната", но она занимается торговлей, а вовсе не оказанием услуг хостела.
На двери самого злополучного отеля красовалась вывеска именно ООО "Мосмед" (и ее электронный адрес—адрес хостела). Однако у "Мосмед" Миронова основная деятельность - заниматься стоматологической практикой. Одновременно у Миронова есть фирмы, которые имеют как лицензию на продажу алкоголя, так и лицензию на медицинскую деятельность.
Также известно, что, когда случилась беда, людей будила администратор, а вовсе не сигнализация. Как утверждают авторы авторитетного Telegram-канала "ВЧК-ОГПУ", якобы по документам сигнализация была, но она не сработала. "Как часто бывает, восемь человек погубили взятки и коррупция", - заключают авторы.
Кто тут "стрелочник"?
Сегодня гнев людей направлен на Рауфа Миронова и его дочь, которая трудилась гендиректором хостела. Но они не похожи на злодеев - скорее, на самых обычных мелких предпринимателей, которые пытались выжить и вести бизнес в условиях непрекращающегося давления чиновников и проверок самых разных ведомств.
Вину Мироновых должен установить суд - и негодующих москвичей можно даже понять. Но мало кто сомневается, в том, что собственник – скорее жертва той порочной системы, которая привела к трагедии.
Уже после пожара, 29 июля, прокуратура Москвы выявила ряд грубых нарушений пожарной безопасности. Об этом писал РБК. Но множество контрольных мероприятий прошли до этого.
Последняя проверка до пожара на соответствие хостела требованиям пожарной безопасности проводилась совсем недавно — в июне 2022 года, когда было выявлено семь нарушений. По итогам проверки Элеоноре Мироновой объявили предостережение. Но владельцы на это не обращали внимания.
У самой Элеоноры на сайте судебных приставов 22 неоплаченных штрафа. Налагались штрафы и на ООО "Мосмед", но их тоже не погасили. Приставы не смогли ничего взыскать из-за невозможности установить местоположение должника. Об этом пишет Life.ru.
Возникает резонный вопрос - почему тогда хостел преспокойно продолжал работу, а не был закрыт в результате мер прокурорского реагирования? Как бы кому не хотелось, но "повесить" всё на Мироновых тяжело. И вот в деле появился новый фигурант - сотрудник московского Управления МЧС России, инспектор Роман Сабельников.
Именно он проводил ту самую, последнюю перед трагедией проверку хостела. Как утверждают в СКР, в ходе проверки Сабельников "ограничился выявлением незначительных нарушений требований пожарной безопасности".
В отношении инспектора возбудили уголовное дело по ч. 3 ст. 285 УК (злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия). При этом сам Сабельников категорически отказался признавать свою вину.
"Сотрудник путем отражения в документации заведомо ложных сведений сокрыл материалы об административном правонарушении в отношении организации от направления в районный суд Москвы в соответствии с ч. 14 ст. 19.5 КоАП для принятия решения об административном приостановлении деятельности юридического лица", - говорится в сообщении, опубликованном в официальном Telegram-канале Следственного комитета РФ.
Вину господина Сабельникова надо еще доказать. Однако если это произойдет, вряд ли кто-то удивится. Как утверждают злые языки, в МЧС якобы давно уже существует порочная система, в результате которой становятся возможны такие трагедии.
Решётки на окнах не позволили людям эвакуироваться кратчайшим путем. Но ведь до этого проходила целая серия проверок противопожарной безопасности. Фото: tourdom.ru
Но если Сабельников имел какой-то личный интерес, кто поверит, что это - его личная инициатива? В таком случае, проверке должно быть подвергнуто всё, как минимум, московское Управление ГУ МЧС России.
У Желтова всё спокойно?
Между тем, там очень много интересного. Если на федеральном уровне в руководстве МЧС последний год наблюдалась определённая чехарда (связанная с трагической гибелью министра Евгения Зиничева), то в Москве руководство работает давно и стабильно.
Возглавляет ГУ МЧС по Москве уже третий год Сергей Желтов. Никто не может утверждать, что он лично, или его замы, могли быть в курсе нарушений в каком-то небольшом хостеле.
Вместе с тем, живет и работает Желтов уж очень кучеряво. Как писал Life.ru, ранее на него жаловались московские пожарные:
"Постоянные проверки по несколько раз на дню со стороны различных структурных подразделений превратились в карательную машину. Никакой помощи от проверяющих нет, только наказания. Условия в караулах ужасные, обеспечение никакое. Нас вынуждают попрошайничать и просить расходные материалы, краски, лампы, инвентарь, это стало нормой. Сотрудники не выдерживают и уходят, не дослужив до пенсии, в том числе увольняются штучные специалисты", — пишут подчинённые Желтова.
Если это правда, то начальника ГУ МЧС по Москве это явно не красит. При этом семья господина Желтова мало в чем может себе отказать: согласно только официальной декларации, ездит господин Желтов на премиальном внедорожнике Lexus LX470, владеет несколькими квартирами и участками земли в Москве. Кроме того, его семья прописана в шикарных апартаментах площадью 110 кв. м на проспекте Ленина в Магадане - по тамошним меркам это премиальное жилье. Оно, по сведениям Life.ru https://life.ru/p/1487895, почему-то в декларации не отражено.
Как утверждают источники The Moscow Post, в ГУ МЧС России могла быть организована целая система поборов с подчинённых, одним из выражений которой могло стать "попрошайничество" самих МЧСников - как об этом пишут пожарные в письме выше.
Интересны и близкие родственники генерала. Например, одна из дочерей Желтова, Ирина Шульпина живет в московском посёлке Коммунарка на улице Липовый Парк в жилом комплексе бизнес-класса "Москва А101". Двухкомнатные квартиры там стоят от 18 млн рублей. Можно было бы предположить, что папа зарабатывает столь много денег (с чего это?), что ему хватает на такое жилье для дочери.
Но ранее у самой Ирины Шульпиной был бизнес - кафе "Садко" в Магаданской области. Но после выяснилось, что этот бизнес не платил налоги и за электричество, а само здание общепита оказалось самостроем. Лишь после вмешательства областного прокурора кафе снесли, а долги выплатили. Об этом пишет Life.ru.
Конечно, Желтов тут формально не при чем. Но если в его семье принято, что где-то можно нарушить, где-то можно недосмотреть - и всё будет нормально, то подобную практику генерал Желтов мог принести с собой и в ГУ МЧС. А что, если в том кафе бы не соблюдались требования противопожарной безопасности, что, если могла произойти трагедия?
В трагедии в "Сонате" еще только предстоит разобраться и расставить все точки над i. Но совершенно очевидно, что повесить всех собак только на семью Мироновых будет неправильно. Похоже, что трагедия действительно могла стать следствием не только безответственности, но самой настоящей коррупции. И то, что под уголовное дело попал лишь один инспектор МЧС - по сути, мелкая сошка, лишь добавляет этой версии убедительности.
Столичные эмчеэсовцы сфальшивили с "Сонатой"
В деле о сгоревшем хостеле "Соната" в Москве речь может идти о целой коррупционной системе поборов в столичном ГУ МЧС.