Провокация взятки
Басманный суд Москвы вечером в среду, 15 февраля, арестовал старшего оперуполномоченного главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД (ГУЭБиПК) Сергея Астафурова, передает корреспондент РБК из зала заседаний. Сотрудника правоохранительных органов заподозрили в превышении должностных полномочий (ч.3 ст. 286 УК) в ходе разработки владельца Челябинского трубопрокатного завода (ЧТПЗ) Андрея Комарова. Астафуров по решению судьи Артура Карпова будет находиться в изоляторе как минимум до 14 апреля.
Комаров и его адвокат Александр Шибанов были задержаны в марте 2014 года при попытке подкупа сотрудника ФГУП «Промресурс», узнавшего о нарушениях при получении из бюджета почти 1,8 млрд руб. одной из подконтрольных ЧТПЗ компаний. Как сообщал СКР, эту сумму структура трубопрокатного холдинга необоснованно получила в 2011 году. Чтобы скрыть это, Комаров и его адвокат якобы пытались подкупить чиновника, предложив $300 тыс. Свою вину фигуранты не признали. Спустя почти два года дело было прекращено в связи с отсутствием состава преступления. Собеседники РБК, знакомые с ходом расследования, тогда отмечали, что расследование могло прекратиться, поскольку адвокатам удалось доказать: чиновник и правоохранительные органы спровоцировали предпринимателя на взятку.
Теперь Астафуров обвиняется в том, что сфальсифицировал материалы оперативно-разыскных мероприятий и «создал условия» для коммерческого подкупа, который вменялся Комарову и его адвокату. Как рассказал в ходе заседания суда представитель СКР, дело ведет центральный аппарат ведомства, а пособником оперативника МВД следствие считает директора ФГУП «Промресурс» Владимира Спиридонова, который был заявителем по делу в отношении владельца ЧТПЗ.
Обвинение строится на показаниях потерпевших — Комарова и Шибанова. Также в основу дела легли показания сотрудника прокуратуры Демидова, который обнаружил нестыковки в материалах расследования.
Представитель надзорного ведомства в суде отмечал, что, согласно показаниям Спиридонова, Астафуров подстрекал его написать заявление. Часть материалов уголовного дела против Комарова и Шибанова была фальсифицирована. Это доказано решением суда, который признал, что уголовное преследование Шибанова было незаконным, и присудил ему компенсацию.
Управление «Т»
Астафуров работал в управлении «Т» ГУЭБиПК, которое занимается преступлениями в топливно-энергетической сфере, но ему вменяют действия, которые он совершил в период работы в управлении «М» (оно осуществляет оперативное сопровождение по преступлениям в сфере машиностроения). Он был задержан сотрудниками ФСБ во вторник, 14 февраля.
Своей вины он не признал и отметил, что процессуальная проверка в отношении него длилась около полутора лет, и все это время он не пытался скрыться или повлиять на свидетелей. «Что касается показаний свидетеля Демидова, то, когда он установил факт нарушений, дело (Комарова и Шибанова) уже год как не находилось в моем производстве», — сказал Астафуров, отметив, что его уголовное дело «является провокацией преступника Комарова».
Адвокаты оперативника рассказали, что в 2016 году против него отказались возбуждать уголовное дело по тем же самым фактам. По их словам, с ходатайством об аресте выступили те же следователи, которые ранее расследовали преступление Комарова и Шибанова, а аресты по их ходатайствам санкционировал и в течение года продлевал
тот же Басманный суд, в частности судья Карпов. Последний в ответ на это заявление потребовал адвокатов «не показывать на судью пальцем» и «следить за своим антиправовым жаргоном».
Управление «Т» ранее возглавлял полковник Дмитрий Захарченко, он был арестован 10 сентября 2016 года. Его обвинили в получении взятки, злоупотреблении служебными полномочиями и воспрепятствовании производству предварительного расследования. При обыске в квартире полковника было обнаружено более $120 млн и €2 млн. Сам полковник при этом заявлял, что не имеет к этим деньгам никакого отношения. В конце января управление «Т» было ликвидировано.
«Дело Сугробова»
По такому же обвинению, как и в случае с Астафуровым, сейчас судят бывших руководителей ГУЭБиПК Дениса Сугробова, Бориса Колесникова и их подчиненных.
По версии обвинения, офицеры главка фабриковали уголовные дела на чиновников и бизнесменов, чтобы вымогать у них взятки и добиваться «благоприятных условий для подконтрольных юридических лиц и предпринимателей». Колесников покончил с собой в июне 2014 года, выбросившись из окна здания Следственного комитета после допроса. Родственники экс-замглавы ГУЭБиПК возражали против того, чтобы прекратить уголовное дело в связи со смертью, то есть по нереабилитирующим обстоятельствам, поэтому генерала судят посмертно.
Еще одно дело расследуется в отношении двоих оперативников управления «Б» ГУЭБиПК (по бюджетным преступлениям) Сергея Абрамова и Александра Соболя.
По версии следствия, в 2014 году оперативники незаконно вели разработку бывшего концертного директора группы «Земляне» Сергея Черенкова и бизнесмена Сергея Похилюка, которых позднее осудили за попытку продать основателю платежной системы QIWI Андрею Романенко место в руководстве партии «Единая Россия».
Суд арестовал коллегу полковника Захарченко
Сотрудник антикоррупционного главка МВД Сергей Астафуров, которому вменяется превышение должностных полномочий, отправлен под стражу по делу о незаконной разработке бизнесмена Андрея Комарова.