При этом упоминаемые в ходе конфликта федеральные компании А1 и AEON отрицают свой интерес к алтайскому «Кучуксульфату» — одному из трех частных предприятий, национализации которых требует Генпрокуратура. С 2017 года единственный в России производитель природного сульфата натрия пережил около сотни проверок. Акционеры говорят о «рейдерском давлении с участием представителей крупного бизнеса» и федеральных силовиков. Их оппоненты называют завод «алтайской Кущевкой».
Весной 2019 года в алтайском поселке Степное Озеро прошли учения ФСБ: более 400 человек захватили, а потом освободили химзавод «Кучуксульфат». Шокированные очевидцы признались краевому информагентству «Банкфакс», что не хотели бы пережить такое в реальной жизни. Они как в воду глядели: спустя два года Генпрокуратура подала иск о национализации завода, который на предприятии считают частью рейдерской атаки на него.
Благовещенский район в Алтайском крае — один из немногих, способных себя прокормить. Источника благополучия здесь два: минерал с красивым названием мирабилит, который вот уже 60 лет извлекают из рапы соленого озера Кучукское, и маленький розовый рачок Artemia Salina. Мирабилит, или сульфат натрия, используют в производстве стиральных порошков, стекла и бумаги, а плодовитую букашку Artemia — в косметологии, фармацевтике и как корм для креветок.
Добыча рачка была для местных жителей хорошим заработком: как говорят в Благовещенке, за грузовик ценного биоресурса китайцы отваливают 6 млн рублей. Но теперь Artemia — монопольный бизнес ОАО «Кучуксульфат», а точнее, его стопроцентной «дочки» АО «Биокапитал». Рачковую монополию хозяева района ревностно охраняют, гоняя по солончакам остатки прежних артелей. На этой почве между сельским людом и «биокапиталистами» случаются жестокие стычки с побоями и разбитыми машинами. В общем, обычная провинциальная жизнь.
Однако в последние годы ее прервало настоящее цунами визитов разных контролирующих ведомств на предприятие. Проверки шли кучно, отличались высоким федеральным статусом инициаторов и иногда некоторой странностью поводов.
ОАО «Кучуксульфат» создано в 1992 году в ходе акционирования одноименного советского завода.
Основные акционеры — бывший начальник Благовещенского райотдела ФСБ Василий Гамаюнов и его бизнес-партнеры, которым принадлежит больше двух третей предприятия.
По официальным данным, компания добывает 800 тыс. тонн сульфата натрия в год. Половина продукции идет на экспорт, среди покупателей — Henkel, Procter&Gamble, Unilever.
Выручка в 2020 году составила 6 млрд рублей, чистая прибыль — 733 млн рублей.
Компромат позвал в дорогу
Судя по данным ФГИС "Единй реестр проверок" события на «Кучуксульфате» развивались стремительно и пестрели упоминаниями таких персон, что у районного начальства холодело внутри.
В сентябре 2020 года зампред СК РФ генерал Ростислав Рассохов попросил Росприроднадзор проверить «Кучуксульфат» и «Биокапитал» на предмет законности добычи сырья и биоресурсов. Через месяц проверить завод в глухом углу отечества требует замгенпрокурора РФ Александр Буксман. При этом в качестве повода для проверок высокий чиновник называл в своем письме публикации с сайтов «Русский монитор» и «Инфопресса» (скан письма опубликовал ряд телеграм-каналов, дата и исходящий номер документа совпадает с данными «Единого реестра проверок»). Еще через месяц Благовещенский межрайонный прокурор Москвы запрашивает у гендиректора «Кучуксульфата» Горюнова документы, подтверждающие право компании на землю и недвижимость.
В 2021 году Владимир Путин по какой-то причине уволил Буксмана и Рассохова, но алтайских промышленников это не спасло. 18 октября Генпрокуратура созывает представителей МВД, ФСБ, Росимущества, ФАС, Росфинмониторинга и ФНС с целью обсудить возвращение под контроль государства трех частных компаний — ОАО «Соликамский магниевый завод», ООО «Ловозерский ГОК» и ОАО «Кучуксульфат». А 21 октября суд по иску Генпрокуратуры арестовывает акции компании.
В своем иске надзорное ведомство объявило государственной собственностью 85,3% акций «Кучуксульфата». Претензии предъявлены кипрской «Капок Инвестментс Лимитед», ООО «Кортес» и 11 физлицам — в том числе председателю совета директоров Василию Гамаюнову, его ближайшим компаньонам Игорю и Ирине Симоненко, экс-главе Госкомимущества Алтайского края Михаилу Черных и жене покойного гендиректора Галине Нечепуренко.
В прокуратуре сочли, что завод принадлежит этим лицам незаконно, так как в ходе приватизации в 1992 году его признали обрабатывающим, а не добывающим, занизив цену выкупа у государства. Поэтому истец требует передать их акции в Росимущество без компенсации. Возмещать 14 млрд рублей, вложенных в развитие завода, тоже никто не собирается.
«Встречались, но интереса к приобретению нет»
Акционеры уверены: национализация — часть кампании по недружественному поглощению предприятия. «Кучуксульфат», к которому десятки лет не было претензий, с 2017 года пережил 94 проверки от десяти ведомств, заявил Гамаюнов в интервью "Российской газете" . Сообщения о миллиардном ущербе экологии, государству, недрам и о сокрытии налогов он опровергает, называя инструментом «рейдерского давления с участием представителей крупного бизнеса, отдельных представителей государственных и правоохранительных органов, в том числе федерального уровня».
На «рейдеров» жалуются и в районном отделении «Единой России». В ноябре 120 из 500 местных единороссов демонстративно покинули партию власти из-за ее отказа вступиться за хозяев «Кучуксульфата». Местный профсоюз планировал вывести на улицу 2500 человек, но ограничился собранием в местном ДК. В итоге 4 тысячи человек подписали обращение к Путину с просьбой заступиться за собственников завода.
Письмо это интересно тем, что в нем впервые названы предполагаемые заказчики рейдерской атаки, услышать имена которых корреспондент «Компании» тщетно пытался от руководителей завода. «С целью принуждения акционеров к продаже активов ОАО "Кучуксульфат" от отдельных лиц, заявляющих о своей причастности к компании А1, поступали настоятельные рекомендации о продаже акций, в том числе сопровождающиеся угрозами физической расправы», — пишут авторы.
Имя другого предполагаемого заказчика атаки называет старейшее барнаульское ИА "Алтапресс", по данным которого, интерес к «Кучуксульфату» в последнее время проявляла группа AEON миллиардера Романа Троценко.
Однако в обеих компаниях причастность к давлению на предприятие отрицают. «Мы никакого отношения к этой истории не имеем, — заверил журнал «Компания» партнер А1 Кирилл Бабаев. — Может быть, кто-то выдает себя за А1, но это точно не мы».
«Интерес AEON проявлял два года назад, — сообщили «Компании» в пресс-службе группы. — Встречались, владельцы "Кучуксульфата" сказали, что пакет пока не консолидирован и они продавать не готовы. На сегодняшний день AEON не имеет интереса к "Кучуксульфату". Проблемы предприятия связаны с тем, что Гамаюнов, ссылаясь на внешнюю угрозу поглощения, пытается консолидировать за копейки пакет акций на себя. Интереса к приобретению предприятия у нас нет».
«Алтайская Кущевка»
Бывший издатель благовещенской газеты «Просто факты», экс-депутат райсовета Татьяна Кузнецова тоже называет заявления о рейдерском захвате сказками. В своем канале на YouTube она утверждает, что предприятие начали кошмарить в 2020 году после ее письма главе АП Антону Вайно и его заму Сергею Кириенко о местном произволе.
По ее словам, приватизировали «Кучуксульфат» в 1992 году действительно с нарушениями, и покойному красному директору Владимиру Нечепуренко помог в этом глава краевого Госкомимущества Михаил Черных, тоже ставший акционером.
Появление на заводе команды Василия Гамаюнова Нечепуренко объяснял потребностью в «стратегических инвесторах», а сам Гамаюнов описывает эти события кратко: выкупал акции у работников, консолидировал пакет. Кузнецова говорит, что силовики зашли на волне уголовного дела против Нечепуренко, которому пришлось делиться акциями. «Гамаюнов подтянул на «Кучуксульфат» [бывшего коллегу из ФСБ Сергея] Локтева и друга по студенчеству [экс-сотрудника местного ОВД Игоря] Симоненко. Позже Локтев стал первым заместителем губернатора [Алтайского края Александра] Карлина», — рассказывает она. С 2008 года район возглавляет бывший физрук, лояльный хозяевам завода, Андрей Гинц.
С тех пор, говорит экс-депутат, Благовещенка и Степное Озеро превратились в «алтайскую Кущевку»: у рядовых жителей стали отжимать акции завода и мелкий бизнес, а главное — запретили им добывать рачка. Всю добычу монополизировал директор «Биоресурса», местный депутат Сергей Гермаш. В 2014 году алтайское ИА "Банкфакс" писало, что добыча Artemia превышает допустимые 550 тонн в год, при этом часть груза идет на черный рынок. Нарушителей монополии охрана жестоко избивает.
Кузнецова вспоминает, что в 2009 году, когда депутаты Степноозерского поселкового пытались выяснить, соблюдает ли «Кучуксульфат» природоохранное законодательство, в дом председателю бюджетной комиссии Сергею Черникову прилетели бутылки с зажигательной смесью. А машина самой Кузнецовой во время проверки вылова Artemia на Кулундинском озере была обстреляна сотрудниками предприятия. К таким историям здесь привыкли: в 2018 году в заводском канале нашли просоленный труп без пальцев и с пробитой головой.
При этом озера действительно деградируют. В 2012 году, когда в технический водоем завода закачали слишком много рапы, дамбу прорвало, и Росприроднадзор обнаружил, что реальная добыча мирабилита на «Кучуксульфате» превышает 900 тыс. тонн. Из-за этого соленость Кучукского озера упала настолько, что зимой впервые на памяти местных жителей оно стало замерзать.
В 2012 году в Степном озере случился «красный» реванш: на президентских выборах селяне отдали 37% голосов Геннадию Зюганову, а главой поселкового совета избрали коммуниста Игоря Демьянова. Но через пять лет СОБР задержал его по обвинению в превышении полномочий, которое местные жители считают сфабрикованным. Новым председателем поселковые депутаты избрали менеджера «Кучуксульфата».
Сульфатные войны Романа Троценко
Открытые обращения трудящихся, массовый выход из «Единой России», запросы из Генпрокуратуры, проверки Росприроднадзора и возможный пересмотр итогов приватизации — все это происходит в небольшом алтайском поселке Степное Озеро, где добывают сульфат натрия.