Группа «Сумма» Зиявудина Магомедова F 81 (вместе с братом Магомедом арестован в конце марта) готова продать 25,07% в операторе железнодорожных контейнерных перевозок «Трансконтейнер», сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на источники. Заявки собирает группа Fesco, в которой «Сумме» принадлежат 32,5%. Наиболее вероятным покупателем пакета, стоимость которого оценивается в 16 млрд рублей, называют структуры Романа Абрамовича и Александра Абрамова, а также UCL Holding Владимира Лисина.
Доля в «Трансконтейнере» принадлежит «Сумме» с 2012 года — тогда холдинг Магомедова купил пакет в группе Fesco. С тех пор Магомедов не оставлял попыток создать национального контейнерного оператора на базе транспортной компании и за счет синергии с Fesco. Но для этого необходимо было выкупить контрольный пакет «Трансконтейнера» у другого акционера — РЖД. Руководство железнодорожной монополии никогда не приходило в восторг от идеи Магомедова. Не помогли даже уход в отставку Владимира Якунина и письмо, которое Магомедов написал Владимиру Путину в мае 2017 года. Бизнесмен просил президента поддержать продажу «Сумме» контроля в «Трансконтейнере» и обещал за счет интеграции с Fesco и НМТП создать для экономики мультипликативный эффект в 560 млрд рублей. В РЖД немедленно выступили против идей Магомедова, увидев в ней риски монополизации и припомнив Fesco ее финансовые проблемы.
Тем не менее приватизация «Трансконтейнера» рано или поздно состоится: в прошлом году профильные министерства по поручению Путина дали свои положительные заключения на этот счет. Но в декабре 2017 года у Магомедова появился новый конкурент: «Енисей Капитал», подконтрольный Millhouse Абрамовича и Invest AG Абрамова, купил у НПФ «Благосостояние» 24,5% «Трансконтейнера». «Покупка доли Магомедова в операторе — вполне логичный шаг для Абрамова и Абрамовича, которые уже вошли в этот бизнес и, вероятно, хотят увеличить свою долю», — рассуждает источник Forbes на рынке транспортных перевозок. В пользу этой версии говорит и то, что Вячеслав Сараев, близкий к структурам Абрамова и Абрамовича, может занять пост генерального директора «Трансконтейнера». В то же время пакетом может интересоваться и UCL Holding Владимира Лисина, который является профильным инвестором, а также группа «Дело» Сергея Шишкарева — об их заинтересованности в покупке пакета у НПФ «Благосостояние» в августе 2017 года писали «Ведомости».
Вместе с покупкой у Fesco акций «Трансконтейнера» новому владельцу достанутся также и обязательства перед ВТБ, которому заложены 24,1% акций. Они стали обеспечением по кредиту в $150 млн, который компания привлекла в 2017 году после дефолта по евробондам.
Пакет «Трансконтейнера» — первый актив, который «Сумма» решила продать после ареста своих акционеров. Всего за несколько недель до их помещения под стражу стало известно о выходе группы из Новороссийского морского торгового порта, где она на паритетных условиях с «Транснефтью» владела 50,01% акций. В результате сделки весь этот пакет должен был перейти к «Транснефти». Но после ареста братьев Магомедовых сделка сорвалась.
Тверской районный суд 31 марта принял решение об аресте на два месяца Зиявудина Магомедова и его брата, экс-сенатора от Смоленской области Магомеда Магомедова. Вместе с ними под стражу был взят также и глава входящей в «Сумму» компании «Интэкс» Артур Максидов. Следствие подозревает всех троих в совершении преступления, предусмотренного статьей 210 УК РФ (организация преступного сообщества). В случае доказательства вины им грозит до 25 лет колонии. Причиной ареста стало хищение 752 млн рублей при строительстве «Арены Балтика», в котором правоохранительные органы подозревают Магомедовых.
‟Сумма‟ расстается с ‟Трансконтейнером‟ и готова продать свою долю
Группа «Сумма» Зиявудина Магомедова, находящегося в СИЗО, готова отказаться от создания национального контейнерного оператора, о котором миллиардер мечтал с 2012 года. Подконтрольная ему на треть группа Fesco ищет покупателя на блокпакет в операторе «Трансконтейнер».