Сотрудникам СКР на Среднем Урале готовят новые уголовные дела. Как рассказывают в личных разговорах представители силовых структур, под проверку попал нижнетагильский следственный отдел Уральского Следственного управления СКР на транспорте. Его сотрудникам, по имеющейся в распоряжении собеседников издания информации, потенциально может угрожать ответственность сразу по нескольким статьям УК РФ в связи с исчезновением из материалов одного из уголовных дел доказательств. Причем «выемка» была произведена уже после ознакомления с делом обвиняемого и адвоката – а значит, указывают собеседники редакции, речь идет, в том числе, и о грубом нарушении права на защиту, так как тактика и стратегия работы в ходе процесса определялась адвокатами на основании первоначальной версии уголовного дела. По предварительной информации, поводом для такого обращения с материалами вполне могли стать якобы родственные связи заместителя нижнетагильского транспортного прокурора, который из-за них не мог утвердить обвинительное заключение. Официальные представители СКР пока ситуацию не комментируют, а структуры РЖД обрастают новыми делами.
В Свердловской области продолжается чистка в рядах Следственного комитета. Вслед за первым заместителем регионального СУ СКР Михаилом Бусылко, отправленным под домашний арест по обвинению в особо крупном взяточничестве, под проверку попали территориальные подразделения следствия и уже – на транспорте. Как сообщают источники «Правды УрФО», объектом интереса стал нижнетагильский следственный отдел Уральского СУ СКР на транспорте, и персонально – замруководителя отдела Михаил Халявин.
Причиной для претензий стало исчезновение в материалах одного из уголовных дел конкретных протоколов.
«При ознакомлении с материалами обвиняемый и адвокат дело фотографировали – это предусмотрено соответствующими нормами УПК и подтверждено Верховным судом. В числе прочего в деле был протокол допроса свидетельницы Анны Ковалевой. Проводил его сам Халявин. Однако при дополнительном ознакомлении через полтора месяца эти показания из дела «испарились», – пояснил источник «Правды УрФО».
Как пояснила редакции адвокат Марина Тихонова, которая представляла сторону защиты на этапе предварительного следствия, обвиняемым Кивериной и Якимовой вменяли ч.3 ст.159 (Мошенничество с использованием служебного положения). Якобы работая в одном из подразделений РЖД, они сами себе завысили зарплату. При этом по ведомости непосредственно на производстве у них значилась одна сумма, а в расчетный центр отправлялись совсем другие данные.
По словам источников «Правды УрФО», подобное «изъятие» материалов из не самого сложного и резонансного дела могло быть связано с родственными связями свидетельницы, которые мешали утверждению обвинительного заключения. Об этом говорится и в заявлении о подлоге, написанном по данному факту (копия имеется в распоряжении редакции).
«Обвинительное заключение утверждено заместителем прокурора Серовской транспортной прокуратуры Радченко, исполнявшим в момент досудебного производства по данному делу обязанности прокурора Серовской транспортной прокуратуры. Как пояснила суду свидетель Ковалева, она приходится родственницей <…> Радченко. Данное обстоятельство, по моему мнению, побудило следователя Халявина изъять из материалов уголовного дела после моего с ними ознакомления протокол допроса Ковалевой, чтобы Радченко утвердил обвинительное заключение без нарушения ст. 61 УПК РФ», – говорится в заявлении.
По словам источников «Правды УрФО», данное изъятие было не единственным случаем изменения материалов в уголовном деле. Как выяснилось при дальнейшей сверке фотографий, уже после ознакомления с материалами обвиняемого и защиты в них появились и новые документы – копии приказов, а также скорректирована информация в детализации телефонных сообщений в части дат и времени их передачи. Ситуацией якобы заинтересовались уже в центральном аппарате СКР.
«Для понимания: эта ситуация началась несколько раньше задержания Бусылко, отчасти еще и поэтому особого внимания она не привлекала. Однако сейчас к региону у московского аппарата СКР повышенное внимание, включая и требование Бастрыкина навести порядок. В первую очередь комиссии смотрели на то, что происходит у территориалов, но поинтересовались и ситуацией у транспортников. Если имеющаяся у нас информация верна, то сейчас за проверкой поставлен контроль руководства следкома», – пояснил источник редакции.
По словам собеседника, погруженного в конфликт, теперь конечным результатом проверки могут стать новые уголовные дела в отношении сотрудников СКР.
«Изначально было понимание, что максимально возможные последствия – это какие-то дисциплинарки, в крайнем случае – увольнение. Сейчас ситуация развивается так, что вполне можно ожидать уголовных дел по трем статьям – это ст. 286 УК РФ (Превышение должностных полномочий), ст. 292 УК РФ (Служебный подлог) и ст. 303 УК РФ (Фальсификация доказательств и результатов оперативно-розыскной деятельности)», – пояснил собеседник редакции.
Получить оперативный комментарий у представителей Уральского Следственного управления на транспорте СКР не удалось. Как заявила «Правде УрФО» старший помощник руководителя управления Наталья Шандровская, она не располагает данными о подобных проверках и, соответственно, об их итогах.
В ведомстве пообещали уточнить информацию, но на момент подготовки материала какого-либо ответа от транспортных следователей не поступило.
Свердловские подчиненные Бастрыкина могут влезть в уголовное дело
Показания свидетеля могли «пропасть» из-за родственных связей с прокурором.