Прокуратура Свердловской области вскрыла нарушения в расходовании федеральных средств на проекты, связанные с производством компонентов для российской космической программы. И хотя ущерб бюджету выявили только спустя 9 лет после завершения работ, надзор настаивает на возврате средств «за манипуляции, которые не проводились при реконструкции цехов НИИМаш в Нижней Салде». За контракты на модернизацию и реконструкцию цехов по документам отвечали москвичи, хотя по факту основной объем лег на плечи субподрядчиков, которые не всегда, по версии прокуратуры, вели дела чистоплотно. В суде пытаются вернуть средства за работы, которые в принципе не выполнялись. В одном из случаев обвинения были выставлены ФГУПу, подконтрольному Росимуществу, когда ревизия недосчиталась денег после переоборудования цехов для производства двигателей ракетоносителя «Ангара». В сложившейся ситуации для наблюдателей остается непонятным, почему взыскания пока ведутся лишь в экономической плоскости, но при этом, по всей видимости, претензии так и не предъявлены топ-менеджерам, которые без нареканий подписывали акты выполненных работ за несуществующие объемы.
Прокуратура Свердловской области потребовала с московского НАО «Управление строительства и технологического инжиниринга» выплаты 71 млн рублей. Речь идет о возмещении ущерба, причиненного России в результате нарушения ФЗ в сфере гособоронзаказа.
В пресс-службе ведомства «Правде УрФО» заявили, что по предписанию генпрокурора РФ они не имеют права раскрывать подробности дел, связанных с ГОЗом.
По данным издания, претензии надзорного органа связаны с реализацией госконтракта на «особо опасном, технически сложном объекте капитального строительства» на территории Среднего Урала.
«Подрядчик занимался реконструкцией и техническим перевооружением производственных участков двигателей малой тяги для космических аппаратов. Речь идет о подконтрольном «Роскосмосу» НИИМаше, расквартированном в городе Нижняя Салда», – рассказал изданию осведомленный источник.
Официально НИИ позиционирует себя как «ведущее предприятие российской ракетно-космической отрасли в области создания и изготовления ракетных двигателей малой тяги для управления полетом космических аппаратов различного назначения», и согласно данным портала госзакупок, НАО «Управление строительства и технологического инжиниринга» действительно получало заказ непосредственно от «Роскосмоса» на проведение работ по перевооружению производства в Свердловской области.
Позже договор был изменен, и статус заказчика передали «Научно-исследовательскому институту машиностроения» (НИИМаш, Верхняя Салда).
Договор стоимостью 190 млн рублей был подписан еще 6 лет назад, срок исполнения был обозначен 2016-м, но позже он был пролонгирован до 2017 года. Структура «Роскосмоса» выполнила свои финансовые обязательства на 100%, но между тем представители свердловской прокуратуры настаивают, что «Управление строительства и технологического инжиниринга» подписывало «заведомо недостоверные акты приемки фактически невыполненных субподрядчиками работ и последующего получения на этом основании бюджетных средств в качестве оплаты за них».
Но поскольку ответчик зарегистрирован в Москве, иск был возвращен заявителю из-за нарушения правил подсудности, хотя прокуратура и настаивала, что нарушения были допущены на объекте в Нижней Салде.
Параллельно с более крупным иском прокуратура Свердловской области выступила с похожим требованием к ФГУП «Главное военно-строительное управление №12» (ГВСУ№12, принадлежит Росимуществу). С госпредприятия, которое в настоящее время находится в стадии банкротства, потребуют возместить прямой материальный ущерб в 39 млн рублей.
Речь идет о контракте уже девятилетней давности, когда московские строители через субподрядчиков занимались реконструкцией и техперевооружением производственных участков двигателей малой тяги ракетоносителя «Ангара». Представители ответчика в суде не признали требований, так как работы по контракту заказчиком были приняты без нареканий. Примечательно, что в этом случае судья отказался удовлетворять требование ответчика о передаче дела в московский арбитраж.
В этой ситуации у собеседников издания возникает закономерный вопрос: «привлечены ли к ответственности представители нижнесалдинского предприятия, которые подписывали акты выполненных работ без каких-либо претензий», – но уточнить, проводилась ли проверка в отношении ответственных менеджеров, не удалось.
Исков о взыскании ущерба со стороны структур «Роскосмоса» в отношении названных компаний в арбитраж не поступало. При этом в пресс-службе госкорпорации «Правде УрФО» заявили, что материалы для прокуратуры были собраны по инициативе «Роскосмоса» службой безопасности «Энергомаша» и службой внутреннего аудита НИИМаш в 2020 году.
Издание направило запрос в Генеральную прокуратуру РФ с просьбой провести проверку законности действий менеджеров структур «Роскосмоса» в части приемки и оплаты контрактов за счет бюджетных средств.
Отметим, АО «НИИМаш» было создано только в 2017 году – уже после заключения обеих описанных сделок после реорганизации одноименного ФГУПа – и является его правопреемником. С 2005 года директором ФГУПа был Анатолий Долгих. АО с момента образования и до января 2020 года возглавлял он же. Сейчас пост руководителя занимает бывшая глава Нижней Салды Елена Матвеева.
Свердловские прокуроры вставили «Роскосмосу» по самый двигатель
В надзоре заявляют о незаконных платежах за работы по реконструкции цехов НИИМаш.