В уголовном деле о налоговой афере против известного на Сахалине миллионера Николая Крана, который также является главным свидетелем по делу экс-губернатора региона Александра Хорошавина, могут появиться новые обвинения. По данным «Известий», Дальневосточное управление Следственного комитета России (СКР) на транспорте проводит доследственную проверку по скандальной истории о смене в 2013–2014 годах собственников одного из главных портов Сахалина — Корсаковского морского торгового порта (КМТП). Тогда акции неоднократно меняли хозяев, в том числе побывали и в руках Николая Крана, после чего оказались в собственности зарубежных офшоров и одной российской компании. Бывшие владельцы КМТП утверждают, что Кран получил более 10 тыс. акций в результате махинаций.
Заявление, по которому сейчас проводит доследственную проверку Следственный комитет, написала экс-совладелец КМТП Марина Кошеверова. В разные периоды она со своими родственниками владела почти половиной акций порта. По данным «Известий», проверка проходит сразу по нескольким статьям УК: 159 («Мошенничество»), 185.4 («Незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг»), 196 («Преднамеренное банкротство») и 201 («Злоупотребление полномочиями»).
Бывшая совладелица КМТП считает, что акции она потеряла из-за махинаций и незаконной деятельности других владельцев порта.
— В январе 2014 года Николай Кран обманом изготовил договор, согласно которому в собственность подконтрольной ему компании «Мейнлайн групп» перешли акции Марины Кошеверовой в количестве 10,5 тыс. штук, — рассказал «Известиям» адвокат Кошеверовой Осип Высоцкий. — В добавление к нему был изготовлен поддельный передаточный акт за подписью Кошеверовой, который она на самом деле не подписывала.
По аналогичной схеме, по словам адвоката, действовала и другая компания, владеющая портом, — ООО «Крекинг Трейд». Согласно жалобе, отправленной Мариной Кошеверовой в ФСБ и в Генпрокуратуру России (имеется в распоряжении «Известий»), в январе 2014 года представители ООО «Крекинг Трейд», используя поддельные документы, внесли изменения в реестр акционеров, в результате чего «Крекинг Трейд» получила 52 тыс. акций, ранее принадлежащих Марине Кошеверовой.
По словам защитника, доследственная проверка идет, однако никакой правовой оценки действиям других совладельцев КМТП следователи еще не дали.
О том, что Кран может стать фигурантом уголовного дела о махинациях вокруг КМТП, в 2014 году говорил тогда еще губернатор Александр Хорошавин.
Согласно базе данных СПАРК, Николай Кран раньше напрямую владел долей в Корсаковском порту в размере 0,2%. Однако сейчас он вышел из состава владельцев. На 31 декабря 2014 года в СПАРКе содержатся официальные данные только о двух совладельцах Корсаковского порта. Это ООО «Крекинг-Трейд» с долей 24,99% и «Примо-Холдинг» (PrimoHolding, Ltd) с долей в размере 20%. Кто является владельцами остальных 55,01%, база данных СПАРК не указывает. В свою очередь, «Крекинг-Трейдом», согласно СПАРК, владел Юрий Гостев как минимум до 25 марта 2015 года. После этой даты он оказался выведен из состава собственников ООО «Крекинг-Трейд», а совладельцем ООО стала его супруга Лариса Гостева. Сама Марина Кошеверова владела акциями не в одиночку — в разное время до 50% акций порта контролировала она и ее родственники: Алексей и Дмитрий Кошеверовы.
Примечательно, что ранее уголовное дело было возбуждено против Кошеверовых и их компаньонов. В августе 2013 года в порт нагрянули с обысками, а к концу месяца на Кошеверовых было заведено дело о злоупотреблении должностными полномочиями. По мнению следователей, вступив в преступный сговор, в течение 3 лет они систематически перечисляли деньги, принадлежащие порту, на банковские счета подконтрольных им фирм. Однако вскоре это уголовное дело было закрыто.
Сам Николай Кран сейчас находится под следствием. Его обвиняют по ст. 199.2 УК РФ («Сокрытие денежных средств компании, за счет которых должно производиться взыскание недоимки по налогам»). По версии следствия, зная о просроченной задолженности одной из своих компаний по налогам, он организовал финансовые операции предприятия со своими контрагентами таким образом, чтобы деньги не попали на расчетный счет ООО. В результате руководитель компании скрыл денежные средства в сумме более 56 млн рублей, за счет которых должно было быть произведено взыскание имевшейся недоимки по налогам.
Кран был задержан в сентябре 2014 года на Сахалине, после чего его доставили в Москву, где суд выдал санкцию на его арест. Вскоре бизнесмен стал сотрудничать с СКР, а в декабре 2014 года ему изменили меру пресечения, отпустив его под домашний арест. Сейчас он находится под контролем Управления Федеральной службы исполнения наказания по Москве. Пока неизвестно, какие именно показания и на кого дает бизнесмен, однако именно на основании его показаний на Сахалине прошла спецоперация по задержанию губернатора и его помощников.
В начале апреля имя Крана упоминалось в связи с отзывом лицензии у Тихоокеанского Внешторгбанка, совладельцем которого он был. Правоохранительные органы намерены тщательно проверить банк, поэтому в деле Крана могут появиться новые эпизоды о финансовых махинациях. Кроме того, Сахалинская прокуратура уже начала проверку по факту невыплаты зарплаты в компаниях Крана, что также может закончиться для него новым уголовным делом.
Свидетель по делу экс-губернатора Хорошавина попал под проверку
Следственный комитет выясняет, при каких обстоятельствах сахалинский банкир Николай Кран получил акции Корсаковского морского торгового порта.