«Месть коллег»
Расследование Hindenburg Research вышло 15 августа, за несколько часов до открытия торгов в США. Его авторы утверждали, что в течение года интервьюировали бывших сотрудников Freedom Holding, изучали международные документы и проводили отраслевой анализ.
Выводы авторов расследования: Freedom Holding, который в прошлом году избавился от своего российского бизнеса, обходит санкции, его основатель Тимур Турлов якобы до сих пор тайно контролирует российский бизнес, фальсифицирует данные о выручке, проводит рискованные операции со средствами клиентов и манипулирует рынком, когда речь заходит о стоимости собственных бумаг компании.
На новостях о расследовании котировки Freedom Holding упали на 8%, однако в течение дня отыграли падение. Во Freedom Holding появление публикации связывают с действиями бывших сотрудников компании, которые желают отомстить. «В нашем понимании это связано с прямым питчем со стороны одного бывшего сотрудника компании, который потратил достаточно большое количество усилий на дискредитацию группы, рассылая набор тезисов совершенно разным сторонам, включая наших ключевых партнеров и подобные компании», — рассказали Forbes в пресс-службе Freedom Finance Global.
На следующий день после публикации расследования Hindenburg Research в американском Forbes вышла статья со ссылкой на бывших сотрудников Freedom Holding, где помимо рассуждений об обходе санкций, несоблюдении «антиотмывочных» принципов и принципе «знай своего клиента» (KYC) упоминалось о «токсичной обстановке» на работе, а также о невыплате зарплат сотрудникам.
Кто такие Hindenburg Research
Hindenburg Research — это группа шортселлеров-расследователей, игроков фондового рынка, которые ставят на снижение котировок акций компании и зарабатывают на этом. В описании своей деятельности Hindenburg Research упоминает, что наряду с принципами фундаментального анализа использует труднодоступную информацию из «нетипичных» источников. Они ищут ситуации, когда в компании наблюдаются бухгалтерские нарушения, закрытые операции с аффилированными лицами, незаконный или неэтичный бизнес и т. д.
В январе этого года Hindenburg Research опубликовала расследование об Adani Group, которая принадлежит одному из богатейших людей мира Гаутаму Адани. Промышленную группу обвинили в махинациях с акциями и бухгалтерским учетом. В итоге всего за три дня после этого капитализация компаний из Adani Group обвалилась на $68 млрд, а сам Адани потерял треть своего состояния и опустился с третьей на восьмую строчку в Forbes. По сравнению с историей Adani Group результат от публикации расследования Freedom Holding — невелик.
До Adani Group мишенями Hindenburg Research становились 16 компаний, начиная с 2017 года. Крупнейшим был производитель электрогрузовиков Nikola, пишет Reuters. Nikola обвиняли в том, что компания вводит в заблуждение инвесторов относительно своих технологических разработок. Это расследование принесло Hindenburg Research «крупный выигрыш» в 2020 году.
Основатель Hindenburg Research — Натан Андерсон, выпускник университета Коннектикута со степенью в области международного бизнеса. Некоторое время он работал в Израиле водителем скорой помощи. Он указывал, что этот опыт помогает ему действовать в условиях экстремального давления. Сейчас Андерсон считает себя кем-то вроде эксперта-криминалиста в инвестиционном мире.
«Обнаружив потенциальные правонарушения, Hindenburg Research обычно публикует отчет, объясняющий суть дела, и делает ставку против целевой цены компании, надеясь получить прибыль», — поясняет Reuters принцип работы шортселлера-расследователя.
Почему Freedom Holding
Freedom Holding провела листинг на американской бирже Nasdaq в 2019 году и с тех пор попала на радары американских регуляторов. Пристальное внимание к компании приковано давно, говорит источник на банковском рынке. «Все, что с компанией происходило, напоминало когнитивный диссонанс: компания бурно растет, если смотреть на стоимость их акций или отчетность. При этом какой-то бизнес-активности, сопутствующей таким показателям, компания не демонстрировала. Это выглядело странно и подозрительно», — говорит он.
После начала «спецоперации»* на Украине Freedom Holding продала российский бизнес. Прошлый год больно ударил по финансовому сектору России, а Freedom, разделившая бизнес, удара почти не заметила, и это вызвало еще больше подозрений, продолжает источник. «Моя гипотеза — компанию стали подозревать в том, что она способствует обходу антироссийских санкций», — предполагает все тот же источник на банковском рынке.
Основатель Freedom Holding Тимур Турлов сразу после выхода расследования дал интервью казахстанскому изданию «Курсив», в котором прояснил ситуацию с санкционными ограничениями. Он отметил, что после продажи российских активов Freedom Holding никак не влияет на российский бизнес. «Мы потеряли оба рынка — российский и украинский, но мы постарались перевести часть клиентов в Казахстан. И об этом мы откровенно пишем в своей отчетности. То, что мы работаем с российскими клиентами, не должно смущать: у нас сильнейший в регионе санкционный комплаенс», — сказал Турлов.
Он отметил, что в случае с клиентами, которые оказались в SDN-листе, «пристально контролируется каждый кейс». А любые действия с такими лицами осуществлялись «строго в соответствии с санкционными ограничениями».
В расследовании Hindenburg также упоминается покупка Охабанка у Роснефти и перевод клиентов Альфа-банка во Freedom Holding. На это Турлов ответил, что банк был куплен в 2015 году и тогда это был «по сути пустой банк, комплект разрешительных документов». «[Клиентов же Альфа-банка] забирали только в соответствии с санкционным регулированием и только несанкционных клиентов. То есть делали ровно то, что Минфин США от нас хотел», — сказал Турлов.
Какие последствия
Во Freedom Holding Forbes пояснили, что не ожидают новых запросов по сути предъявленных расследователями обвинений. «Мы во многом прорабатывали с регуляторами эти вопросы в течение последнего года, очень открыто предоставляли абсолютно всю информацию. На наш взгляд, для регуляторов эта статья не содержит никаких новых фактов, по которым они еще не проводили какую-либо проверку», — пояснили в пресс-службе.
Однако на практике публикации расследователей становились поводом для проверок и разбирательств со стороны американских регуляторов, говорит адвокат коллегии адвокатов Pen & Paper Роман Кузьмин. «Существуют живые примеры, когда отчеты Hindenburg обращали внимание Комиссии по ценным бумагам на деятельность героев отчета. Так произошло с Adani Group, которую Hindenburg обвинила в использовании офшорных компаний для манипулирования ценами на акции. То же было с Nikola Corp. после опубликования расследования Hindenburg с утверждениями о мошенничестве», — говорит он.
После публикации расследования не стоит исключать реакции со стороны Управления по контролю за иностранными активами США (OFAC) и Комиссии по ценным бумагам (SEC), считает юрист коллегии адвокатов Delcredere Артем Касумян.
«О достаточности доказательств говорить на данном этапе нельзя однозначно. С одной стороны, расследование ссылается, в частности, на многочисленные разговоры с бывшими сотрудниками. Мы не знаем, имели ли место все эти разговоры, кем были эти бывшие сотрудники, верны ли изложенные ими сведения. С другой стороны, ссылка на такие источники весьма стандартна для журналистских и подобных им расследований», — говорит Касумян.
В Комиссии по ценным бумагам есть подразделение под названием Enforcement, которое сосредоточено на правоохранительной и правоприменительной деятельности, объясняет Роман Кузьмин из Pen & Paper. Он допускает, что оно могло начать расследование после публикации Hindenburg Research, поскольку данные СМИ могут быть основанием для начала проверки.
Расследования Enforcement — негласные, но во время них подразделение может опрашивать свидетелей и, например, изучать информацию о торгах. «По окончании расследования подразделение представляет SEC на рассмотрение свои выводы, после чего разрешается вопрос об обращении в суд, рассмотрении дела в административном порядке или о мирном урегулировании спора», — объясняет юрист.
Выросли ли санкционные риски
Публикация расследования Hindenburg Research повысила санкционные риски для Freedom Holding и Тимура Турлова, считает Артем Касумян из Delcredere. «Информация в СМИ не только привлекает внимание регулятора, но и вызывает общественный резонанс. В этой связи как минимум риск пристального внимания со стороны OFAC повысился», — говорит он.
С этим мнением согласен Роман Кузьмин из Pen & Paper. Он отмечает, что материал привлек внимание к Freedom Holding и лично Турлову, при этом публичная информация часто становится триггером для органов, администрирующих санкции. Однако пока нельзя сказать, материализуются ли риски в реальные санкции — для этого нужно будет проанализировать каждый описанный эпизод.
«Например, в отчете обращается внимание на то, что дочерние компании американской Freedom Holding Corp. оказывали брокерские услуги лицам, включенным в санкционные списки США, ЕС и Великобритании. Однако с формальной точки зрения санкционное законодательство США, ЕС и Великобритании не распространяется на дочерние компании», — поясняет Кузьмин.
В то же время нужно принимать во внимание риск вторичных санкций или привлечения к ответственности за обход санкций, напоминает адвокат. Эти меры применяются в том числе против неподсанкционных лиц. «Реализация данного риска как раз и будет зависеть от усмотрения регулятора и иных обстоятельств сделок, которые нам неизвестны», — говорит Кузьмин.
Изменится ли в связи с публикацией расследования политика холдинга в отношении российских граждан? Во Freedom Holding Forbes заверили, что нет. «В данный момент наш комплаенс-контроль и так является достаточно строгим, отвечающим абсолютно всем требованиям», — пояснили в пресс-службе.
Свинью бизнесу Тимура Турлова подложили коллеги
Казахстанский финансовый холдинг Freedom Holding стал предметом расследования американской Hindenburg Research. Его обвинили в тесных связях с Россией, манипулировании рынком и недостоверных показателях. Как это все может сказаться на бизнесе и его владельце Тимуре Турлове.