Бывший заместитель председателя правительства РФ, многолетний руководитель администрации Владимира Путина Сергей Иванов сейчас не имеет прежнего аппаратного влияния. Зато в деловой среде все большее влияние набирает его сын, чьи интересы очень разнообразны — от банковского и страхового бизнеса до добычи алмазов. События последнего времени показывают, что некоторые инициативы Сергея Иванова-младшего имеют катастрофические последствия не только для природы (охраной которой сейчас занимается его отец), но и для всей страны в целом.
Когда-то Сергея Иванова называли одним из вероятных преемников Путина, но ровно год назад чиновника освободили от должности руководителя администрации президента и назначили спецпредставителем президента по вопросам природоохранной деятельности и экологии. Для человека, начинавшего свою карьеру в КГБ и СВР, руководившего Министерством обороны, охрана живой природы — сфера явно неблизкая, а такое назначение в чем-то даже обидное. Возможно, новая должность досталась Иванову из-за его хобби — он очень любит животных. В 2011 году он в числе прочих чиновников курировал АНО «Евроазиатский центр изучения, сохранения и восстановления популяций леопардов» и заботился о редком животном по поручению президента Владимира Путина.
«Люблю живую сущность. С возрастом приходишь к печальному выводу, что с котами и собаками комфортнее, чем с иными людьми. Собака — лучший друг человека, она никогда не предаст. С котами тоже неплохо все обстоит. У меня дома сейчас кот живет, раньше собака была... Я вообще люблю природу. Но я не гринписовец, гринписовцев я не люблю», — рассказывал Иванов в интервью 2013 года.
Сергей Иванов-старший
Сергей Иванов до сих пор курирует организацию. Правда, теперь она называется АНО «Дальневосточные леопарды». Зарегистрирована в Москве, хотя ее учредители (тоже не имеющие отношения к Дальнему Востоку) — ГУС «Сочинский национальный парк» и НО «Ассоциация Заповедников и национальных парков Кавказа».
О финансах некоммерческой организации ничего не известно: в Министерстве юстиции она не отчитывается. Карьера руководителя организации Елены Гангало тоже никогда не была связана ранее с охраной природы, однако она тесно переплетена с семейным бизнесом Ивановых. В 2015-2016 году Гангало занимала пост заместителя министра сельского хозяйства РФ, откуда перешла на должность вице-президента по экономике компании АЛРОСА.
Свой чиновничий опыт Иванов также применяет в наблюдательном совете госкорпорации «Ростех» — с апреля 2017 года он отвечает за содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции.
Всего у Сергея Иванова было два сына — Александр и Сергей. Александр Иванов умер в 2014 году — утонул во время отдыха в ОАЭ. В 2006 году его самого обвиняли в создании смертельного ДТП. На момент гибели он был заместителем председателя правления Внешэкономбанка.
Младший сын Сергей тоже пошел в банковскую сферу. Его карьера — предмет зависти: к 30 годам он стал акционером Газпромбанка и вошел в совет директоров. Как же у него это получилось?
Краснознаменный путь
Сергей Сергеевич Иванов родился в 1980 году, в то время, когда его отец учился в Краснознаменном институте КГБ — высшем учебном заведении, где готовили советских разведчиков.
В 21 год Иванов-младший окончил МГИМО по специальности «Экономика», а еще через год получил диплом этого же вуза по специальности «Финансы и кредит». Почти сразу же после окончания университета его взяли на работу ведущим специалистом в «Государственную инвестиционную корпорацию» («Госинкор»).
«Госинкор» создан еще в 1993 году по указу Бориса Ельцина. Уставной капитал компании составлял $1,25 млрд. Планировалось, что «Госинкор» будет привлекать иностранные инвестиции. На тот момент, когда Иванов-младший устроился работать в «Госинкор», его возглавлял Владимир Чернов — бывший разведчик, работавший с Ивановым в резидентуре КГБ в Финляндии. В 2005 году Чернов стал руководителем секретариата Иванова-старшего, когда тот занял пост зампреда правительства РФ.
Сергей Иванов-младший
В 2003 году «Госинкор» ликвидировали, а Иванов-младший перешел работать в ОАО «Газпром», тоже сразу на хорошую должность: в 23 года молодой человек стал главным экспертом управления по международным проектам. Через год он стал помощником-референтом председателя правления Газпромбанка. Тогда за работу с персоналом в банке отвечал Евгений Плюсин — бывший сотрудник управления КГБ по Санкт-Петербургу и Ленобласти. В этом же управлении когда-то работал и отец Иванова младшего.
В 2005 году карьера Иванова-младшего делает стремительный скачок — в 24 года он становится вице-президентом Газпромбанка. Еще через три года он занимает должность заместителя председателя правления Газпромбанка, на которой отвечает за работу с органами власти и координирует ход работы спецпроектов.
В это же время Иванов-младший входил в советы директоров целого ряда компаний: «Атомстройэкспорта», «Газпромбанк-инвеста», «Газпромбанк Лизинга», «Армяно-российского экспортно-импортного банка» (структуры Газпромбанка), «Группы Химмаш», «Форпост-менеджмент», «Ижорские заводы», «Объединенные машиностроительные заводы», Carbon Trade & Finance SIGAR S.A. Кроме того, он был зампредом в совете директоров Сибирьгазбанка.
В начале апреля 2011 года совет директоров Газпромбанка решил досрочно прекратить полномочия Иванова. Однако это оказалось скорее повышением, нежели увольнением — в тот же день, 5 апреля, сына чиновника назначили главой правления группы СОГАЗ, который контролировал сосед президента по даче Юрий Ковальчук. Компания — один из крупнейших участников рынка страхования, основана в 1993 году как дочерняя структура Газпрома. Прошлый глава правления СОГАЗа Вадим Янов покинул свой пост якобы по собственному желанию.
«Акционеры оказали Сергею Иванову высокое доверие как профессиональному финансисту, обладающему, несмотря на относительную молодость, большим опытом взаимодействия с ведущими российскими корпорациями. Этот опыт, полученный им в период работы в Газпромбанке, поможет СОГАЗу значительно расширить круг корпоративных клиентов и увеличить свою долю на рынке», — прокомментировал назначение председатель совета директоров ОАО СОГАЗ и глава Газпрома Алексей Миллер.
Одним из первых публичных действий Иванова-младшего в СОГАЗе стало подписание меморандума о стратегическом партнерстве между страховой группой и госкомпанией «Российские автомобильные дороги», председателем наблюдательного совета которой является его отец. «Автодор» и СОГАЗ договорились о стратегическом партнерстве.
Одновременно с приходом в СОГАЗ Иванов-младший стал председателем наблюдательного совета Российского ядерного страхового пула (РЯСП). Структура объединяет в себе страховые организации, занимающиеся страхованием и перестрахованием рисков, связанных с возможным заражением радиационным излучением окружающей среды.
Спустя два с половиной месяца в СМИ появились сообщения — Сергей Иванов-младший может возглавить наблюдательный совет Россельхозбанка. Помощник президента Аркадий Дворкович подтверждал выдвижение сына Иванова в состав наблюдательного совета. Источники в Кремле говорили, что администрация президента, наоборот, не хочет согласовывать кандидатуру Иванова из-за «перебора» сыновей чиновников первого эшелона в Россельхозбанке — в тот момент сын бывшего руководителя ФСБ Николая Патрушева занимал пост председателя правления этого банка.
В итоге 23 июня 2011 года Иванова-младшего назначили в совет директоров Газпромбанка. При этом свою должность в СОГАЗе он, конечно же, сохранил.
Небо в алмазах
Страховую компанию Иванов покинул лишь спустя пять лет. Но лишь для того, чтобы снова вернуться в банковский сектор. В апреле 2016 года он стал вице-президентом Сбербанка, сей руководитель Герман Греф был близок к Иванову-старшему. Там Иванов-младший начал развивать блок «Управление благосостоянием», объединяющий в себе страховые и пенсионные программы, а также услугу по управлению активами для физических и юридических лиц.
«Сергей Иванов — эффективный топ-менеджер. Убежден, что его приход усилит команду Сбербанка и позволит вывести работу важнейшего для банка блока на новый уровень развития», — так комментировал Герман Греф.
Главы госкорпораций всегда уходили по собственному желанию, чтобы освободить место для Сергея Иванова-младшего. Эта история вновь повторилась в 2017 году: в начале марта Иванов-младший покинул банк и перешел на работу в неизведанный для себя ранее госсектор — добычу алмазов. Возглавлявший до этого компанию близкий к Юрию Трутневу Андрей Жарков сложил полномочия, не дожидаясь окончания действия контракта.
О назначении — подписании правительственной директивы о его новой должности — президента алмаздобывающей компании АЛРОСА Иванову-младшему сообщил лично премьер-министр Дмитрий Медведев. Ответный ритуал тоже был соблюден. Как напоминает Russiangate, тридцатиоднолетний менеджер публично попросил у Медведева разрешения немедленно приступить к исполнению обязанностей, на что премьер-министр ответил: «Приступайте, конечно».
Таким образом, Иванову-младшему доверили крупнейшую в Россию компанию по добыче алмазов — на нее приходится около 95% российской добычи этих драгоценных камней и почти треть — мировой.
Это же назначение стало самым неспокойным. Прошло чуть меньше полугода, как на алмаздобывающей шахте «Мир» в Якутии, принадлежащей компании АЛРОСА, случилось чрезвычайное происшествие: 4 августа на руднике произошел прорыв воды. В западне оказался 151 шахтер, 143 из них удалось вывести в первые сутки после аварии. К 20 августа компания АЛРОСА решила провести взрывы на руднике для продолжения поисковой операции.
Причиной аварии, согласно официальному заявлению АЛРОСА, стало резкое увеличение притока воды из чаши отработанного карьера. По бумагам в шахте якобы проводилась проверка оборудования, а рудник не считался аварийным.
С заключением оказался не согласен бывший топ-менедеджер АЛРОСА — Юрий Дойников. Именно он руководил строительством рудника «Мир». Дойников считает, что, вопреки первоначальному проектному решению, АЛРОСА уменьшила целик (часть залежей полезных ископаемых, которые оставляют нетронутыми для предохранения от возможных прорывов воды) со 100 до 30 метров. О многочисленных нарушениях техники безопасности на алмазных промыслах и их сокрытии подчиненными Иванова-младшего рассказывали и сами шахтеры.
По словам Дойникова, на поверхности целика сотрудники Сергея Иванова проводили буровые работы, тогда как «его целостность ни в коем случае нельзя было нарушать до самого конца отработки». Бывший топ-менеджер предположил, что это сделали для того, чтобы получить алмазы с минимальными затратами.
В ответ на предположения Дойникова Сергей Иванов-младший предложил ему встретиться для обсуждения недостатков проекта. Состоялась встреча или нет — неизвестно.
Ответственность владельца рудника «Мир» застрахована в СОГАЗе. Это значит, что управляющий застрахован на случай, если вдруг его решения принесут компании убытки. Согласно годовому отчету компании, два акционера из наблюдательного совета также застраховались в СОГАЗе по 7,6 млн рублей каждый..
Убытки, как и виновных, еще придется найти. Но ни то ни другое никак не скажется на карьере молодого президента компании. Потому что какой бы простой ни казалась фамилия «Иванов», пока отец занимает кресло в Cовете безопасности, ты всегда себе найдешь работу.
Как ранее сообщало агентство «Руспрес», еще до аварии на «Мире» в московском офисе АЛРОСЫ были проведены обыски. Силовиков интересовали обстоятельства распродажи непрофильных активов компании и операции, проводимые прежним менеджментом через МАК-Банк, связанный с дочерями глав Якутии Егора Борисова и Вячеслава Штырова.
Разрушительный клан Сергея Иванова
Карьерный взлет "золотого мальчика" Сергея Иванова-младшего закономерно пришел к катастрофе на руднике Алроса в Якутии. Потомственные чекисты не умеют созидать, а обучены лишь диверсиям.