Она требует возместить как минимум 1,49 млрд рублей понесенных ею убытков. «Ростагрокомплекс» не платил роялти и незаконно использовал для выпуска сырков принадлежащие Екатерине Александровой товарные знаки «Б.Ю.Александров», говорится в исковых заявлениях. Вслед за исками «Ростагрокомплекс» изменил логотип сырков с «Б.Ю. Александров» на «А, Ростагрокомплекс».
Что случилось
Дочь умершего в ноябре 2020 года основателя одного из крупнейших в России молочных производств — компании «Ростагроэкспорт» — и создателя бренда глазированных сырков «Б.Ю. Александров» Бориса Александрова Екатерина подала в Арбитражный суд Московской области несколько исков к юрлицам, отвечающим за выпуск сырков. Из данных картотеки арбитражных дел следует, что иски подавались с начала 2022 года к основному операционному юрлицу «Ростагроэкспорта», ООО «Ростагрокомплекс», его «дочке» ООО «Ростагропродукт», а также нескольким сторонним компаниям («Молодел», «ТД Трейд-Юг» и др.), которые использовали товарные знаки «Б.Ю. Александров». Истцом по этим заявлениям выступает лично Екатерина Александрова или ее ИП.
В картотеке нет доступа к содержанию исковых заявлений, но суммы требований по некоторым искам указаны в заявлениях суда о принятии их к производству. Из этих данных следует, что Александрова требует от «Ростагрокомплекса» возместить как минимум 1,49 млрд рублей (1,34 млрд по иску, поданному в апреле, и еще 147,7 млн по январскому заявлению) понесенных ею убытков, а также изъять из оборота и уничтожить все товары, этикетки и упаковки, на которых есть изображение товарных знаков «Б.Ю. Александров».
Владельцем основных товарных знаков «Б.Ю. Александров» и его суббрендов был сам Борис Александров. Но незадолго до своей смерти он передал их Екатерине Александровой — юридически в собственность бренды перешли в декабре 2020 года, свидетельствуют данные СПАРК.
Контекст
После смерти Александрова в его компании разгорелся корпоративный и наследственный конфликты. 100% акций «Ростагрокомплекса» с момента его основания принадлежали партнеру Александрова Юрию Изачику. Но в сентябре 2021 года он подписал договор дарения и передал 85% бизнеса в равных долях пяти топ-менеджерам — Сергею Бабаченко, Валентине Кшенниковой, Галине Макаровой, Марине Резниковой и Нелли Храпуновой, которые работали в компании с момента ее основания.
Вскоре после передачи долей Изачик подал иски в Арбитражный суд Московской области, потребовав признать договор дарения недействительным. В исках говорилось, что до заключения договора и в момент подписания он был в тяжелом психическом состоянии, а менеджеры обманули его, предоставив ложные сведения о плачевном состоянии компании. В своем первом интервью Forbes Изачик рассказал, что согласился отдать менеджерам 85% компании, поскольку ему пообещали 15% «во вновь созданной холдинговой компании, в которую должны войти все компании группы». «Я им подарил 85% из своих 100%, а они свое обещание не выполнили — их доли в других компаниях так и остались на них», — отмечал он.
Спустя несколько дней после подачи Изачиком иска против него возбудили уголовное дело по заявлению топ-менеджеров. Его обвинили в принуждении к отказу от дарения части его доли в компании и объявили в федеральный и международный розыск. Адвокат Изачика Светлана Мальцева сообщила Forbes, что уголовное дело пока находится в стадии расследования. Сам Изачик с 1996 года живет на две страны — Россию и США. Сейчас он находится в Канзасе с дочерью и внуком, рассказывал он Forbes.
Изачик подал свой иск к топ-менеджерам спустя несколько дней после того, как стало известно, что в конфликт вступило А1 — инвестподразделение «Альфа-групп» Михаила Фридмана и Германа Хана. Компания направила оферту (ее копия есть в распоряжении Forbes) на приобретение долей в уставном капитале юрлиц «Росагроэкспорта» и прав на товарные знаки. Предложение было адресовано дочерям Бориса Екатерине Александровой и Наталье Кокоте, сыну Константину и вдове Ольге Александровым, Юрию Изачику и пяти топ-менеджерам. А1 предлагала выплатить всем им (суммарно 10 людям) по $5 млн за долю в приобретаемом имуществе, говорится в оферте.
Сделка с А1, как выяснил Forbes, не состоялась. «Они [адресаты] отказались от нашей оферты», — утверждает в беседе с Forbes управляющий партнер А1 Андрей Елинсон. По его словам, такое решение приняли не все адресаты оферты, но последняя предусматривала необходимость согласия всех собственников для заключения сделки. Елинсон отказался раскрывать, кто именно не согласился на предложение А1. Юрий Изачик через своего представителя Кирилла Ермоленко отказался комментировать детали переговоров с А1 и причины срыва сделки. «У этой оферты истек срок [давности, предложение было действительно до 3 ноября 2021 включительно, говорится в оферте]. Ее исполнение было возможно только при достижении общего согласия всех адресатов, но этого не произошло», — сообщил Ермоленко.
Сырки «Б.Ю. Александров» быстро плавятся
Екатерина Александрова, дочь умершего в ноябре 2020 года основателя бренда «Б.Ю. Александров», подала иски к «Ростагрокомплексу — операционному юрлицу завода, выпускающего сырки.