Азербайджан, являющийся основным поставщиком природного газа в Грузию, и еще недавно, по информации грузинского Министерства энергетики, отказывавшийся «подкинуть» ей дополнительно 500 миллионов кубометров топлива, вдруг взял и передумал. И не просто передумал, но еще и снизил цену на так называемый «социальный» газ.
Две соответствующие договоренности на днях были официально закреплены в Тбилиси. То есть, государственная нефтяная компания Азербайджана SOCAR будет поставлять в Грузию дополнительно 500 миллионов кубометров газа, предназначенного для нужд коммерческого сектора. Этот газ будет поступать в страну с азербайджанского месторождения Шах-Дениз по Южно-Кавказскому газопроводу. При этом цена за 1 тысячу кубометров «социального» газа и топлива для газозаправочных станций сокращается на 35-40%.
«Азербайджанская сторона сделала все, чтобы устранить проблему с поставками, возникшую из-за технических ограничений», — сказал на пресс-конференции в Тбилиси министр экономики Грузии Кахи Каладзе. Договоренности, достигнутые с азербайджанской стороной, он назвал «яркой демонстрацией дружбы, добрососедских отношений и совместных стратегических интересов».
Отметим, что по «дружбе и добрососедству» могла пройти серьезная трещина, поскольку Азербайджан, который, по данным грузинских официальных источников, отказал Тбилиси в дополнительных объемах газа, очень оскорбился, когда грузинская сторона стала вести переговоры по диверсификации поставок с Ираном и российским «Газпромом». В Баку на официальном уровне заявили, что Азербайджан может удовлетворить газовые потребности Грузии и всей Европы на сто лет вперед, и Тбилиси практически был обвинен в «измене».
Переговоры с «Газпромом» в самой Грузии тоже были приравнены к измене — не только братскому Азербайджану, но и родине. Потому как активно муссировались слухи, что грузинские власти решили заменить азербайджанское топливо на «политический газ страны-оккупанта». Такая «перебежка», сочли оппоненты власти, ставит под серьезный удар энергетическую независимость и суверенитет Грузии.
В общем, поставки иранского газа в Грузию (рассматривались два маршрута — через Азербайджан и Армению) отпали полностью. А вот какова ситуация с «Газпромом» и какую реально сделку обсуждают стороны, все еще остается загадкой: то ли Грузия просила у России дополнительные и внушительные объемы газа; то ли ей его навязывала российская сторона. То ли, в соответствии с официальной версией, «Газпром», который оставляет Грузии 10% топлива в качестве транзитной платы за поставки в Армению, раздумал расплачиваться «натурой» и решил заменить ее живыми деньгами, на что Грузия не соглашается.
Нерешенность вопроса с «Газпромом» говорит о том, что «газовая одиссея» для Грузии не закончилась. По данным местного Минэнерго, переговоры с «Газпромом» будут продолжаться до тех пор, пока не будет достигнута договоренность по форме и величине оплаты за транзит российского газа в Армению. Последняя, кстати, очень рассчитывала на то, что она станет транзитной страной для поставок иранского газа в Грузию. Но — опять не случилось. Говорят, что Иран запросил высокую цену за свой газ. По другим данным, транзиту через Армению воспротивилась всесильная в этой республике Россия.
А в азербайджанской прессе новая сделка воспринята как «удержание Абдуллаевым газового рынка Грузии». В этом, вероятно, есть доля истины, поскольку Азербайджан не расположен уступать другим чей бы то ни было газовый рынок, хотя своего газа для собственных нужд и экспорта ему сейчас не хватает и он покупает его у России. Как заявил в Тбилиси глава SOCAR, эта компания продолжит поддерживать правительство Грузии — страны, на рынке которой она работает более 10 лет, и ее деятельность здесь не ограничивается только поставками топлива.
В пользу того, что Баку весьма яростно сражается за свой углеводородный экспорт, говорит и тот факт, что переговоры о транзите туркменского газа по азербайджанской территории ведутся уже два десятилетия, и все безрезультатно. С одной стороны, Азербайджан заинтересован в получении транзитной платы от Туркмении, но с другой — он не желает порождать себе конкуренцию на европейском рынке — достаточно ему и России, а теперь уже — и Ирана.
Что же касается «счастливого конца» — договоренности о дополнительных поставках из Азербайджана на фоне постоянного рефрена грузинских властей об острой необходимости диверсифицировать источники для обеспечения энергетической безопасности страны, — не вполне понятно, зачем была затеяна вся эта «мыльная опера» с «Газпромом» и Ираном с элементами псевдополитического блокбастера.
Не исключено, что, кинувшись к России и к Ирану, Грузия рассчитывала «поднажать» на Азербайджан для того, чтобы в Баку увидели — свет клином на азербайджанском газе не сошелся, и снизили тариф на газ. Если это так, финт вполне удался. Либо возвращение на круги своя, то есть на азербайджанскую газовую орбиту, было вынужденным, поскольку «Газпром» поставил Грузии непомерно высокие экономические и, вполне возможно, политические условия. Ну, а Иран сыграл, как сыграл: либо действительно потребовал высокую цену, либо сработал фактор России.
На данный момент очевидно одно: Грузия и Азербайджан поладили, но какой-то «роман» с «Газпромом» Тбилиси все же завязывает. Политический или сугубо экономический — предугадать сложно. Во всяком случае, и после договоренности с Азербайджаном о дополнительных поставках газа в Тбилиси состоялась акция «Живая цепь против «Газпрома», которую организовало наиболее активное оппозиционное крыло — партия экс-президента Михаила Саакашвили «Единое национальное движение». Протестующие вышли на нее с транспарантами «Газпром — уходи!», «Нет «Газпрому!» и прочими в таком же духе.
Как заявил один из лидеров партии Гиоргий Вашадзе, целью акции является недопущение «переключения» Грузии на российский газ. «Газпром», — пояснил он, — является самым мощным оружием тоталитарной России для осуществления давления на другие страны. Весь цивилизованный мир и Евросоюз пытаются отстраниться от этой компании. Позорно, что грузинские власти ведут с ней какие-то переговоры».
Но при этом как-то забывается, что «Газпром» все еще удовлетворяет около 40% потребности ЕС в газе, и оставляет в Грузии 10% транзитного топлива. То есть так или иначе на грузинском рынке он все же присутствует.
Тбилиси «изменил» Москве и Тегерану
Азербайджан не уступил газовый рынок Грузии и увеличивает поставки в эту страну. Иран уже точно остался вне игры, а грузино-российский торг продолжается.