В 2015 году в мире произведено около 90 млн легковых автомобилей: 24 млн в КНР, 21 млн в Евросоюзе, 12 млн в США и 8 млн в Японии. Из этого количества всего менее полупроцента приходится на электрокары (статистика относит к ним электроавтобусы и гибридные авто); лицо этого автопрома представляет Tesla, которая в прошлом году произвела 50 000 машин. Tesla растет быстро, до 30% ежегодно (мировой автопром растет на 4–5%), но при этом увеличение парка электромобилей идет медленно, несмотря на поддержку властей, ограничивающих регистрацию новых бензиновых машин, как в Норвегии, или взимающих сборы до $10 000, как в Шанхае. По прогнозам, массовый переход на электромобили через несколько лет начнет средний класс США, Западной Европы (это будут преимущественно легковые автомобили и малотоннажные грузовики) и Японии. Но и там более половины машин будут потреблять бензин еще 10–15 лет. В более бедных странах этот процесс затянется на 20–25 лет, в Китае, например, это затронет в первую очередь автобусы.
Препятствием для быстрого роста потребления электрокаров станут сети зарядок и обслуживания. Tesla самой пришлось инвестировать в электро-АЗС в Калифорнии, где чаще всего и покупают электрокары. Нефтяные компании в них не вкладываются. Но стиль жизни американцев благоволит Tesla — миллионы автовладельцев живут в собственных домах с гаражами или парковками, где можно зарядить машину. В ЕС это сложно даже для владельцев элитного жилья.
Обгонит ли Tesla другие компании в автопроме? Лидеры останутся прежние — американские GM и Ford, японская Toyota, немецкие Volkswagen, BMW и Daimler. Китайские производители не смогут стать мировым лидером, даже несмотря на огромный потенциал своего рынка, его развитие упрется в покупательную способность населения и политику властей. Власти Китая делают упор на общественный транспорт из-за перенаселенности и проблем с экологией. Продвинутые дорогие машины будут импортироваться в КНР, а экспорт их технологических инноваций маловероятен — трудно навязать свои стандарты другим странам. Сегодняшний тренд — это исчезновение независимых компаний, которые уходят из бизнеса во Франции, Италии, России, Индии и КНР. Даже высокая капитализация компании Илона Маска отчасти основана на ожидании, что Tesla может перестать быть независимой. Для лидера автопрома она слишком маленькая и не вполне автомобильная компания. Ее сила в инновациях (и отсюда высокая капитализация), но не в способности захватывать рынки, не в маркетинге, не в сервисе. Автомобилестроение требует большой концентрации ресурсов — при сопоставимой капитализации производственные активы любого автогиганта в десятки раз больше, чем у Tesla. Важны не только новые технологии, но и масштабы их применения, господдержка.
Tesla — дорогой актив для традиционных автопроизводителей, и она может стать целью для поглощения IT-гигантами, были слухи про сделку с Apple и Google. Tesla — один из лидеров, например, в области беспилотных автомобилей, которые могут стать частью тренда экономики совместного потребления, sharing economy. Автогиганты уже следуют этой тенденции. Toyota инвестировала в Uber, Volkswagen — в Gett, а GM — в Lyft. Компании чувствуют, что модель совместного потребления изменит принципы использования автомобилей. Через 20 лет владеть машиной будет все равно что сегодня владеть лошадью.
Лидеры отрасли понимают, какую угрозу для них представляют каршеринг-сервисы — разумное использование автопарка, сокращение покупок новых машин. Автопроизводители пытаются вклиниться между водителем и сферой услуг за счет инвестиций в каршеринг-сервисы. GM уже начала тестировать эту модель в Чикаго, запустив совместно с Lyft сервис Express Drive. Он позволяет почти бесплатно взять авто GM в аренду и зарабатывать на перевозках, разделяя прибыль с автопроизводителем.
Чего ожидать от автопрома в ближайшее десятилетие? Увеличения производства экономичных гибридов, затем роста инвестиций в электромобили и инфраструктуру для них и главное — прорыва на новый уровень энергоэффективности и безопасности машин. Это оставит Китай и другие развивающиеся рынки за пределами авторынка развитых стран.
Tesla не выживет
Активы любого автогиганта в десятки раз больше, чем у Tesla. Важны не только новые технологии, но и масштабы их применения и господдержка.