Похоже, теперь не будет случаться и дня, чтобы не приходили новости о том, что ещё одно предприятие стало жертвой рейдеров. Только недавно «Наша Версия» писала о рейдерском захвате завода космического приборостроения «Квант». И вот очередное известие: для каспийского завода «Дагдизель», выпускающего торпеды для атомных подводных лодок, наступили тяжёлые времена. Предприятие уже давно сотрясают скандал за скандалом, идут бесконечные судебные процессы, но теперь ситуация усугубляется.
Что не даёт жить «Дагдизелю» – собственная жадность или потерявшее контроль государство?
В 2008 году «Дагдизель» по указу президента РФ вошёл в концерн ОАО «Морское подводное оружие – Гидроприбор» («МПО – Гидроприбор»). Вместе с «Дагдизелем» туда же вошли ещё четыре предприятия. Государство, владевшее 38% акций «Дагдизеля», передало их концерну в качестве уставного капитала. На акционерном собрании не возникло никаких прений. Но вскоре концерн потребовал проведения внеочередного собрания акционеров. И выставил 11 собственных кандидатур в совет директоров. С тех пор противостояние между «МПО – Гидроприбором» и «Дагдизелем» начало только нарастать. Подобные ведомственные дрязги внутри одной системы в принципе выглядят странно. В особенности если речь идёт об обеспечении обороноспособности государства.
Долги «Гидроприбора»
Вот что интересно. По состоянию на 2007 год концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор» имел кредиторскую задолженность в размере 1069,3 млн рублей. Присоединяемый к нему «Дагдизель» в это же самое время получил балансовую прибыль в 46 млн рублей. Так что каспийский завод оказался для концерна желанным подарком.
Неудивительно, что на предприятие сразу же положили глаз. Вот красноречивый отрывок из письма заместителя председателя Комитета Государственной думы по делам национальностей, члена комиссии по противодействию коррупции Аркадия Баскаева от 10 июня 2008 года заместителю председателя правительства РФ Сергею Иванову: «Предпринимаемые действия могут интерпретироваться как скоординированная рейдерская атака на ОАО «Завод «Дагдизель». Не исполняются условия действующего законодательства и конкурсной документации в отношении завода как победителя проведённого Минобороны России конкурса; предпринимаются попытки включения ОАО «Завод «Дагдизель» в реестр недобросовестных поставщиков» и т.д.
В итоге Министерство обороны РФ было даже вынуждено прислать на завод комиссию. Комиссия под руководством контр-адмирала Геннадия Мелентьева, включавшая трёх представителей ВМФ, охарактеризовала финансовое состояние завода как платёжеспособное и приложила акт контрольной проверки по возможности серийного производства аппаратурных модулей аппаратуры самонаведения торпед, морских минных комплексов, тепловых и электрических торпед. Но в 2012 году «Дагдизель» вообще оказался фигурантом уголовного дела, возбуждённого Следственным комитетом России. Завод заподозрили в покушении на крупное мошенничество. По мнению следователей, руководство завода вместо новых торпед, которые оно должно было изготовить для Минобороны в рамках госконтракта, попыталось выпустить изделия из комплектующих, бывших в употреблении, а неосвоенными средствами просто воспользовались (сумма контракта, на минуточку, составляла 5,18 млрд рублей, 2,7 млрд из которых завод получил в качестве аванса).
Однако скандал замяли, оказалось, госконтракт «Дагдизель» не мог выполнить: Минобороны вовремя не предоставило необходимую техническую документацю, что сыграло не последнюю роль в затягивании госконтракта.
Гладиаторские бои
Если внимательно разобраться в ситуации, становится очевидно: вся суета вокруг завода в Каспийске связана с многолетним конфликтом между «Дагдизелем» и концерном «МПО – Гидроприбор», владеющим 38% акций предприятия. В своё время это был контрольный пакет, но теперь для контроля над заводом концерну необходимо иметь на руках 51% акций. Есть мнение, что лишить государства контроля удалось не без должной юридической ловкости других акционеров. За эти 13% и началась драка, в которой «МПО – Гидроприбор» уже успел задействовать серьёзный административный ресурс. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко специально приезжала в Дагестан, чтобы от имени концерна предложить «Дагдизелю» 2 млрд рублей на модернизацию предприятия в обмен на 13% акций. Но, получив отказ, Матвиенко тут же обрушилась на руководство «Дагдизеля» с очень резкой критикой. Дескать, предприятие не отвечает требованиям времени. «Мы не будем поддерживать заводы, которые выпускают устаревшую продукцию», – заявила спикер. Компании тем не менее и сейчас активно помогает государство – ведь основная выручка идёт от госконтрактов. Но завод слабо обновляется: уникальный цех в Каспии (см. «Кстати») заброшен, земли завода, возможно, скоро начнут распродавать.
Хотя и конкурент «МПО – Гидроприбор» не торопится обновлять свои торпеды УСЭТ-80. Как разработали их ещё в 1980 году, так особо нового за прошедшие годы оборонке предложить не смогли. Правда, критику в адрес концерна услышать доведётся вряд ли. Ведь возглавляет его Владимир Викторович Патрушев – племянник секретаря Совета безопасности.
Под литерой О-1
Недавно вице-премьер Дмитрий Рогозин провёл совещание с руководством «Дагдизеля» по перспективам развития морского подводного вооружения. Он поручил руководству предприятия устранить отставание в поставках комплектующих, возникшее из-за потери кооперации с украинской промышленностью, где ранее собирали значительную часть российских торпед.
Смогут ли приватизированные остатки былого советского ВПК взять на себя дополнительную нагрузку? Что станет целью новых собственников – возрождение предпиятия и разработка нового вооружения либо растаскивание остатков завода и использование своего уникального профиля? «Наша Версия» продолжит разбираться в следующих публикациях.
Конкретно
Завод «Дагдизель» основан в 1932 году.Решение о строительстве в Дагестане предприятия по производству морского вооружения было принято по предложению наркома тяжёлой промышленности Серго Орджоникидзе ещё в 1931 году. Вскоре в 18 километрах от Махачкалы среди солончаков и дюн началось строительство завода. Один из цехов в 1938 году был создан на каменном основании прямо в море. Уже в 1939 году завод вышел на проектную мощность и выпустил 134 торпеды, а в 1941-м – 3246, освоив за годы Великой Отечественной войны производство авиационных и глубинных бомб, зенитных снарядов и мин, а также ротных и батальонных миномётов. Тяжёлые постперестроечные 90-е годы не обошли завод стороной. Выпуск торпед был временно прекращён – завод переориентировался на производство промышленных и судовых дизельных двигателей. При всей сложной ситуации «Дагдизелю» удались новые разработки в области торпедостроения, создан новый двигатель (вместо устаревшего ДП-31У), который увеличил скорость торпед на 4–5 узлов, а также дальность их действия. Комиссия Министерства обороны присвоила документации по двигателю литеру 0-1, что означает допуск к серийному производству. Новые образцы торпед уже прошли испытания и пробные запуски. При этом система, установленная на торпеде, позволит совместить функции оружия и разведывательного аппарата.
Справка
ОАО «Концерн «Морское подводное оружие –Гидроприбор» было создано в соответствии с указом президента РФ от 03.02.2004 г. № 133 на базе ФГУП «ЦНИИ «Гидроприбор» со 100-процентной собственностью государства. В состав концерна входят
ОАО «НИИ морской теплотехники» (г. Ломоносов),
ОАО «Завод «Двигатель» (Санкт-Петербург),
ОАО «Завод «Дагдизель» (г. Каспийск),
ОАО «Электротяга» (Санкт-Петербург) и ОАО «Верхнеуфалейский завод «Уралэлемент» (Челябинская область). Основными видами выпускаемой ОАО «Концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор» продукции являются торпедное, минное, противоминное оружие, а также средства гидроакустического противодействия и автономные необитаемые подводные аппараты.
Торпедная атака
Племянник главы Совбеза ставит под удар обороноспособность страны.