«Товарищи майоры будут недовольны»
Свидетели обвинения по делу «Ив Роше» так и не могут сказать ничего плохого про братьев Навальных.
В Замоскворецком суде Москвы продолжается допрос свидетелей по делу «Ив Роше». В рамках дела оппозиционер Алексей Навальный и его младший брат Олег обвиняются в мошенничестве в особо крупном размере и в легализации денежных средств. Формально все свидетели выступают на стороне обвинения, но почти все говорят, что никакого ущерба совместным бизнесом с Олегом Навальным им причинено не было, а Алексея они вообще первый раз в жизни видят. Свидетельницу, выступившую сегодня, 26 сентября, Навальный-старший вообще чуть в свои сторонницы не завербовал прямо во время допроса. Против Навальных свидетельствовал лишь директор фирмы, считающейся потерпевшей стороной. Да и тот сказал, что лично он ущерба от сотрудничества не видел, но ему следователи подсказали, и он согласился.
Свидетельница Наталья Березовская вошла в зал с улыбкой, обращенной, кажется, ко всем присутствующим. Она работает старшим экономистом в «Многопрофильной процессинговой компании» (МПК). Эта фирма считается потерпевшей от деятельности братьев Навальных наряду с «Ив Роше-Восток». По версии обвинения, Алексей и Олег Навальные виновны в мошенничестве и легализации похищенных денежных средств в размере более 20 млн рублей. Деньги Навальные похитили путем заключения заведомо невыгодных договоров созданного ими ООО «Главподписка» с «Ив Роше-Восток» и с МПК. Братья настаивают, что это был обычный логистический бизнес, в котором к тому же Алексей Навальный участия не принимал.
Березовская, как и предыдущие свидетели, сказала, что знакома с Олегом Навальным, Алексея видит впервые. Она рассказала, что пять лет назад МПК заключила контракт с «Ростелекомом» на доставку типовых писем-претензий. МПК нашла субподрядчика, который не очень-то справлялся со своими обязанностями. «Была недоставка, пересортица», - жаловалась свидетельница. Увольнявшаяся сотрудница МПК познакомила Березовскую с Олегом Навальным. Тот, рассказала свидетельница, предложил ей услуги своей фирмы «Главподписка», после чего началось бесперебойное сотрудничество, продлившееся все пять лет.
Свидетельница много раз повторила, что никаких претензий у нее не было. Она говорила, что Олег Навальный ее ни в чем не обманывал, важных сведений от нее не утаивал. «Нельзя утверждать, что договор с "Главподпиской" был невыгодным», - стояла на своем Березовская.
Как уже сообщал Znak.com, по делу «Ив Роше» уже были допрошены сотрудники «Почты России», где трудился Олег Навальный. Теперь пришел черед сотрудников МПК. Директор этой фирмы Сергей Шустов был допрошен на предыдущем судебном заседании. Он рассказал, что сам никакого ущерба не видел, но в СК РФ, где его допрашивали трижды, ему сказали, что ущерб есть, и он согласен. «Я доверяю следствию», - говорил он.
Свидетельница Березовская, видимо, следствию доверяет меньше: в ее показаниях так и не прозвучало ни одного слова против сотрудничества с «Главподпиской» и против любого из братьев Навальных.
«Я в замешательстве. Вы же свидетель обвинения. Когда вы нас обвинять-то начнете? Товарищи майоры будут недовольны», - кивнул в сторону гособвинителей Алексей Навальный. И, судя по тону, у одного из лидеров российской оппозиции было настроение глумиться.
- Как вы думаете, почему мы здесь сидим? - спросил Навальный.
- Не знаю, - просто отвечала Березовская.
Навальный продолжал спрашивать, как часто свидетельница видела и принимала участие в создании посреднических схем, подобной той, что была между МПК и «Главподпиской». Березовская говорила, что это - обычное дело.
- Как часто вы выступали в судах по поводу таких схем? - вновь спрашивал Навальный
- Ни разу, - все так же просто отвечала Березовская.
- Странно, - недоумевал Навальный. - Напоминаю, вы свидетель обвинения!
Он продолжил расспрашивать и выяснил, что Березовскую трижды допрашивали в Главном управлении Следственного комитета РФ. Причем всякий раз ее вызывали так срочно, что она не успевала взять с собой адвоката. Говорить, что это было давление на нее, свидетельница не стала, но отметила, что «было неприятно».
«Я не согласна с тем, что нам от сотрудничества был причинен ущерб. Знаю, что его вменяют, но тут не должно быть никакого дела», - свидетельница Березовская уже вовсю защищала Навальных.
«Считаете ли вы следователей и прокуроров слугами презренного режима?!» - громко вопросил Навальный, и свидетельница, казалось, уже была готова сдаться и даже пойти проголосовать за ратификацию 20-й статьи Конвенции ООН против коррупции - эту инициативу политик реализует прямо сейчас. Однако судья сняла вопрос, да и в любом случае ответ Березовской никто бы не услышал из-за хохота в зале.
«Товарищи майоры», смотревшие на эту сцену более чем мрачно, потребовали огласить письменные показания, данные Березовской на следствии, - стандартная процедура для всех свидетелей на этом процессе. Показания были зачитаны, они отличались от данных в суде разве только тем, что Олег Навальный везде был именован сотрудником «Почты России». То есть, получается, действовал от имени этой организации. Однако Березовская тут же сказала, что это - неточность и Навального-младшего она воспринимала только как специалиста по логистике. А про то, что с «Главподпиской» как-то связан Навальный-старший, Березовская за пять лет не слышала ни разу.
Напоследок свидетельница обвинения сказала, что в МПК проводились внутренние ревизии и никакого ущерба от сотрудничества с «Главподпиской» они тоже не выявили.
«Я хочу обратить ваше внимание, что хоть мы в целом и не воспринимаем этот суд как настоящий, - обратился к судье Навальный с традиционной своей репликой, - но для меня он реален, и домашний арест мой - он тоже реален. Это уже пятнадцатый свидетель обвинения, который ничего против меня не сказал. Человек пять лет вел сделку и ущерба не нашел. Фабрикация дела очевидна. Давайте хотя бы частное определение прокурорам вынесем. Это все абсолютно несправедливо. Все говорит, что я невиновен».