В то время как на всех правительственных совещаниях говорится о мобилизации экономики и государственной поддержке предприятий оборонно-промышленного комплекса, в реальной жизни уже сложилась ситуация, последствия которой могут стать катастрофическими не только для армии, но и для всей страны. Сразу несколько уникальных российских предприятий, участвующих выполнении государственного оборонного заказа, и занимающихся производством дизельных двигателей для локомотивов и военных кораблей, а также выпускающих автономные источники энергоснабжения, фактически остановили свою деятельность, либо находятся на пороге ликвидации.
История первая. Обещания и реальность
Когда в 2016 году «Трансмашхолдинг», владевший «Пензадизельмашем» объявил о планах создать на его базе совершенно новое производство «Пензенские дизельные двигатели», журналисты и работники завода недоумевали: «Зачем создавать новое дизельное производство, в регионе, где оно итак представлено старейшим в стране и ведущим производителем дизельных двигателей»?
За ответом обратились к тогдашнему директору «Тансмашхолдинга» Андрею Бокареву. Однако он ожидаемо вопрос проигнорировал. Позже пресс-служба «Трансмашхолдинга» рассказала о том, что создание нового проекта продиктовано участием иностранного партнера – компании General Electric, а также модернизацией производства. При этом вопросы все равно остались.
«General Electric и Трансмашхолдинг заявили о начале нового проекта под названием «Пензенские дизельные двигатели». Ожидается, что выпуск дизелей на новой площадке составит 250 штук в год. Однако, пока никто не объясняет, почему работа действующего Пензадизельмаша стала настолько неуспешной, что принесла предприятию минус 49 млн рублей только за первый квартал 2016 года», – недоумевали СМИ.
В 2021 году на завод громогласно и с помпой пригласили промышленников и журналистов – видимо, чтобы продемонстрировать результаты «модернизации». Но не получилось.
«Собственники предприятия пытались изо всех сил оставить хорошее впечатление. На территории завода наведен видимый порядок – все покрашено и отлакировано. Однако опытных производственников не обмануть. Завод умер, и его загримировали, как покойника в последний путь. Люди недоумевают – производства нет», – констатировали присутствовашие промышленники.
По мнению экспертов, дизельный завод проходит обратный путь по развалу собственного производства и его локализации. Раньше здесь был полный цикл. А теперь, получается, завод закупает детали на стороне – в Китае, где они чуть ли не в три раза дороже. Но руководству почему-то выгодно взаимодействовать со сторонними компаниями. И желательно, чтобы они располагались подальше от Пензы.
На сегодняшний день «Пензадизельмаш» по-прежнему находится в колоссальных долгах, на директора предприятия заведено уголовное дело. Некогда лучший в стране производитель дизельных двигателей для тепловозов и военных нужд, намертво привязанный управленцами «Трансмашхолдинга» к импорту, в условиях санкций фактически полностью остановлен.
История вторая. Обратная модернизация
Коломенский завод – один из основоположников железнодорожного и энергетического машиностроения России. Предприятие, имеющее колоссальный опыт постройки локомотивов (с 1869 года) и дизельных двигателей (с 1903 года). В 2018 году тут началась реализация масштабной инвестиционной программы развития завода, в рамках которой «Трансмашхолдинг» до 2022 года собирался вложить в модернизацию производства более 13 млрд рублей.
«Цель программы – развитие линейки и мощностного ряда дизельной продукции, повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой техники, увеличение эффективности производства». Так было продекларировано. Руководство завода бодро рапортовало об оптимизации технологических процессов: «В идеале оптимизация сократит непроизводственные потери времени, снизит трудоемкость и энергоемкость изготовления изделий. Модернизация поможет сохранить производство ключевых компонентов дизелей на территории завода. Техническое перевооружение также приведет к снижению затрат на обслуживание и ремонт оборудования».
Что в итоге? Как мы видим, предприятие, на котором работало почти 15 тысяч человек, практически расформировано. Потеряна большая научная и практическая школа. Завод, выпускавший в былые годы свыше 50 дизельных двигателей для тепловозов и флота, фактически превращен в мастерские.
История третья. «Здесь будет город-сад»
«Завод автономных источников тока» (ООО «ЗАИТ») в Саратове является основным в России производителем щелочных аккумуляторов и аккумуляторных батарей для железнодорожного транспорта. Аккумуляторные батареи завода используются также для резервного питания стационарных объектов Министерства обороны РФ. Приказом Минпромторга России предприятие было включено в сводный перечень организаций оборонно-промышленного комплекса страны. Продукция завода является конкурентноспособной, в том числе в сравнении с зарубежными аналогами систем автономного энергообеспечения.
Предприятие было основано в 1933 году как Саратовский завод щелочных аккумуляторов, и практически бесперебойно работало до того, как в 2021 году в состав учредителей вошла дочерняя структура «Трансмашхолдинга» - компания «ТМХ – Энергетические решения».
Согласно материалам, которые были переданы в Генеральную прокуратуру и в ФСБ РФ в январе 2023 года, «выполняя задачу по обеспечению бесперебойных поставок аккумуляторов и батарей в условиях пандемии и резкого роста цен на сырьё и материалы, ООО «ЗАИТ» нарастило налоговую задолженность в размере более 260 миллионов рублей. При этом заказчиками (покупателями) значительной доли продукции завода – более 60%, являются предприятия Трансмашхолдинга, и эти закупки происходили по максимально низкой цене. В условиях повышения цен на сырье, вызванные пандемией кризисные явления в экономике и инфляцию, ООО «ЗАИТ» неоднократно обращался к своему акционеру, ООО «ТМХ – Энергетические решения», являющемуся «дочкой» Трансмашхолдинга, с просьбой о необходимости незначительного увеличения стоимости продукции (на 5-10%), но ООО «ТМХ – Энергетические решения» обоснованную потребность предприятия в повышении стоимости продукции игнорировали, тем самым способствуя наращиванию налоговой задолженности, формированию отрицательной рентабельности и, как следствие, формированию кредиторской задолженности».
С момента назначения по инициативе ООО «ТМХ – Энергетические решения» 9 марта 2022 года на должность генерального директора ООО «ЗАИТ» Егорова Станислава Владимировича на предприятии и вовсе стали происходить не поддающиеся логике и здравому смыслу вещи.
Складывается ощущение, что с сентября 2022 года генеральный директор завода Егоров умышленно делал все возможное, чтобы начать процедуру банкротства предприятия. Так, несмотря на реальную возможность заключить с органами ФНС России мировое соглашение и получить рассрочку по оплате налоговой задолженности на три года, он, судя по всему, дождался окончания срока моратория на банкротство и, сославшись на наличие этой задолженности, сам подал заявление о признании ООО «ЗАИТ» банкротом, удивив тем самым налоговую службу.
В результате расчетные счета ООО «ЗАИТ» были долгое время заблокированы налоговой службой, что фактически парализовало производственную деятельность предприятия и повлекло значительные убытки и падение объемов производства в разы. «Благодаря усилиям» нынешнего директора завод не получил льготное финансирование на сумму более одного миллиарда рублей от Фонда развития промышленности, предоставление которого было одобрено фондом еще в августе прошлого года.
В подтверждение предположения, что «новые хозяева» завода умышленно убивают предприятие, говорит и тот факт, что в августе 2022 года генеральный директор завода Егоров обратился в компанию «Эрроу Кэпитал» на проведение консалтинговых услуг стоимостью около 17 млн руб в отношении земельного участка предприятия, по результатам которого планируется отчуждение земельного участка площадью 3,5 га с последующей постройкой на нем делового центра, либо элитных жилых застроек.
На сегодняшний день ситуация такова, что единственное в своем роде российское предприятие – производитель автономных систем энергообеспечения как для гражданских нужд (железные дороги, метро, связь, медицина), так и для нужд армии, флота, связи – оказалось в ситуации искусственно созданного банкротства и может полностью прекратить своё существование. Как всё это соотносится с планами государства по уменьшению зависимости российской экономики от иностранного влияния – совершенно непонятно.
Тихие игры под боком у спящих спецслужб
Все три этих сюжета объединяет не только общая печальная судьба стратегически важных для страны предприятий, но и еще ряд общих черт и признаков. Во-первых, это конечно же «Трансмашхолдинг», который является собственником или долевым участником данных предприятий.
И здесь нельзя не коснуться личности генерального директора «Трансмашхолдинга» Кирилла Липы. Свою трудовую биографию Кирилл Липа начал в далеком 1998 году в банке «Олимпийский». 27-летний заместитель председателя правления Липа отвечал тогда перед РАО «Газпром» за продажу доли 25% данного банка. В 2005 году КБ «Олимпийский» лишили лицензии, а против руководства открыли несколько уголовных дел. После проверки обнаружилось занижение «Олимпийским» финансовых рисков и обесценивание больших активов. Выяснилось, что настоящие средства банка — это только третья часть от зарегистрированного уставного капитала. Бывшего руководителя Герасимову посадили на девять лет за совершение мошеннических действий в особо большом размере. Липа, на тот момент являвшийся заместителем руководителя банка, каким-то чудом избежал тюрьмы и, как видим, достиг определенных карьерных высот.
Но интересные даже не те пути, по которым двигался в бизнесе господин Липа. Интересно другое. Вот, например. Как удается господину Липе «рулить» деятельностью предприятий, являющихся участниками государственного оборонного заказа, и при этом иметь второе гражданство и активно вести бизнес в Латвии? И даже не просто вести там бизнес, но и получать финансирование в виде грантов от Евросоюза, которые распределяют власти Латвии.
Речь идет в частности о предприятии Rigas electromasinbuves rupnica (RER) – довольно крупном производителе оборудования для электропоездов, вагонов метро, городского общественного транспорта (годовой оборот на 2021 год – 33 млн евро). Если верить сообщениям в сети, согласно данным латвийского коммерческого реестра, 36% акций RER принадлежит российскому юрлицу «Холдинг ТрансКомпонент», 17% доли которого в свою очередь контролирует никто иной как Кирилл Липа (это уже по данным российской системы СПАРК).
Другой интересной фигурой во всех этих сюжетах является Денис Тарло – заместитель генерального директора дочерней структуры «Трансмашхолдинга» - «ТМХ-Энергетические решения». В структуры «Трансмашхолдинга» господин Тарло удивительным образом переместился из Росатома. При этом свое нынешнее место, Денис Тарло фактически «заработал», сумев продать Росатому долю в компании, в руководстве которой он в настоящее время присутствует. То есть за государственные деньги господин Тарло не только получил для себя новое кресло, но обеспечил своей же компании возможность для того, чтобы прибирать к рукам интересные активы.
Именно через руководимую господином Тарло компанию «ТМХ-Энергетические решения» и могут осуществляться схемы по преднамеренному банкротству предприятий, как это хорошо видно на примере «Завода «АИТ». При этом схема достаточно проста и примитивна и выглядит примерно так: предприятию навязываются аффилированные со структурами «Трансмашхолдинга» компании, поставляющие материалы по завышенным ценам. В свою очередь готовая продукция продается таким же аффилированным компаниям, но по заниженным ценам. Таким образом формируется аффилированная кредиторская задолженность. В итоге предприятия в убытках, дальше банкротство. А доходы выводятся на офшорные счета.
Если забыть, что сейчас на дворе 2023 год, то, читая истории отечественных предприятий попавших под каток «бизнесменов» с двойным гражданством, может возникнуть ощущение, что речь идет о девяностых или нулевых годах, когда подобные схемы были чем-то обыденным и само собой разумеющимся для нарождающихся «акул» отечественного капитализма. Но нет, это наши дни. При этом все мы понимаем, что Россия проводит спецоперацию, и от работы этих предприятий во многом зависит не только транспортная безопасность, но и оборонные интересы страны. Так может быть, пора уже по законам военного времени подходить к действиям тех, кто решил, что 90-е годы возвращаются и смотрит на предприятия оборонно-промышленного значения исключительно как на легкую добычу для собственного обогащения?
"Трансмашхолдинг" играет на чужой стороне
Российские армия, флот и транспортная отрасль могут остаться без двигателей и автономных источников энергоснабжения.