Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК, единственный акционер – Минтранс России) в конце октября и начале ноября подала два иска к «Гражданским самолетам Сухого» (ГСС) на 349 млн и 160 млн руб., говорится на сайте Арбитражного суда Москвы. Суть исков не раскрывается.
ГТЛК требует компенсацию за срыв сроков поставок самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ100), рассказали «Ведомостям» два человека, близких к сторонам судебного разбирательства. Иски номинированы в долларах, ГСС сорвала сроки поставок порядка 30 судов, поясняет один из собеседников. Обычно сам самолет поставлялся вовремя, но с недостатками, на устранение которых уходило 2–4 месяца. В итоге сроки нарушались, указывает он. «У лизингополучателя (т. е. авиакомпаний. – «Ведомости») жесткие требования к приемке самолетов, возникали технические вопросы, но по ходу они решались, критичных сроков переноса не было», – рассказал «Ведомостям» собеседник в еще одной лизинговой компании, которая работает с ГСС.
Иски касаются обычной хозяйственной деятельности, говорит представитель ГТЛК.
Предъявленные иски относятся к уже поставленным и находящимся в эксплуатации самолетам SSJ100, сказал представитель ГСС. Компанию удивил способ, который избрала ГТЛК для решения вопросов, находящихся в административно-хозяйственной плоскости, подчеркнул он: «Проблемы, к которым обращается ГТЛК, носят обоюдный характер и находятся на стадии согласования взаимных претензий как путем мирного, внесудебного урегулирования, так и в рамках судебных разбирательств».
ГТЛК купила 36 SSJ100, которые были поставлены в лизинг российским авиакомпаниям, еще законтрактовала восемь, т. е. всего 44. Больше купил только «ВЭБ-лизинг» – 47 самолетов, 40 поставлено «Аэрофлоту», 7 – ирландской Cityjet. Еще 10 машин SSJ100 купил «Сбербанк лизинг» и поставил их «Аэрофлоту».
Всего ГСС на середину ноября поставила 155 лайнеров, 137 из них – гражданским авиакомпаниям. ГТЛК, таким образом, принадлежит четверть летающего коммерческого парка SSJ100.
«Все вопросы [с ГСС], касающиеся исполнения договорных обязательств, решаются в рабочем порядке», – отметил представитель «ВЭБ-лизинга». «Сбербанк лизинг» получил все суда от ГСС, проблем со сроками поставок не было, сказал представитель лизинговой компании.
Как правило, лизинговые компании несут ответственность за сроки передачи имущества лизингополучателю, говорит партнер BMS Law Firm Денис Фролов. «Такие иски не редкость. Если ГТЛК докажет в суде, что срыв сроков поставки самолетов повлек убытки (например, встречные требования к ГТЛК со стороны получателей самолетов), то такие требования с большой долей вероятности будут удовлетворены», – указывает он.
Задержка поставок может быть связана с чем угодно, рассуждает гендиректор Infomost Борис Рыбак. 40% комплектующих для SSJ100 производится в России, остальные – за рубежом. ГСС не первая компания, которая могла столкнуться с задержкой поставок, к примеру, у Boeing были проблемы с поставками новых самолетов из-за нехватки комплектующих, знает Рыбак.
SSJ100 – ближнемагистральный самолет, первый гражданский лайнер, разработанный в России. В базовой версии перевозит 98 пассажиров на максимальное расстояние 3800 км. Поставляется на рынок с 2011 г., стоит один самолет около $30 млн.
Транспортная лизинговая компания требует полмиллиарда за срыв поставок SSJ100
Один из крупнейших покупателей самолетов Sukhoi Superjet подал иски к их производителю.