Новая платная трасса М12 должна к 2024 году соединить Москву и Казань. Но ее маршрут уже пришлось несколько раз корректировать из-за протестов жителей Владимирской области и Татарстана, которые не хотят видеть магистраль под своими окнами и уверены, что она повредит экологии. «Медиазона» рассказывает, как будущая трасса объединила жителей десятков деревень, которые выходят на пикеты и выстраивают своими телами слова «Стоп!» и «Путин, помоги».
«Мы кричим. Вот мы кричим, понимаете. Нас не слышат, нас не видят», — говорит Вера Курымцева, женщина с бирюзовым платком на голове и рюкзаком за спиной. 16 августа она и еще несколько сотен местных жителей собрались в Тарлашах — небольшом поселке на севере Татарстана — на акцию протеста против строительства федеральной трассы М12, которая должна соединить Москву и Казань.
Протестные настроения охватили Тарлаши после того, как стало известно, что скоростное шоссе пройдет через поселок. Акцию поддержал даже настоятель местной церкви Покрова Пресвятой Богородицы Иоанн Визгалов. Протоиерей считает, что трассу нужно прокладывать так, чтобы она находилась как можно дальше от домов и дач.
Тарлаши — не единственное место в Татарстане, затронутое волнениями. Против строительства трассы рядом с их домами выступают и жители других татарстанских деревень. 16 мая они встали вдоль дороги с листами бумаги в руках — на каждом листе была одна буква, вместе они складывались в названия населенных пунктов: Тургай, Орел, Светлый, Наука и другие недовольные поселки. Кто-то из протестующих принес плакат «Мы не хотим жить на обочине». Под конец акции уже сами люди выстроились в форме слова «СТОП!».
Государство обещает, что трасса внесет существенный вклад в развитие как минимум восьми регионов, включая Татарстан, но жителей сел, которые окажутся в паре сотен метров от нее, это не убеждает. В скоростном шоссе они видят угрозу экологии, своим домам, которые, возможно, придется сносить ради стройки, и уединенному укладу жизни, к которому здесь все привыкли.
«Это же ужасно. По живому режут. Может быть, одумаются наши власти и все-таки сделают…ой! — вздыхает Валентина Тахаува приехавшая в Тарлаши из поселка Орловский. — По-нормальному. Чтобы никому не было больно и обидно».
Флешмоб в Тарлашах стал частью масштабной акции протеста — к ней в этот же день присоединились и другие деревни, где прошли народные сходы. По подсчетам журналистов, в акциях протеста 16 августа приняли участие около 700 человек.
Один из сходов завершился вмешательством полиции. Издание «Идель.Реалии», ссылаясь на участников акции, передавало, что полицейские задержали организаторов и людей, снимавших демонстрантов в деревне Орел на видео. Сколько людей было задержано и что им вменяют, неизвестно. «К сожалению, мы не можем такую информацию предоставить — ответили "Медиазоне" в МВД по Татарстану. — Потому что, как говорится, без комментариев».
«Между собой люди поговаривают, что якобы полиции поступил сигнал: не привлекая лишнего внимания, вычислять организаторов, участников этой акции — и всех их штрафовать. Тихие, незаметные, точечные репрессии», — считает редактор «Идель.Реалий» Андрей Григорьев.
Владимирская область протестует первой
Строительство платной скоростной трассы Москва — Казань начали обсуждать еще при правительстве Дмитрия Медведева. М12 должна стать частью транспортного коридора из Европы в Западный Китай, ее протяженность составит почти 800 километров. Автостраду включили в национальный план по восстановлению экономики России после эпидемии коронавируса — к примеру, государство обещает, что строительство дороги даст 30 тысяч новых рабочих мест.
Планируется, что трасса пройдет по нескольким регионам, включая Нижегородскую и Владимирскую области. По словам главы проектировавшей М12 госкомпании «Автодор» Вячеслава Петушенко, стоимость проезда по всей трассе для легкового автомобиля составит около 1 600 рублей. Добраться из Москвы до Казани можно будет за шесть с половиной часов. На новую автомагистраль — ввести ее в эксплуатацию собираются в 2024 году — из бюджета выделили 507,6 млрд рублей, проект предполагает в том числе строительство моста через Волгу.
Прокладку новой трассы Медведев утвердил осенью 2018 года, а спустя семь месяцев против строительства начали выступать села во Владимирской области. Протесты, начавшиеся там во второй половине 2019 года, продолжаются до сих пор. Встревоженные жители деревень сначала писали обращения к чиновникам, но те отвечали отписками, рассказывает «Медиазоне» Дмитрий Артюх из Радужного, член инициативной группы, отстаивающей право жить подальше от автострады. По его словам, трасса в первоначальном варианте должна была пройти по пойме Клязьмы, и это сильно не понравилась местным жителям.
«Она задевала особо охраняемые природные территории, плюс близко проходила — от 100 до 200 метров — к десяти населенным пунктам. Рядом сады, турбазы — это по сути рекреационная зона, где отдыхает половина Владимира», — говорит Артюх. По его мнению, прокладка дороги также могла и привести к повреждению системы мелиорации.
В конце октября 2019 года маршрут немного изменили, но не кардинально, говорит Артюх. В новом варианте магистраль также частично проходила по пойме Клязьмы, но главное — дорогу было решено вести прямо через поселок Гридино. Ради трассы, добавляет активист, даже собирались сносить от пяти до десяти домов: «Народ начал протестовать, сразу был проведен народный сход в Гридино, который собрал 200 человек».
Протесты поддержал местный райком КПРФ. На ноябрьскую акцию в защиту Гридино, по оценке коммунистов, пришли уже 700 человек. Волнения затронули и закрытый город Радужный — в конце декабря на митинг против М12 там вышли около 400 человек. По словам активистов, протесты проходили спокойно — ни власти, ни полиция им не противодействовали.
«Практически никаких стычек с милицией и органами власти не было. Был негатив в плане отговариваний, [спрашивали] зачем нам это надо, — вспоминает одна из противниц М12 Ирина Осипова. — Самое интересное, что с первого дня власти очень-очень корректно относились ко всем флешмобам и акциям. Они говорят: все зависит от людей, мы не можем пойти против населения и будем поддерживать население. Вот такая была позиция». По ее словам, за месяц активисты собрали около двух тысяч подписей против магистрали.
Вслед за Гридино к акциям протеста присоединились жители еще трех десятков поселков и деревень. Свои опасения они выразили в петиции на Change.org: многие деревни с населением более тысячи человек окажутся на обочине трассы «с трафиком 40 тысяч машин в сутки», ее появление приведет к упадку в них жизни, вырубке леса и уничтожению уникального исторического ландшафта.
По словам главного редактора издания «ПроВладимир» Дмитрия Резникова, митинги собирали десятки и даже сотни участников, что для Владимира немало. «Удивительно, что не было никаких заявлений, что у нас тут иностранные агенты работают, людей поднимают на бучу, — отмечает он. — Власть понимала, что действительно это реальный протест».
На этом фоне правительство Владимирской области пообещало учесть интересы местных жителей и даже несколько раз меняло маршрут будущей трассы. Однако варианта, который устроил бы всех, власти так и не предложили.
Как отмечает Резников, акции проходили даже во время пандемии коронавируса, когда существовало максимальное количество запретов. «И люди выходили в масках и так далее, к ним выходили полицейские, но это не заканчивалось даже задержаниями, хотя люди устраивали массовые акции, когда по улице нельзя было просто так ходить, не говоря уже о проведении публичных акции. То есть, то ли власть боялась, то ли непонятно, что, — рассуждает владимирский журналист. — Но люди выходили, и им было все равно. Очевидно, они понимали, что страх жить около огромной шумной трассы в пяти минутах, в 50 метрах от их дома, пугал гораздо больше, чем коронавирус, власть или полиция».
Два маршрута в Татарстане
О начале строительства трассы Москва — Казань премьер-министр Михаил Мишустин объявил 10 июля этого года во время поездки в Елабугу. Новый маршрут несколько отличался от того, который обсуждался ранее — например, он стал затрагивать все те же Тарлаши — и уже через месяц жители Татарстана обратились к президенту и премьеру с просьбой изменить и его.
«В связи с крайне неприятными, подтвержденными новостями о переносе трассы М12, расстояние до поселков и соответственно до ближайших домов будет около 350-400 метров, по некоторым данным — 150 метров, предлагаю всем неравнодушным и несогласным начинать действовать. Инициативные группы наших поселков совместно с юристами готовят письмо-обращение о переносе трассы М12 на первоначальный вариант, рядом с поселком Кзыл-Байрак», — отмечал автор этой собравшей почти две тысячи подписей петиции Артур Губаев.
Он предполагает, что если дорогу решат построить рядом с поселком Кзыл-Байрак, то она никому не помешает, так как пройдет по полям, а не по населенным пунктами. Тогда как в текущем варианте дорога должна пройти через Лаишевский район, в результате чего будет нанесен «удар по экологии республики». Стройка может привести к вырубке соснового массива и загрязнению Архиерейского озера, а также существенно снизит стоимость жилья в поселках.
Другие местные жители, наоборот, настаивают, что первоначальный вариант ставил под угрозу знаковый природный комплекс Татарстана «Голубой залив» — как отмечает «Казанский репортер», это часть природного заказника «Волжские просторы» вместе с прилегающими к нему базами отдыха.
«Часть граждан, протестующих против изменения проекта трассировки, спекулируют на теме прохождения трассы по Архиерейскому озеру, вводят общественность в заблуждение, так как между трассой и озером размещается поселок Тарлаши, где ведется массовая застройка берегов озера, трасса к ухудшению экологии в этом месте не имеет отношения», — уверен активист Алексей Соколов.
В июле издание «Бизнес Online» со ссылкой на «Автодор» сообщало, что в зоне прокладки трассы окажутся около трех десятков поселков по обоим берегам Волги. Но через пару недель в правительстве Татарстана объявили, что окончательного решения по маршруту М12 пока нет, и примут его только осенью.
Разногласия, впрочем, не мешают местным жителям вместе выходить на акции протеста — в том числе и на флешмоб в Тарлашах.
Республиканское правительство предпочитает не замечать протесты, говорит казанский журналист Андрей Григорьев. О них не говорят ни региональное телевидение, ни крупные казанские паблики, ни провластные телеграм-каналы, которые обычно не упускают возможность покритиковать несогласных. По мнению журналиста, это может быть связано с прямым указанием властей.
«Я так понял, что люди и сами напуганы последними событиями, что как бы их после этого флешмоба начали ловить по одному, — замечает Григорьев. — Многие начали удаляться из чатов [против прокладки М12], чтобы, не дай бог, к ним не пришли из полиции».
«Каждый стал сам за себя»
Протесты во Владимирской области продолжаются до сих пор, хотя их масштаб заметно уменьшился — в них перестают участвовать жители тех поселков, которым удалось добиться переноса трассы подальше от их домов.
«Есть трассировка, ее озвучивают. Жители деревень, мимо которых она проходит, встают на дыбы, начинают проводить акции, митинги, "Путин помоги!", чуть ли не дороги перекрывают, устраивают акции еженедельные прям буквально. Ходят в Белый дом, пороги обивают, участвуют в каких-то рабочих группах, когда их туда зовут, предлагают какие-то свои варианты, их посылают на хрен. Рано или поздно их становится слишком много. Трассировку меняют, она идет по новым деревням, ситуация повторяется, все точно также. То есть понятно, что трасса пойдет и кому-то помешает, сто процентов. Вопрос — кому. Очевидно, помешает тем, кто недостаточно яро проявит свою позицию», — рассуждает главред «ПроВладимира» Дмитрий Резников.
В феврале 2020-го на улицы снова вышли жители поселка Гридино, они выстроились в надпись «Путин, помоги!». Весной пикеты проходили уже в областном центре. В апреле «Автодор» опубликовал проект, согласно которому ради М12 сносить жилые строения в селах не придется, но общественность этот проект не устроил — из-за того, что трасса все равно будет проходить вблизи домов. Губернатор Владимирской области Владимир Сипягин при этом настаивает, что новая трассировка «выверена до метра», а сама магистраль — «большое благо для жителей».
От Гридино трассу в итоге перенесли ближе к другим поселкам — Вяткино (пригород Владимира) и Погребищи, жители которых тоже стали устраивать пикеты и флешмобы. Но, как замечает в беседе с «Медиазоной» один из активистов, почти никто из других поселков к ним уже не присоединился.
«Получается, от Гридино трассировку отвели, это было в мае — в конце апреля. Трассу отвели к деревне Погребищи. Гридинские жители сказали, что их это устраивает. Потом мы ездили в Вяткино и Погребищи поддерживать жителей. Потом через недели две "Автодор" кидает предварительный вариант трассировки по станции Улыбышево. Тут уже Вяткино успокоились. Каждый стал сам за себя», — говорит активист Николай, попросивший не упоминать его фамилию. Впрочем, по данным местных СМИ, ситуация с Погребищами еще не до конца решена — к июню этот поселок все еще был списке тех, кого затронет скоростная магистраль.
Сам Николай со временем тоже отказался от участия в протестах: «Я от этой темы сейчас отошел, у меня лично-имущественного интереса нет никакого. Я больше переживаю как бы за те места, где прошла моя юность. Эти леса, озера. Ни я, ни мои знакомые, с которыми я близко общаюсь, больше не участвуют в акциях».
«Последние месяца полтора я вообще ничего не слышал на эту тему. Тема затихла, есть ощущение, что все уже принято», — говорит журналист Дмитрий Резник.
Последний пока что всплеск протестных настроений во Владимирской области произошел в поселке Улыбышево — 12 июля там состоялись пикеты, в которых приняли участие местные жители. Около 30 активистов повесили у дороги растяжку «Нет трассе М12 у поселка Улыбышево».
В начале июля премьер-министр Михаил Мишустин поручил Минтрансу разработать проект, который продлит будущую трассу М12 до Екатеринбурга.
Трасса М12 задела Путина за живое
Жители Владимирской области и Татарстана протестуют против платной магистрали из Москвы в Казань.