Госфильмофонд РФ провел экспертизу каталога полнометражных художественных фильмов государственного Музея кино. По итогам проверки весь каталог (841 название) признан контрафактным (соответствующее заключение есть в распоряжении «Известий»).
Это означает, что копии картин были переданы Музею кино без права на публичный показ и, согласно закону (ст. 1252 ГК РФ), подлежат уничтожению либо легализации.
В коллекцию полнометражных художественных картин Музея кино входят ленты Киры Муратовой, Геннадия Шпаликова, Михаила Ромма, Фридриха Мурнау, Сергея Эйзенштейна, Фрица Ланга, Марлена Хуциева, Вадима Абдрашитова, Франсуа Трюффо, Жан-Люка Годара, Ролана Быкова и других выдающихся режиссеров.
— В августе впервые за 15 лет я начала инвентаризацию кинофонда. Мы привели в соответствие каталог полнометражных художественных фильмов и отправили его в Госфильмофонд, чтобы понять принадлежность прав на эту часть коллекции, — сказала «Известиям» директор Музея кино Лариса Солоницына, вступившая в должность летом 2014 года. — Заключение меня совершенно не радует. Теперь нам придется заниматься длительными поисками правообладателей, заключением договоров, а также получением прокатных удостоверений.
Часть коллекции полнометражных художественных фильмов Музей кино унаследовал от Бюро кинопропаганды Союза кинематографистов СССР. По словам директора, вся документация о передаче коллекции на сегодняшний момент утрачена.
Другая часть коллекции появилась благодаря режиссерам, которые дарили Музею кино копии своих картин. Лариса Солоницына отмечает, что никаких договоров о предоставлении музею прав на публичный показ при этом не заключалось.
Экс-директор Музея кино Наум Клейман, при руководстве которого музей обзавелся коллекцией, рассказал «Известиям», что во время проверки Госфильмофонд к нему не обращался и «не запрашивал документы у людей, которые вели дела музея раньше».
— Мы всегда просили разрешение у правообладателей перед публичным показом картин. Когда мы получили в подарок фильмы от Жан-Люка Годара и индийского киноархива, нам каждый раз приходилось согласовывать мероприятия с посольствами и культурными центрами, — заявил Наум Клейман.
Тем не менее он подтвердил, что часть документации о передаче прав на показ Музею кино может быть утрачена.
— Мы не имеем доступа в архив Союза кинематографистов, где должны храниться эти бумаги, нам говорят, что их украли. Но я не признаю заключение Госфильмофонда и уверен, что на коллектив Музея кино пытаются найти компромат, — резюмировал Наум Клейман.
Бывшего патрона поддержал его экс-заместитель по научно-просветительской работе Максим Павлов, который назвал документ Госфильмофонда РФ «смешным».
— Для изготовления контрафакта на 35-миллиметровой пленке нужно соответствующее оборудование, которым Музей кино никогда не обладал. Большинство копий советского наследия, находящихся в музее, были напечатаны Госфильмофондом СССР. Так что именно он занимался изготовлением контрафактной продукции, — считает Максим Павлов.
В то же время бывший лаборант отдела кинопоказа Музея кино Иван Улыбышев подтвердил, что часть копий поступала без официальной документации, а некоторые картины «были откопаны на помойках разных архивов».
«Известия» обратились за комментарием к эксперту по авторскому праву, председателю коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константину Трапаидзе.
— По мнению Госфильмофонда, указанные фильмы использовались без согласования с правообладателем. Кроме того, они, возможно, были переданы музею без договора, самостоятельно изготовлены либо изготовлены в тот период, когда правовые вопросы были не урегулированы. Сейчас это совершенно не имеет значения. Важно другое — музей должен либо легализовать эти копии, либо уничтожить их, — считает Константин Трапаидзе.
В 1984 году в Киноцентре на Пресне начал работу музейный отдел Всесоюзного бюро пропаганды киноискусства, впоследствии реорганизованный в Центральный музей кино. До 2004 года музей располагался в здании Киноцентра на Красной Пресне, откуда был выселен в 2004 году. С тех пор музей не имеет постоянного здания. Киновед Наум Клейман был директором Музея кино с 1992 по 2014 год. Всего в фондах музея около 3 тыс. картин.
Треть коллекции Музея кино признана контрафактной
841 раритетная копия кинолент должна быть уничтожена или легализована.