Напрасно оппозиция твердит, что импортозамещение — это мантра, с помощью которой чиновники вводят в коллективный транс доверчивое население. На самом деле, импортозамещение это точка сборки усилий власти и бизнеса ради – в кои-то веки! – действительно хорошей цели.
А еще это жар-птица для быстро соображающего предпринимательского класса, который пошел в гору, выдавая на-гора сугубо «нашенскую» картошку-моркошку. Но даже этот марш энтузиастов дает сбои на непредсказуемом саратовском рельефе.
Преюдиция по-саратовски
Например, в отдельно взятом Озинском муниципальном районе государственный тренд наглухо увяз в местечковых интригах и инвестор-импортозаместитель вынужден то давать показания в полиции, то объясняться с прокуратурой, то защищаться в Арбитражном суде Саратовской области.
Вот как раз сегодня, 25 января у судьи Кирилла Елистратова рассматривается иск администрации Озинского муниципального района к ООО «Национальная строительная компания» (НСК) на предмет признания недействительным права собственности НСК на мелиоративную трубу 30-летней «свежести».
Подробности про трубу – чуть дальше, а пока отметим, что в иске, сильно похожем на горячечные фантазии, утверждается, что заброшенная труба есть вторая очередь водовода «Дергачевский», которая так и не была достроена саратовскими мелиораторами. И что ответчик — НСК — незаконно зарегистрировал право собственности, хотя сам не строил этот объект. Этим негодные коммерсанты нарушили права неопределенного круга лиц, потому что теперь труба не может быть оформлена в собственность муниципалитета и – внимание! – достроена для самообеспечения района водой.
Совершенно непонятно, что же так долго раздумывали замечательные озинские чиновники-патриоты во главе с верховным районным начальством – Антониной Галяшкиной. Посему давно не зарегистрировали собственность на трубу за муниципалитетом? Зачем они на самом деле воюют за ржавый водовод, о состоянии которого прекрасно знают?
Но благодаря данному удивительному иску судья Арбитражного суда Саратовской области Елена Бобунова отложила рассмотрение искового заявления самого инвестора к администрации Озинского МР, которая, несмотря на представление районной прокуратуры, не дает разрешение на строительство и тем самым срывает сроки реализации инвестиционного проекта. Причем сроки эти важны не сами по себе, но еще и потому, что проект Национальной строительной компании вошел в госпрограмму восстановления мелиорации. Но об этом – тоже чуть позже.
Откладывая рассмотрение иска НСК, Елена Бобунова ссылается на преюдицию, хотя, по мнению истца, здесь такая же преюдиция, как у дядьки в Киеве и бузины в огороде.
Зато Озинская районной администрация по областному арбитражу идет победным маршем. В декабре 2015 года патриоты степного края под предводительством Антонины Галяшкиной пожелали даже войти в судебное дело, в котором их вообще не было и решение по этому делу давно вступило в законную силу!
Речь о деле А57-7577/2014, где НСК судилось с региональным теруправлением Росимущества, суть его – изменение условий договора аренды земельных участков, и это касается все той же ржавой трубы. Срок подачи апелляционной жалобы уж год, как истек. Администрация Озинского МР, напомним, в деле этом не участвовала вовсе.
И что же? Судья Татьяна Борисова взяла и восстановила администрации Озинского МР срок подачи жалобы! Тем самым Арбитражный суд Саратовской области вообще вписал новую строку в российскую арбитражную практику, хотя вместо аплодисментов судья получила жалобу в 12 ААС, где инвестор намерен оспорить это неслыханное новшество.
В 12 Апелляционном арбитражном суде эта жалоба будет рассматриваться завтра, 26 января. Мы думаем, что удивляться ничему не нужно, если владычица степная в любое дело въезжает на белом коне, то и выехать может с полным триумфом.
Стальной депозит
Да из-за чего вообще все это, воскликнет нетерпеливый читатель, которого с места в карьер погрузили в юридические дебри. Представим свою версию событий: инвесторы покусились на святая святых – стальной депозит, который в открытом доступе лежит на границе Озинок с Казахстаном.
Стальная труба диаметром 1,4 метра и толщиной 1,5 см была проложена советскими мелиораторами в 80-ые годы, но так и не дотянута до пункта назначения, а в 90-е всем стало и вовсе не до нее. Каким образом причастной к этой трубе оказалась компания –инвестор?
Все очень просто: НСК арендовала на 49 лет у ТУ Росимущества земли бывшего ГУП ОПХ «Чалыклинский», и по этим землям когда-то проходило порядка 20 км той самой советской мелиоративной системы.
— Мы запросили данные об этом объекте в ЕГРП, но там не было сведений ни о собственнике объекта, ни о самом объекте, — рассказывает директор НСК Алексей Хохлов. – В ТУ Росимущества объект также не значился. Собрав все документы о том, что труба бесхозяйная и что ни одно ведомство не признало объект за собой, мы оформили в Ростреестре свое право собственности на водовод
Почему эту нехитрую процедуру десятки лет не могла проделать озинская районная власть – неведомо. Как уверяют люди осведомленные, причиной может быть одна простая вещь: пока водовод безхозяйный, его можно резать и кромсать безнаказанно. Кто будет караулить, бегать в полицию, предъявлять претензии в суде? Собственник, которого нет?
Но на самом-то деле за всем Озинским районом есть очень цепкий и зоркий пригляд. Глава администрации данного МР Антонина Галяшкина заняла это кресло в 2012 году, а до этого с 2006 года она возглавляла районное собрание депутатов, и всегда была весьма влиятельной фигурой в озинских властных раскладах.
Говорят, без ведома «герцогини Озинской» и муха не прожужжит над выжженной степью, но отчего-то брошенной трубе на землях бывшего ОПХ хронически не везло. Резали ее, бедную, варварски, огромными кусками, которые в карман не спрячешь. Изрезали и украли 7 км из 20-ти, но ничего такого не видели зоркие властные очи…
Зато, едва появился у трубы хозяин, как вскипело возмущение районного начальства. И отчего же? Пусть читатель сам попробует разгадать этот ребус.
Борщевой джентльменский набор
Несмотря на громкое название, ООО «Национальная строительная компания» (НСК) — небольшое саратовское предприятие, один из учредителей которого владеет хорошим овощехранилищем и имеет договоры на поставку продукции в сеть «Магнит».
— Когда было введено эмбарго, мы увидели, что самое выгодное — это поставлять в сети «борщевой набор» собственного производства, — рассказывает директор НСК Алексей Хохлов. – В итоге в 2015 году на орошаемой земле в Краснокутском районе мы вырастили овощи и получили урожай свыше 3 тысяч тонн лука и капусты. Встроились, так сказать, в государственный тренд и стали импортозаместителями.
А за год до этого предприниматели узнали о том, что существует федеральная целевая программа по мелиорации, в которую вошла Саратовская область, и решили выращивать овощи на орошении в Озинском районе, где арендовали у государства 40 тыс. га земли. Программа по мелиоарции хороша еще и тем, что ее участникам государство компенсирует до 40% капитальных затрат.
Предприниматели заказали в специализированной организации проект реконструкции водовода, разработали проект реконструкции орошаемого участка и, собрав пакет документов, обратились в региональный минсельхоз. В итоге компания вошла в региональный раздел федеральной мелиоративной программы.
По проекту ООО «НСК» должно реконструировать орошение на площади 865 га, вода должна подаваться из пруда на территории бывших земель ОПХ, а запитывать пруд должны насосные станции «Саратовмелиоводхоза» из Дергачевского района.
Срок реализации проекта – 2015-2017 годы, всего инвесторы собрались вложить в экономику глубоко депрессивного района около 200 млн рублей. И это не какая-то декларация о намерениях, это проект со всеми экспертными заключениями, более того, включенный в госфинансирование.
— Мы получили все необходимые допуски и техусловия. Оформление документации, в том числе, разработка проекта трубопроводной системы и собственной насосной станции, заняло больше года, затраты составили свыше миллиона рублей, — раскрывает подробности Алексей Хохлов.
Получив бумаги, пошли инвесторы знакомиться с районной властью, которая, конечно же, должна просто плакать от счастья, что вместо бурьяна и солончаков в депрессивной пустыне зазеленеют прекрасные орошаемые поля. Но что из этого реально получилось, мы уже знаем.
Время сдается. Пространство сдается
Первый визит инвесторов к «герцогине Озинской» закончился взаимными любезностями. Затем, 15 июня 2015 года было совещание у зампреда областного правительства Александра Соловьева, посвященное реализации проекта ООО «НСК» и срокам его исполнения. На том совещании глава районной исполнительной власти Антони на Галяшкина заверила присутствующих, что разрешение на строительство при реконструкции водовода от Озинского МР будет выдано инвесторам незамедлительно, как только они обратятся.
На тот момент НСК уже стала участником региональной подпрограммы по развитию областной мелиорации на 2014-2020 годы. Проект реконструкции участка на землях бывшего ОПХ успешно прошел экспертизу по заказу Минсельхоза РФ с целью получения 40%-ной субсидии на возмещение капитальных затрат.
Но уже в августе начались непонятки. Вместо того, чтобы дать разрешение на реконструкцию участка 865 га и осуществление второй очереди строительства, администрация района затеяла бумажную карусель.
В пылу эпистолярных баталий инвесторы и получили знаменитый «документ» о том, что пруд, из которого должна поступать вода на орошение, находится, оказывается, в Дергачевском районе! Впрочем, после звонка в Дергачевскую администрацию о том, что изучать публичную кадастровую карту автор письма будет у прокурора, и.о. первого замглавы Дергачевского МР прозрел с неимоверной скоростью.
Короче говоря, как саратовский арбитраж лихо отматывает назад время, так и озинские чудодеи туда-сюда сдвигают пространство.
Но, увидев, что чудо не случилось, районные чиновники вынули туз из рукава. В сентябре 2015 они известили инвесторов, что подали на них в суд иск о признании права собственности НСК на старый водовод недействительным! Как выяснилось, исковое ушло в арбитраж аккурат через неделю после совещания в облправительстве, где районные власти обещали всячески содействовать проекту.
Всепобеждающий абсурд
О нынешнем состоянии судебных баталий мы рассказали довольно подробно, но не упомянули роль областной прокуратуры. Тут опять парадокс: районная прокуратура не нашла за НСК никаких грехов и вынесла чиновникам представление за нарушение сроков выдачи разрешения на строительство.
Совсем иначе подошла прокуратура областная. В том самом иске, который рассматривает сегодня судья Кирилл Елистратов, содержится отзыв облпрокуртуры.
Ведомство солидарно с озинскими чиновниками, и вот почему: в Декларации об объекте недвижимого имущества, которую НСК представила в Росреестр, указано, что строительство объекта завершено в 2014 году, при этом фирма объект не строила, указала в декларации недостоверные данные и вообще, это не недвижимость! Это часть имущественного комплекса «Саратовмелиоводхоза», а значит, государственная собственность!
Торжество прокурорских не очень понятно: на момент оформления объекта в ЕГРП не было данных ни о самом водоводе, ни о его владельце. И почему это собственником объекта непременно должен быть тот, кто его возводил? У НСК есть официальный документ от «Саратовмеливодхоза», что водовод ФГУП не принадлежит. Единственный промах инвестора – это дата окончания строительства – 2014 год, тогда как объект не был ни достроен, ни введен в эксплуатацию. Но неужели это может стать основанием для расторжении права собственности?
И самое главное – каково реальное состояние трубы 30-летней свежести, уже изрядно порезанной вандалами? На сей счет есть совершенно официальный документ.
Еще в 2013 в процессе банкротства ГУП ОПХ «Чалыклинское» ООО «Саратовпроектсервис» подготовило Техническое заключение о состоянии водовода. И вот что сообщили специалисты с лицензией и полной юридической ответственностью за свои слова: обследовано 15 км трубы, гидроизоляция на обследованных фрагментах отсутствует, коррозия металла составила 50%, а износ стенок водовода — 70-80%.
И вот эту рухлядь чиновники под предводительством Антонины Галяшкиной собираются восстанавливать! Они не стесняются заявлять об этом суде, громко декларируют благородство своих помыслов перед населением района.
Но неужели все эти стальные химеры, эти горячечные фантазии о запуске изрезанной в хлам трубы стоят сотен миллионов реальных рублей в экономику депрессивного района? Стоят рабочих мест, сотен тонн выращенной продукции, будущих налогов? Стоят многомиллионных исков, которые будет предъявлены к убогому районному бюджету?
Возможные финансовые иски к районным чиновникам и бюджету Озинского МР – это не простая пугалка. О такой возможности директор ООО «НСК» Алексей Хохлов писал в обращении к губернатору, зампреду правительства Александру Соловьеву, прокурору области Владимиру Степанову и начальнику областного ГУ МВД Сергею Аренину.
— Против нас в Озинском районе развернута настоящая кампания клеветы, — уверен Алексей Хохлов. – Нас обвиняют в том, что мы пришли на эту землю резать и уничтожать, нас называют черными копателями. Как будто бы черные копатели, прежде чем заняться своим грязным ремеслом, берут кредиты в банках, входят в федеральные программы, защищают проекты, создают рабочие места. Из-за того, что районная власть не выдала нам разрешение на строительство, мы не выполнили планы первой очереди проекта на 75 миллионов рублей, не получили федеральную компенсацию. Под вопросом вообще наше участие в госпрограмме.
Очевидно, что кампания против НСК, которая идет в Озинском районе, развязана публикой хитрой, но недалекой. Какая экономика, какое импортозамещение? Распил и растащиловка – вот предел ее понимания? Непонятно только, почему этой скверной музыке под сурдинку подыгрывает областная власть.
Труба всему: инвестпроект на 200 млн. рублей застрял в саратовских степях
В Озинках районная власть ставит палки в колеса проекту на 200 млн рублей, вошедшему в федеральную программу.