На Ямале предприятие, обладающее несколькими лицензиями на разведку и добычу золота, стало объектом для крупных финансовых разбирательств. По иску принадлежащего на текущий момент ЦБ «Азиатско-Тихоокеанский Банка» в «Ямалзолоте» уже введена первая стадия банкротства – процедура наблюдения, а в реестр включены претензии на сотни миллионов рублей. Кроме того, у зарегистрированной в Лабытнанги организации вскрылись многомиллионные неисполненные обязательства перед бюджетом, уже вылившиеся в исполнительные производства. Пока временный управляющий пытается заблокировать реализацию имущества «Ямалзолота», а кредиторы выстраиваются в очередь за долгами, вокруг актива начинают появляться фамилии известных российских политиков и бизнесменов от бывшего члена Совета Федерации Павла Масловского до владельца «Южуралзолота», челябинского олигарха и депутата Константина Струкова и Виктора Вексельберга, которого ранее обвиняли в «тайном захвате» золотодобывающего бизнеса.
В ЯНАО активно развиваются банкротные разбирательства вокруг АО «Ямалзолото» (Лабытнанги), владеющим, согласно данным компании, лицензиями на разведку и добычу золота на месторождениях Петропавловское и Новогоднее-Монто.
Так, временный управляющий компании уже попытался заблокировать действия по продаже имущества «Ямалзолота», ведущиеся, по его информации, в рамках исполнительного производства. Как выяснилось, компания накопила более 10,6 млн рублей долгов по налогам, страховым и исполнительским сборам. Впрочем, на текущий момент арбитраж отказал антикризисному менеджеру в обеспечительных мерах.
Процедура наблюдения же была введена в «Ямалзолоте» по иску ПАО «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (по итогам санации 99,99% принадлежит ЦБ), заявившего о задолженности в размере более 341,7 млн рублей, 151,9 млн из которой обеспечены залогом имущества.
Как выяснила «Правда УрФО», «Азиатско-Тихоокеанский Банк» в период с декабря 2016 по декабрь 2017 выдал «Ямалзолоту» три кредита каждый на десятки миллионов, а в залог получил дробильно-сортировочный комплекс, расположенный на месторождении Новогоднее-Монто общей площадью более 186 тыс. кв. метров, дробильную установку и длинный список прав на аренду земли в автономном округе. В частности, речь шла об участках в районе Приуральском, которые предназначены для добычи рудного золота.
После начала санации банка от «Ямалзолота» потребовали досрочно погасить обязательства, но выплаты не последовали, что и стало поводом для претензий.
В этой связи крайне примечателен состав акционеров ямальской компании и экс-бенефициаров банка. Так, изначально основным владельцем «Ямалзолота», согласно списку аффилированных лиц от 2009 года, с долей в 90% было ОАО «Покровский рудник». Речь идет о структуре одной из крупнейших золотодобывающих компаний в России – Petropavlovsk, созданной в середине 90-х известными бизнесменами Павлом Масловским и Питером Хамбро.
Впрочем, в 2011 году, согласно данным компании, основным акционером с долей более 99% стала Yamal Holdings Limited (Кипр). Она же числилась вплоть до 2016 года, после чего компания перестала раскрывать информацию.
При этом связь с Petropavlovsk, судя по всему, со сменой акционера утрачена не была. Например, согласно годовому отчету «Ямалзолота» за 2013 год, в совете директоров компании числились Масловский Алексей Павлович и Питер Хамбро.
Отметим, что в 2017 году вокруг Petropavlovsk и Хамбро развернулся активный конфликт. Британский бизнесмен был отодвинут от управления в компании, которую создавал с экс-членом Совета Федерации от Амурской области Павлом Масловским. Связывали это с появлением среди акционеров золотодобывающей компании структур, входящих в «Ренову» Виктора Вексельберга. А сам Хамбро, как передавал Forbes, обвинил российского олигарха в «тайном захвате» компании.
При этом, как следует из отчетности «Азиатско-Тихоокеанского Банка», который выдавал «Ямалзолоту» кредиты, до апреля 2018 года обладающими коллективным конечным контролем над финансовой группой являлись Андрей Вдовин (19,724% владения), г-н Алексей Масловский (19,724% владения), г-н Питер Хамбро (19,724% владения).
Добавим, что бизнес Petropavlovsk, в отличие от «Азиатско-Тихоокеанского Банка», сейчас активно развивается. При этом, как в феврале сообщали СМИ, совладелец корпорации Aeon Роман Троценко продал 22,37% своих акций и 5,97% конвертируемых облигаций Petropavlovsk группе компаний «Южуралзолото», которая контролируется депутатом Заксобрания Челябинской области Константином Струковым.
«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.
Центробанк намыл «Ямалзолото»
Компанию довели до процедуры наблюдения.