Последней в перечне запрещенных организаций в РФ сейчас числится «Русская республика Русь»*. Главная идея «республики» на удивление проста: взять за основу «безнациональные» области в составе России и объединить их в один национальный субъект, и вместе с тем затребовать права «на землю и ее недра». На выходе получаем сепаратизм и ксенофобию. Сначала уголовные дела посыпались на филиалы «Руси» в регионах, а затем суд объявил вне закона объединение целиком. Daily Storm узнал, как провалилась «Россия для русских» и что думают о своем прошлом члены экстремистской группы спустя месяцы после ее распада.
Декабрь 2003 года. На улице отвратительный пронизывающий холод. К памятнику Жукову на Манежной площади вышли 25 мужчин. Изначально собраться планировали в Кремлевском дворце и даже дали объявление в газете «Эра России», но то был «сильный понт», признается позже организатор встречи. Плакаты разворачивать не стали, потому что они «выше достоинства» — националисты выходят для дела. Но дела не случилось. Вопреки ожиданиям, милиция на сходку не отреагировала, и собравшиеся уехали из центра столицы в Кузьминки. Там, в резервном штабе, в отсутствие публики мужчины окрестили себя учредительным собранием и провозгласили «Русскую республику Русь».
Виктор Кривов, глава исполкома госсовета РРР, вспоминает именно этот момент как ключевой, но добавляет: «Русь» создавалась в несколько заходов. Начало «республике» положил некто Евгений Рогачев. В 1982 году он увлекся идеей «субъекта права русского народа», но очень скоро пропал из вида. В 1993-1994 годах эстафету подхватили Юрий Рыбников и Владимир Барышенко. Первый упоминается в Сети как «математический извращенец». Рыбников — автор альтернативного подхода в изучении точных наук, который ставит под сомнение даже таблицу умножения. Второй, Владимир Барышенко, — националист, общественник и несостоявшийся политик. В 2003 году он участвовал в гонке за пост мэра Москвы. Таким образом, игра в собственное государство продолжалась до начала 2000-х.
Когда в новом столетии идея «республики» созрела окончательно, члены РРР попытались придать объединению как можно больше значимости и легитимности: отчитались о создании «Руси» перед ООН, а также уведомили о своей «суверенности» Государственную думу — разослали «декларации независимости» каждому из 450 депутатов. Но в парламенте идею проигнорировали. По словам Кривова, инициативу поддержал лишь один депутат.
Кто мы и куда идем
Среди собравшихся тогда у памятника Жукову основным звеном стали члены двух ультраправых организаций — РНЕ** и общества «Память». Идеология национализма перемахнула через любительское объединение и стала мыслиться в масштабах государства.
А вот структура «республики» во многом была позаимствована у СССР. Те же националисты, что мечтали о приоритетных правах для русского народа, в 1993 году встали на защиту Белого дома, а точнее, Верховного Совета — последнего советского органа власти в новой несоветской стране. С тех пор в головах эрэрэровцев плотно осела мысль, что Российская Федерация — «преступная организация», созданная против воли народа. Как и Конституция РФ. Поэтому «республиканцам» оставалось либо написать Основной закон самим, либо жить по уставу СССР. Свою конституцию они утвердили, взяв за образец Конституцию Татарстана, но жить предпочли по привычным законам Союза. Так «Русь» существовала годами. Единственной загвоздкой оставалась то, что разговаривать с действующей властью членам РРР пришлось при помощи непризнанной ими «кровавой» Конституции 1993 года, где прописано право народов на самоопределение.
Из Советского Союза в «Республику Русь» перекочевал не только состав участников, но и совдеповский нейминг. В документах «Руси» то и дело мелькают подзабытые «исполком», «советы», «комитеты» (например, Аэрокосмический комитет или Комитет радио и телевещания).
Советская в РРР даже символика. На главной странице сайта (сейчас она заблокирована, но обратиться к источнику можно через веб-архиватор) изображен слегка подправленный герб СССР — внизу на красном полотне пометка «Русь», а наверху, в одной линии с колосьями, — древненемецкая руна одал, заимствованная спустя века Третьим рейхом.
«Серп и молот — символы труда — и руна сохранения рода — древние русские символы! И если их в определенное время использовали враги русского народа — масоны или Гитлер, — так что же, нам отказаться от них? Мы вкладываем в эти символы свой, русский смысл!» — указано в оправдание на странице РРР.
Однако «свой смысл» сыграл с «республиканцами» злую шутку. В 2017 году одну из активисток общины, Любовь Золотухину, осудили за «публичное демонстрирование нацистской символики». Соратники Золотухиной парировали тем, что руна одал — традиционный мордовский узор. Ее изображение есть на погонах речного флота и выложено кирпичиком у фонтана в Саранске.
В спокойное время «русичи» занимались тем, что составляли бесконечные протоколы, выдавали паспорта и рассуждали о геноциде русского народа. До внешней политики им тоже было дело, точнее, до иллюзии ее существования: «республиканцы» посылали сочувственные письма в братский Китай, обсуждали триединство России, Украины и Белоруссии, а на 9 Мая публиковали фото, сделанное на фоне Рейхстага.
Между тем география «Русской республики Русь» на удивление широка. По последним сохранившимся на сайте данным, шесть отделений РРР находились в Москве и Московской области и еще 16 были разбросаны по всей России, включая Челябинск, Ульяновск, Пермь, Белгород, Самару и другие города.
По признанию эрэрэровцев, агитацию они не вели. В основном единомышленники узнавали о «Руси» через интернет, а дальше создавали в регионе «Общину коренного русского народа» (по сути филиал РРР). Содержали объединение на скромные пожертвования: «Кто 100 рублей, кто 500».
«Сильно оглаской мы не занимались, — убеждает Кривов. — Просто нас никто не любит. Совсем. Неудобные люди — это вот мы».
«Русь» в агонии
Первое обвинение в экстремизме пришло подмосковной общине из Щелкова***. Прокуратура усмотрела разжигание межнациональной розни и пропаганду исключительности, что дало право признать объединение вне закона.
«Мы упустили это, считая незначимым. Сначала одна община, потом вторая. Это стало основанием, чтобы «возбудиться» другим», — вспоминает глава «Республики Русь».
Когда за щелковской общиной последовала астраханская****, руководство РРР перестало выдавать разрешения на открытие новых ячеек, дабы не подвергать их опасности. Но уголовные дела не прекратились. По мнению Кривова, «облава» на «Русь» стала ничем иным, как провокацией.
«Для суда было заготовлено пять-восемь искусственно созданных общин, чтобы выставить нас в глупом и идиотском виде. Астраханская община, с Урала еще кто-то... Они вели себя неподобающим образом, вульгарно обсуждали низменные темы», — доказывает Кривов.
Поговорить о прочих уголовных делах мы решили с 63-летним Сергеем Цуниным из Самары, он — член тольяттинской ячейки РРР. В 2018 году ему выдвинули обвинения по части 1 статьи 282 УК о возбуждение вражды и ненависти. Реальный срок Сергей не получил. Тем не менее, мужчина также верит в заговор и считает, что дело против него было сфабриковано.
«Наши черномантные пытаются ввязать нас в уголовное преследование. Идет агония, они нас боятся. Наступает утро сварожье! Они это прекрасно знают», — перескочил с ответа на вопрос Цунин и пустился в пророчества.
«Меня привлекли как разжигателя международной и религиозной розни, — продолжил Сергей. — Обвинили в том, что опубликовал у себя на канале видео Шляхова «Эдуард Ходос и жиды-оборотни». Мне навешивают ненависть к евреям, хотя никогда у меня такой не было. У меня начальники все были евреи. Евреи — умные люди, хорошие. Иногда».
На суд Цунин не в обиде. Говорит, что врагов у него нет, есть учителя: «В этот мир мы приходим учиться. Люди сотворены с 12 оболочками, которыми мы должны заполнить, чтобы стать богами». На каком ментальном уровне находится он сам, мужчина не уточняет.
Но, похоже, «учителя» самарца не вразумили: 1 сентября 2020-го Цунин опубликовал на своей страничке во «ВКонтакте» то самое запретное видео и прикрепил к нему материалы уголовного дела.
Фигурант другой судебной тяжбы — Иван Колотилкин из Ульяновска — к своему условному сроку относится спокойно: вот, дескать, и до меня очередь дошла. В 2018 году инженер-программист Колотилкин раздавал листовки местной общины, содержащие призывы к сепаратизму и ксенофобные высказывания. В итоге получил год и четыре месяца условно.
«Я не считаю их [суд] правыми, — защищается Колотилкин. — У меня своя республика, у них — своя».
По словам Ивана, возбуждение уголовного дела несильно сказалось на настроениях общины, но некоторые коррективы все же внесли: «Перестали действовать публично, да и все. Сами не устраиваем никаких мероприятий, а присоединяемся к другим оппозиционерам. К правым, например». Вступить в общий чат, чтобы лучше изучить взгляды ячейки, Колотилкин предложил и журналисту Daily Storm, но отпугнула эмблема: свастика на фоне двуглавого орла.
Что касается статуса экстремиста, то из-за него Иван не переживает, поскольку относит себя не к «Русской республике Русь», а просто к «Русской республике». Раскол на «Русь» и «не-Русь» произошел в 2006 году из-за конфликта двух лидеров — Виктора Кривова и Владимира Попова. Последнего не устроил советский налет и «неадекватное» ведение дел. По идее, сепаратизм внутри сепаратизма. Но Колотилкин смеется: «Мы не отделяемся, но и не зависим».
Судя по воодушевлению Ивана, оставлять общину тот не планирует еще долго. А может, и никогда.
Выход из «Руси» есть
«Идея-то здравая, но в России нездоровое отношение к законам. Вместо законов действуют понятия и правила. Есть воля хозяева и есть исполнение раба. Меня это не устроило, и я решил подобным не заниматься», — объясняет свой уход из «Русской республики Русь» ярославец Иван Ефимов. Прежде он возглавлял «комитет информации и связи». Теперь молодой человек работает в лаборатории по починке фотооборудования.
Про «республику» Иван узнал в 2012 году, когда побывал на старославянском фестивале в Нижегородской области. Там же он познакомился с Виктором Кривовым, который пригласил заняться сферой медиа.
«Я застал время, когда пошла самая движуха. Было много людей, которые пытались двигать идеологию в информационное поле. Но встречались и радикальные группы, которые то и дело приходилось одергивать», — вспоминает Ефимов.
По мнению собеседника, главной проблемой «республики» стали не «подставные общины» и не советские перегибы, а то, что каждый оценивал возможности «суверенного субъекта» по-своему. Из-за этого появлялись сепаратистские и ультраправые трактовки. Если бы все действовали по закону, то никакой раздробленной «Руси» в результате бы не было, убежден Иван. Да и внутренний распорядок был бы целее.
«Не думайте, что РРР — это нечто масштабное. Просто мы с ребятами поработали так, чтобы объединение было на слуху. Да и постоянные протоколы в разные инстанции шли от нас пачками, — поделился молодой человек. — Вообще, идти в «Республику Русь» за наживой — все равно что клянчить деньги у бабушек. Хреново там было с деньгами. Я паспорта печатал за свой счет, если кто-то ко мне обращался. И занимался этим только потому, что горел. На деле в Москве был маленький офис. Причем настолько грязный... Мужики элементарного порядка навести не могли!»
В конце концов в 2016-м Иван покинул «республику». За новостями о ней молодой человек не следит до сих пор и даже не в курсе, что объединение признали нелегальным.
«Я стал счастливее, потому что общение со всеми этими идиотами только расстраивало, — признался Ефимов. — И теперь занимаюсь исключительно тем, что люблю».
* Межрегиональное общественное объединение «Русская республика Русь» запрещена в Российской Федерации
** «Русское национальное единство» — организация запрещена в отдельных регионах РФ
*** «Община коренного русского народа Щелковского района Московской области» запрещена в Российской Федерации
**** «Община коренного русского народа города Астрахани Астраханской области» запрещена в Российской Федерации
Тут «Русью» пахнет
Сторонники запрещенной в России организации рассказали, как распалась их «непризнанная республика».