«Тюменская матрешка» ждет битвы титанов
В ближайшие годы регион останется полем конфликтов олигархов Путина. Сечин ищет новую жертву.
Покупка Сечиным доли в «Северэнергии» была произведена в пику Тимченко и его партнерам. Но глава «Роснефти» полностью уверен в себе и готов спорить за новые активы с другими олигархами, имеющими прямой выход на Путина
Еще не закончив переваривать ТНК-ВР, могущественный глава «Роснефти» Игорь Сечин начал вынашивать планы по поглощению очередной компании, работающей на территории «тюменской матрешки». Источники Znak.com, знакомые с ситуацией, сообщают о том, что выбор хозяина российского ТЭКа может пасть на нефтяные активы «Газпрома». Представители этих кругов знают об этом и всерьез обеспокоены подобными перспективами. Эксперты, опрошенные нами, соглашаются с наличием амбиций господина Сечина, правда, полагают, что у газпромовской структуры слишком сильная политическая поддержка в лице президента Владимира Путина. Поэтому, по их мнению, опасаться Сечина стоит владельцам менее крупных активов, например «Башнефти» или «Русснефти». Подробности – в нашем материале.
Покупка «Роснефтью» почти 20% «Северэнергии» у итальянской Enel за 1,8 млрд долларов, которая произошла на днях, лишний раз подчеркнула, что глава госкомпании Игорь Сечин не собирается останавливаться на поглощении нефтегазовых активов после покупки ТНК-ВР. Сделка, по мнению экспертов Znak.com, также показала, что для достижения целей президент «Роснефти» и далее будет проводить агрессивную политику, а конфликты с представителями других мощных кланов, близких к президенту Путину, его не пугают.
«Сделка по «Северэнергии» это наглядно демонстрирует, – считает один из собеседников нашей интернет-газеты, близкий к крупной нефтяной компании. – Всем известно, что на этот пакет претендовали структуры Геннадия Тимченко и Леонида Михельсона. У «НОВАТЭКа» в этой компании уже есть 51%, и они были готовы выкупить долю за большие деньги. И хотя официально Тимченко говорил, что его не смущает неоднозначная ситуация с «Роснефтью», все понимают, что эта ситуация породила конфликт между Сечиным и Тимченко».
Он также обращает внимание на коварность позиции главы госкомпании в отношениях с коллегами. «После того как Игорь Иванович возглавил «Роснефть», он начал очень трепетно относиться к тому, что газовики проявляют интерес к каким-либо привлекательным нефтяным активам. Логика такая – пусть они не лезут в нефтяную историю, ведь мы не лезем в газовую, – рассказывает наш источник. – Хотя мы-то с вами видим, что «Роснефть» как раз наоборот очень интересуется газовыми проектами. Взять ту же «Северэнергию», или «Итеру», или «Роспан», который достался ей вместе с ТНК-ВР».
Очередной жертвой экспансии госкомпании наши эксперты называют нефтяные активы «Газпрома». «В компании уже ходят такие разговоры, – подтверждают наши инсайдеры. – Посмотрим, чем это закончится». «Теоретически это возможно, особенно учитывая близость инфраструктуры обеих компаний. Здесь понятен интерес «Роснефти», – говорит один из экспертов. – Но на практике мне кажется это маловероятным».
С его точкой зрения согласен известный экономист Владимир Милов. По его словам, активы «Газпрома» в нефтяной отрасли, безусловно, привлекательны для «Роснефти», но у них слишком серьезная административная поддержка в лице не столько Алексея Миллера, сколько президента Владимира Путина. Косвенно об этом свидетельствует большое количество добывающих проектов газпромовской структуры за рубежом, так как получить их без личного участия первого лица государства очень трудно.
«Я думаю, что такая крыша будет не по зубам Сечину. У него, конечно же, остаются амбиции на укрупнение «Роснефти», но, думаю, он будет смотреть в сторону менее рискованных с политической точки зрения активов. Например, «Башнефть» или «Русснефть», – говорит Милов.
Комментируя вопрос долговой нагрузки госкомпании, которая с покупкой ТНК-ВР неимоверно выросла, эксперт говорит: «Не думаю, что большие долги помешают «Роснефти» занять еще где-либо. Сечин не привык платить из кармана компании большие деньги. Традиционно все решается административным ресурсом. Проведут какую-нибудь реструктуризацию кредитов, попросят помощи у государства. В конечном итоге все бремя ляжет на плечи налогоплательщиков».
Опасность и риски Милов видит в другом. По его словам, речь идет о контрактах «Роснефти» с Китаем, по которым на годы вперед госкомпания продала нефть КНР. «Сделки были очень непрозрачными. Но известно, что нефть продавалась по серьезному дисконту. По моим подсчетам, каждый год «Роснефть» от этих сделок будет терять порядка 2,5 млрд долларов. В конечном итоге может сложиться ситуация, когда деньги, которые Китай заплатил авансом, у «Роснефти» закончатся, так как они будут потрачены на различные поглощения в ТЭКе, а нефть придется поставлять дальше. И это довольно опасная история, так как по ряду прогнозов впереди Западно-Сибирскую провинцию, да и всю страну ждет падение добычи углеводородов», – считает эксперт.