Артем Аветисян продолжил судиться с Baring Vostok, несмотря на запрет Лондонского арбитража. По иску его компании Амурский суд арестовал на днях акции банка Восточный, которые принадлежали фонду Майкла Калви. Решение суда лишает Baring Vostok возможности распоряжаться акциями и позволяет Аветисяну быстрее получить контроль над банком, утверждают эксперты.
Что заставило суд принять такое решение не известно, поскольку дело рассматривалось в закрытом режиме. Представители «Восточного» опасались, что в ходе заседания может быть озвучена информация, которая относится к коммерческой тайне. А, возможно, в свидетельских показаниях просто звучали «не те фамилии»?
Как это часто бывает, в любом, даже самом запутанном деле, есть пресловутая красная нить, способная привести если не к самой разгадке, то, по крайней мере, пролить свет на многие существенные обстоятельства. В деле Baring Vostok такой нитью, может стать малоизвестная широкой аудитории компания «Ланит».
В конце прошлого года сестринская структура этой фирмы – «Ланит-Интеграция» – участвовала в тендере на закупку компьютерной техники по линии Департамента образования и науки г. Москвы и стала победителем большинства из 10 конкурсов на поставку ноутбуков для столичных школ. Казалось бы, ничего удивительного: компания позиционирует себя, как одного из лидеров российской ИТ-индустрии, и неустанно публикует в прессе сообщения о номинациях в безвестных, но престижных премиях и других подобных своих достижениях. Одним словом, уважаемая компания. Поэтому решение столичных властей о передаче крупного заказа (4 млрд рублей – не шутка!) такому высоконадежному и профессиональному подрядчику выглядит вполне логично. Но вот незадача – вскоре после тендера всплыла информация о троекратном завышении цен на компьютеры, и результаты состоявшихся торгов были отменены.
Казалось бы: не вышло, значит, не вышло. Смирись. Но на кону прибыль – 2,8 миллиарда. И руководитель «Ланита» Филипп Генс решает… подать в суд и заставить правительство Москвы заключить с ним расторгнутые контракты на прежних условиях. То есть пытается через суд выудить то, что не удалось взять по-тихому.
Что же заставляет человека действовать настолько беззастенчиво и нагло? Откуда эта уверенность в том, что чаша весов склонится в его пользу? Может потому что есть, кому повлиять на решение Фемиды? Может, ответ прост, и все дело в высокой протекции?
Основателем и единоличным владельцем компании «Ланит» был Георгий Генс, судя по всему, являвшийся однокашником помощника президента РФ Андрея Белоусова. Сейчас компанией владеет сын Генса – Филипп Генс, с которым Белоусов также поддерживает приятельские отношения.
По всей видимости, все те же «правильные знакомства» помогли «Ланиту» и в случае с Центральным Банком: компании было выделено 1,5 млрд рублей на разработку перспективной платежной системы, но банк вскоре расторг контракт в одностороннем порядке, а вот требовать назад всю сумму почему-то не стал. Не исключено, что поспособствовал здесь именно Белоусов, который в свое время, как кажется, точно также выгораживал перед ЦБ Артема Аветисяна, обвиняемого в незаконном выводе средств из банка «Юниаструм».
О близкой дружбе с Аветисяном Белоусов рассказал сам в фееричном интервью журналу «Форбс». Пытаясь откреститься от дела Baring Vostok, к которому помощник президента формально никакого отношения не имеет, господин Белоусов, видимо, увлёкся и наговорил лишнего. Он откровенно признался не только в том, что приятельствует с Аветисяном, – «это мой товарищ, мы вместе ходим в горы», но и в том, что после жалоб банкира на многочисленные проверки ЦБ лично просил главу Центробанка Эльвиру Набиуллину «проконтролировать эту историю».
Если отследить по открытым источникам портфель заказов «Ланита», то выясняется, что дружба с Белоусовым – не единственное, что связывает Генса и Аветисяна: аффилированные с ними компании переплетены тесными деловыми связями. Так, «Юниаструм банк», владельцем которого является Артем Аветисян, уже много лет сотрудничает с дочерней структурой «Ланита» - «АПТ Телеком-системы связи» (компания сообщала, что модернизирует для банка единую коммуникационную систему). Еще один банк, совладельцем которого, похоже, является Аветисян, - КБ «Восточный» - тоже активно пользуется услугами «Ланита»: с 2006 года компания внедряет в банке систему электронного документооборота.
На этом список деловых контактов Генса и Аветисяна не ограничивается. Еще одна «дочка» «Ланита» - компания «НОРБИТ» - автоматизировала работу call-центра для АО «НЭО Центр», одним из основателей которой также является Артем Аветисян. Он же входит в дирекцию Агентства стратегических инициатив (АСИ), для которого «Ланит» в 2017-2018 гг. разрабатывал информационную систему, предназначенную для организации и контроля целевых моделей. Кроме того, в июле 2018 г. «НОРБИТ» завершила двухлетний комплексный проект по внедрению в АСИ информационной системы Region-ID. В конце 2018 г. «Ланит» сообщил, что в компании «РусГидро» завершился перевод корпоративной системы документооборота с платформы EMC Documentum на российскую платформу LanDocs. Не исключено, что пролоббировал этот проект ни кто иной, как Аветисян, который с 2015 г. является членом совета директоров компании «РусГидро».
Учитывая многочисленные свидетельства, судя по всему, имеющей место тесной деловой и дружеской связи Белоусова не только с Аветисяном, но и с семьей Генс, нам, вероятно, следует ждать новых публичных выступлений помощника президента на этот раз о том, как он никогда не помогал Генсу. В ставшем уже притчей во языцех интервью журналу «Форбс» Белоусов призывал в свидетели Господа, ссылаясь для большей убедительности на Великий Пост. К следующему интервью Пост может и закончится, но к счастью настанет Пасха, что придаст аргументам Белоусова еще большую убедительность.
У Артема Аветисяна обнаружились высокие покровители
Артем Аветисян продолжил судиться с Baring Vostok, несмотря на запрет Лондонского арбитража.