Похоже, оправдываются предположения, что три недели назад в здании ЦБ на Неглинной уничтожались важные улики против руководства регулятора. Буквально на днях эта догадка получила новое подтверждение: из Сети начали пропадать материалы, посвящённые тому пожару. И не только ему. Но неужели руководство ЦБ действительно надеется скрыть компрометирующую информацию, уже получившую широкое, как она того и заслуживает, распространение?
Пожар в ЦБ произошёл 24 августа и буквально в тот же день получил однозначную трактовку: чиновники регулятора избавляются от документов, которые, вероятно, могут отправить их за решётку. Иначе к чему устраивать опасные игры с огнём?
Однако наблюдатели разошлись в гипотезах, какие именно бумаги сжигались. Так, газета «Наша Версия» посчитала, что уничтожалась документация, подтверждающая распил почти 2 «ярдов» рублей на IT-проекте.
Ресурс «Журналистский контроль» решил, что в огне сгинула история банка «Открытия», санировавшего неликвидные банки, а позже оказавшегося с многомиллиардной дырой в капитале.
Были версии о ликвидации бумаг, посвящённых «Промсвязьбанку», Бинбанку», «Трасту» и так далее. В свою очередь, портал «Руспрес» предложил читателю целую россыпь интересных идей – от превращения в пепел французского паспорта зампреда Поздышева до сгорания свидетельств о праве собственности на зарубежную недвижимость первого зампреда Швецова.
Так или иначе, но факически никто не рассматривал какую-нибудь безобидную версию типа курения в неположенном месте. Наоборот, СМИ, телеграм-каналы и эксперты активно предполагали, что ЦБ таким образом заметает следы своей противоправной деятельности. Прекрасная репутация сложилась у регулятора, не правда ли?
Шли недели и уже казалось, что вскоре ажиотаж сойдёт на нет, не дождавшись реакции виновника торжества – Банка России. Ведь последний, как правило, хранит гробовое молчание по самому скандальному поводу: будь то митинги обманутых вкладчиков, крушения региональных экономик из-за закрытий системных банков, как случилось в Татарстане, требования Генпрокуратуры или интерес МВД. Но – не в этот раз.
По истечении менее трёх недель с момента выхода публикации об истинных причинах пожара на сайте «Руспресе», её внезапно удалили. Это легко установить, воспользовавшись Яндексом: поисковик на вопрос о пожаре в здании ЦБ выдает несколько ресурсов, которые разместили у себя текст «Пожар на руку», впервые опубликованный «Руспрессом». Среди тех, кто посчитал материал заслуживающим внимания, есть и неравнодушные блогеры, и развлекательные сайты и, куда уж без них, библиотеки компромата. Одна незадача – собственно на «Руспресе» публикации не обнаруживается.
Более того. По ссылке, которая должна на него вести с сайтов, перепечатавших заметку, обнаруживается текст о другом пожаре – в кемеровской «Зимней Вишне», унёсшем 60 жизней. Можно, конечно, возмутиться столь откровенным цинизмом, когда вероятные злоупотребления ЦБ прикрываются информацией о страшной трагедии на Кузбассе. А можно и задать вполне логичный вопрос: если первоисточники зачищаются, значит, это кому-нибудь нужно?
Интересно, что незавидная судьба заметки «Пожар на руку» постигла и другую публикацию на «Руспрессе», посвящённую Банку России и персонально Эльвире Набуиллиной. Материал под заголовком «Ложь во спасение?» обильно цитируется сторонними ресурсами – «Народным журналистом» сайтом Михаила Делягина, соцсетью Maxpark, но собственно на «Руспресе» отсутствует. Вместо него читателю предлагается текст по совершенно иной теме: «Татьяна Ликсутова ездит по Москве без правил».
Что показательно, при этом на портале до сих пор доступны публикации, в которых рассказывается о не самых приглядных поступках ЦБ и Набиуллиной лично. В частности, о том, что руководительница «позволила [экс-владельцу «Росгосстраха»] Данилу Хачатурову украсть 100 млрд рублей», или о том, как Набиуллина фактически содействовала побегу из РФ своего старого знакомца Бориса Минца. Есть на ресурсе многочисленные материалы о нанесении ЦБ и его менеджерами ущерба стране на многие сотни миллиардов рублей. А вот указанных заметок – не обнаруживается.
То есть, как можно понять, Центробанк впервые за историю существования применил меры по зачистке информационного поля. Кажется, у кого-то действительно подгорело.
По некоторым данным, в роли своеобразного «мистера Пропера» выступает названный выше Василий Поздышев. И такое назначение видится очень логичным: данный господин рулит банковским надзором, и, соответственно, причастен к отзыву лицензий у сотен российских кредитных организаций. По самым скромным подсчётам, ковровая бомбардировка сектора унесла жизни 110 тысяч предприятий и оставила без сбережений четверть миллиона вкладчиков, или более трех миллионов граждан, если считать вместе с женщинами и детьми. С большой долей уверенности можно сказать, что когда вскроется вся правда о злоупотреблениях ЦБ при ликвидации банков, Поздышев скоропостижно отправится за решётку и надолго. Кого он за собой потянет – будет любопытно посмотреть.
По оценкам специалистов, решение вопроса о снятии публикаций могло обойтись регулятору в сотни тысяч долларов США, вытащенных из карманов налогоплательщиков. То есть ЦБ решил не гасить информационный пожар водой объяснений и оправданий, а тупо закинул в него солидную порцию бумаги.
Но вот беда – если что-то попадает в Интернет, то остаётся там навсегда. Если же предпринять попытку замести следы, неизбежен знаменитый «эффект Стрейзанд»: информация распространяется ещё больше. Очевидно, так будет и в этот раз.
У Эльвиры Набиуллиной подгорело
Центробанк удаляет из Интернета все упоминания о странном пожаре в главном здании регулятора в Москве 24 августа текущего года. Эксперты не сомневаются, что пожар был рукотворным, но все гадают, что же жгли в его огне подчиненные Эльвиры Набиуллиной.
14.09.2018