Был когда-то депутатом? Твоя собственность под угрозой. В Ленинском районном суде Екатеринбурга 14 августа рассмотрят иск Генпрокуратуры России о взыскании с бывшего депутата Госдумы Малика Гайсина акций фармацевтической компании «Уралбиофарм» стоимостью 3 млрд рублей в пользу государства.
Свои требования прокуратура основывает на законе № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», принятом в 2013 году. Он устанавливает обязанность государственных служащих и членов их семей, депутатов и сенаторов представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Закон запрещает им заниматься предпринимательской деятельностью. Однако этот закон и некоторые иные нормы и запреты были приняты через много лет после того, как Гайсин заседал в Госдуме. А закон, как известно, обратной силы не имеет. Это главный, но не единственный момент, который во всей этой истории выглядит весьма странно, говорит юрист Александр Трещев:
«В последнее время предпринимателей стали привлекать к субсидиарной ответственности, то же самое стало происходить и с чиновниками. У них стали арестовывать имущество и обращать его в доход государства. В этом деле много неизвестных моментов. Я бы не взял на себя ответственность говорить, что это незаконно. Не зная версии прокуратуры, которая мало освещает информацию, но судя по тому, как суд быстро удовлетворяет ходатайство, есть основания полагать, что он все-таки лишится своих активов. Главный вопрос на повестке: это делается в интересах государства или нет. Его адвокаты и он сам заявляют, что это происходит в интересах его недоброжелателей, но прокуратура не просит продать с молотка его имущество, оно просит обратить его в доход государства».
Гайсин, которого характеризуют как таинственного и крайне непубличного предпринимателя, структура собственности которого очень запутана, был депутатом Госдумы второго созыва с 1995-го по 1999 год. Тогда он активно занимался политикой и даже был конкурентом Эдуарда Росселя на выборах губернатора Свердловской области. Сейчас прокуратура утверждает, что Гайсин занимался предпринимательством в нарушение антикоррупционных законов. В частности, скупал акции фармкомпании «Уралбиофарм», в итоге чего стал монополистом в регионе. В отсутствие подробностей дела возникают естественные опасения, что иск против Малика Гайсина может превратиться в своего рода технологию по конфискации собственности любых предпринимателей, которые в тот или иной момент своей жизни побывали во власти, говорит генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:
«Вроде бы нельзя рассматривать дело конкретного депутата как прецедент, который может лечь в основу других таких историй. С другой стороны, я не думаю, что это разовая история, потому что сейчас возобновились дискуссии на тему собственности и приватизации, передела активов иностранных владельцев. И все-таки, несмотря на отсутствие в России прецедентного права, когда создается такой прецедент, если эта история будет доведена до конца, это будет означать, что история может быть тиражирована, когда будет понятно, что это можно».
Все последние годы имя Малика Гайсина связано с нескончаемыми судебными разбирательствами. Весной, по сведениям местной прессы, на Гайсина написала заявление корпорация «Ростех», которая утверждала, что ей и государству причинен вред. Из-за этого Гайсина сначала обвинили в злоупотреблении должностными полномочиями по статье 201 УК, а затем переквалифицировали дело по более тяжелой статье 160 «растрата». Якобы он хотел похитить деньги ОАО «Завод «Исеть», выдавая займы под проценты своим подконтрольным фирмам. Некоторое время предприниматель даже пробыл под домашним арестом. Однако сейчас, по слухам, может находиться вне территории России.
У Гайсина отбирают «Уралбиофарм»
Цена вопроса — 3 миллиарда рублей, ответчик — бывший депутат Госдумы Малик Гайсин. Чем это дело уникально и почему оно, несмотря на отсутствие в России прецедентного права, может все же стать прецедентом.
15.08.2023