Информацию о клиентах швейцарского банка группы HSBC примерно из 200 стран французская газета Le Monde и Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ) получили от источников в правительственных кругах Франции. Эти клиенты открывали счета в 1990-2007 гг. и держали на них более $100 млрд. В госструктуры данные попали лет восемь назад — их похитил и передал властям Германии за вознаграждение в 2,5 млн евро бывший сотрудник IT-отдела банка Эрве Фальчиани. Несмотря на протесты Швейцарии, сначала немецкие правоохранители, а затем прокуроры Франции и Бельгии заинтересовались попавшими в списки гражданами своих стран, заподозрив некоторых из них в уклонении от налогов.
«Ведомости», участвуя в совместном проекте с ICIJ и Le Monde, проанализировали российскую часть списка, состоящую более чем из 740 имен, и не обнаружили там первых лиц государства и крупных политических фигур. Однако помимо десятка участников российского списка Forbes там оказались бывшие чиновники, руководители «Роснефти», госбанкиры, а также их родственники. У некоторых из них в 2006-2007 гг. на счетах было более $1 млн. «Ведомости» заинтересовались, как люди, большую часть жизни работавшие на госслужбе или в госкомпании, стали владельцами счетов в HSBC.
Данные о клиентах
В 2006-2007 гг. $11 млн было на счетах компаний, связанных с ныне ликвидированными английскими Forehold Limited и Finahold Limited (здесь и далее — исходя из списков, полученных ICIJ и Le Monde). Бенефициаром первой в документах HSBC значился бывший замминистра энергетики Петр Нидзельский, а второй — Лидия Нидзельская, названная бизнес-консультантом. В июне 2004 г. Нидзельский ушел с госслужбы, а в конце того же года у компаний появились счета в швейцарском банке. Связаться с Нидзельскими «Ведомостям» не удалось.
Член совета директоров «Газпрома», бывший глава Мингосимущества Фарит Газизуллин открыл счет в HSBC в конце 1990-х. На счете, к которому имел отношение Газизуллин и его супруга Татьяна, в 2006-2007 гг. было $3,6 млн. В банковских бумагах Газизуллин назван «инженером», хотя он больше известен как чиновник: сначала работал первым зампредседателя госплана в Татарстане, а затем — в Госкомимуществе. Газизуллин закончил карьеру в 2004 г. министром имущественных отношений. С конца 1990-х он входит в совет директоров «Газпрома», а в 2004 г. был в советах директоров ФСК ЕЭС и СО-ЦДУ ЕЭС. Газизуллин не ответил на вопросы «Ведомостей», переданные через «Газпром». Представитель «Газпрома» не стал их комментировать.
Бывший председатель Фонда социального страхования и замруководителя Федерального агентства по здравоохранению Юрий Косарев открыл счет в HSBC в мае 2005 г., в 2006-2007 гг. на нем было $2,5 млн. Связаться с Косаревым не удалось.
Сын бывшего зампреда правления «Газпрома» Вячеслава Шеремета Вадим открыл счет в швейцарском банке в июле 2006 г., и к 2006-2007 гг. на нем было $10,4 млн. Во времена, когда «Газпромом» руководил Рэм Вяхирев, Вадим Шеремет владел долей в некоторых поставщиках и подрядчиках «Газпрома» вместе с детьми Вяхирева и тогдашнего премьера Виктора Черномырдина. Например, Вадиму Шеремету, Виталию Черномырдину и Татьяне Дедиковой (дочери Вяхирева) в 1998 г. отошла компания «Интергазкомплект», которая была крупным поставщиком импортного оборудования для «Газпрома». За свои доли дети топ-менеджеров заплатили тогда по 1620 руб. Вадим Шеремет также входил в совет директоров агрохимической корпорации «Азот», созданной на паях «Газпромом» и «Интерхимпромом».
Шеремет подтвердил «Ведомостям», что у него был такой счет, но он его закрыл «лет пять назад». Он отметил, что за давностью лет не помнит компанию «Интергазкомплект», подчеркнув, что не зарабатывал на контрактах с «Газпромом». Шеремет говорит, что занимался логистикой и недвижимостью и деньги на счете никак не были связаны с бизнесом в газовой сфере. «Я занимаюсь полимерной продукцией. Этот счет перестал быть мне нужен. Я эти деньги инвестировал и уже давно работаю с российскими банками», — объяснил он.
Супруга начальника отдела по защите гостайны «Роскосмоса» Александра Дегтяря Татьяна согласно спискам имела отношение к счету на $1,2 млн, который был открыт в феврале 2005 г. Александр Дегтярь объяснил «Ведомостям», что его супруга давно перестала заниматься бизнесом и если такой счет вообще существовал, то он был закрыт.
А у супруги бывшего зампредседателя Государственного таможенного комитета Валерия Шпагина (в 1997-2004 гг.) Ирины, судя по клиентским спискам, был счет на $4,1 млн. Счет был открыт в конце 2005 г. — через год с лишним после того, как Шпагин покинул госслужбу, объяснила «Ведомостям» Ирина Шпагина. Кроме того, к тому времени супруги разошлись. В материалах банка Шпагина указана как основатель таможенного брокера «Компания Квота», работающего с 1998 г. Сама она говорит, что между ее бизнесом и работой Валерия Шпагина не было никакой связи. Бизнес таможенного брокера никогда не был легким, а Шпагин всегда работал честно и сейчас живет на свою пенсию, отмечает она.
HSBC, судя по спискам, нравился нефтяникам. Так, экс-президент «Роснефти» Сергей Богданчиков стал его клиентом в марте 2007 г., когда еще руководил госкомпанией. А бывший директор коммерческого департамента «Роснефти» Николай Каплун завел счет в январе 2007 г. С 1998 по 2007 г. он работал в «Роснефти», а в 2008 г. перешел в бизнес-структуры. Данных о деньгах на их счетах нет.
Богданчиков не ответил на переданные для него вопросы «Ведомостей». Связаться с Каплуном через принадлежавшие ему компании не удалось.
Данные о домах
В материалах, полученных ICIJ и Le Monde, есть и другая информация об имуществе владельцев счетов.
Например, бывший министр обороны Украины из правительства Виктора Януковича — Дмитрий Саламатин, державший на счетах в HSBC в 2006-2007 гг. $11,4 млн, занесен в списки как российский клиент. Это потому, что своим адресом он указал дом в самом дорогом поселке Москвы — Серебряном Бору, по соседству с бывшими руководителями ФСБ. По данным Росреестра, участок по адресу Центральный проезд Серебряного Бора, вл. 73, д. 8, принадлежит его жене Наталье Саламатиной.
Саламатин перебрался из России на Украину в 1999 г. и получил гражданство Украины в 2004 г. С 2006 г. он был депутатом Верховной рады от Партии регионов Виктора Януковича, в 2010 г. возглавлял украинскую госкомпанию по экспорту и импорту продукции и услуг военного назначения, а в 2011 г. — «Укроборонпром». С февраля по декабрь 2012 г. Саламатин был министром обороны Украины, а затем — советником Януковича. Депутаты Верховной рады обвиняли Саламатина в связях с российскими спецслужбами, он же заявлял, что обвинения безосновательны: он давно живет на Украине и является гражданином этой страны.
По словам человека, близкого к Саламатину, он с 90-х гг. занимался бизнесом, инвестировал в финансовые инструменты и деньги заработал задолго до начала карьеры депутата и госслужащего.
Бывший вице-президент «Роснефти» Анатолий Локтионов согласно спискам своим адресом указал дом в фешенебельном предместье Женевы — Вандовре на Рут-де-ля-Капит, 140. Информация женевского реестра подтверждает, что земля принадлежит Локтионову и его супруге. На участке неподалеку от Женевского озера расположен двухэтажный особняк с небольшим искусственным прудом.
Через несколько километров — на Рамп-де-Колоньи, 10, расположен трехэтажный особняк еще одного клиента HSBC, попавшего в списки, — давнего знакомого российского президента и бывшего совладельца нефтетрейдера Gunvor Геннадия Тимченко.
Неподалеку — на берегу Женевского озера на Шмен-де-ля-Тур-Карре, 1, «Ведомости» нашли дом его дочери Ксении Тимченко, которая также являлась клиентом банка согласно спискам. Ксения Тимченко занимается благотворительностью, вместе с матерью Еленой Тимченко входит в руководство швейцарского фонда «Нева» (Foundation Neva), созданного Геннадием Тимченко и его супругой для развития проектов в области образования, искусства, науки и спорта. В швейцарской телефонной книге и на сайте фонда она упоминается как Ксения Франк, поскольку замужем за Глебом Франком — сыном руководителя государственного «Совкомфлота». Глеб Франк также был указан в списке как клиент банка. Информации о суммах на счетах Тимченко и его родственников нет. Представитель Тимченко не ответил на запрос «Ведомостей».
Кому нужны данные HSBC
Представитель группы HSBC отказался комментировать данные о российских клиентах банка. А на запрос ICIJ ответил, что «культура комплайнс-контроля и стандарты due diligence» в швейцарском банке группы в прошлом «были значительно ниже, чем сейчас». «Швейцария и ее банковская система довольно долго противились нормам FATF [межправительственная организация Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег] в том, что касается проверки данных публичных должностных лиц, отвечая, что в ряде случаев невозможно подтвердить легитимность средств, которые вносят на свои счета должностные лица. Но в последнее время Швейцария исправилась», — говорит председатель правления Transparency International в России Елена Панфилова.
В России до сих пор не могут даже сформулировать, кого считать публичным должностным лицом, а значит, и проверять с особой тщательностью, отмечает она. От чиновников потребовали декларировать банковские счета в 2008 г., от менеджеров госкомпаний — в 2012-2013 гг. Запрет же на счета в иностранных банках для чиновников и менеджеров госкомпаний вступил в силу в январе 2015 г. «Закон обратной силы не имеет, поэтому госслужащим и руководителям госкомпаний, бывшим и действующим, в данном случае ничего не грозит», — считает Панфилова.
Российские правоохранительные органы могли бы заинтересоваться списками, полагает бывший генпрокурор Юрий Скуратов: проверить, законно ли были получены средства на этих счетах. «Считаю, что этот канал нужно использовать, но с соблюдением законодательства об оперативной работе», — советует Скуратов.
КТО ДЕРЖАЛ ДЕНЬГИ В ШВЕЙЦАРСКОМ БАНКЕ
В материалах о клиентах швейцарского банка из группы HSBC, полученных Le Monde и ICIJ, много и других известных россиян, которые на момент открытия счета возглавляли госструктуры, но суммы на их счетах в списке не указаны. Например, бывший министр сельского хозяйства Елена Скрынник согласно спискам стала клиентом банка в июле 2003 г. В то время она была гендиректором госкомпании «Росагролизинг». Со счетом Скрынник была связана компания Elenya Invest & Trade Inc. Впрочем, став руководителем госкомпании, Скрынник официально сохраняла за собой право заниматься бизнесом. Скрынник не ответила на вопросы «Ведомостей», переданные через ее брата.
Президент ВТБ Андрей Костин упоминался в списке клиентов банка с 1997 г. в связи с компаниями CC Service, Dalton Services, Suncloud Investments, Druce Settlement и Danale Corporation. Счета всех этих компаний были закрыты до октября 1999 г. С 1996 г. Костин был председателем государственного Внешэкономбанка (ВЭБ). Знакомый Костина говорит, что эти компании могли заниматься операциями с иностранными долгами российских предприятий: выкупали эти долги у западных компаний и продавали четверке уполномоченных правительством российских банков, зарабатывая на этом определенный процент. Представитель ВТБ отказался от комментариев.
В списке давних клиентов числился также знакомый Костина — заместитель гендиректора «ВЭБ капитала» Дмитрий Соловьев. В прошлом он работал в Минфине, а с 2000 г. был первым зампредом правления Национального резервного банка Александра Лебедева, который одним из первых начал заниматься операциями по откупу долгов российских предприятий. В качестве адреса для получения корреспонденции от швейцарского банка Соловьев указал швейцарскую компанию R&S Investments финансиста Роджера Ингольда. Ингольд, по словам его партнера, был советником Костина и работал содиректором Русского коммерческого банка (который до начала 2000-х был частью ВЭБа).
R&S Investments в прошлом тоже интересовалась долгами российских компаний и предлагала выкупить долг «Совкомфлота» перед Русским коммерческим банком по цене 60 центов за доллар. Соловьев и Ингольд не ответили на запросы «Ведомостей».
Президент корпорации «Иркут», вице-президент ОАК Олег Демченко согласно спискам был клиентом швейцарского банка с середины 1990-х по февраль 2000 г. Тогда он был заместителем гендиректора, а затем и президентом ОКБ имени Яковлева. Демченко не ответил на письмо «Ведомостей».
Бывший зампред Государственного таможенного комитета и бывший сенатор Сергей Беков упоминался в списке как клиент швейцарского банка с июня 2007 г. В то время он был сенатором. Связаться с Бековым не удалось.
Бывший первый зампред правления «Роснано» Андрей Раппопорт согласно спискам был клиентом банка с января 2007 г. В то время он был председателем правления ФСК ЕЭС и членом правления РАО ЕЭС. Раппопорт не ответил на запрос «Ведомостей».
Сенатор и бывший зампред правительства Виталий Игнатенко упоминался в списках как клиент швейцарского банка с марта по сентябрь 2006 г. На тот момент он входил в совет директоров журнала «Союзное государство», был гендиректором ИТАР-ТАСС. Игнатенко не ответил на вопросы «Ведомостей».
Первый заместитель гендиректора «Корпорации развития» Владимир Караманов согласно спискам был указан в качестве клиента банка с ноября 2006 г. В то время он был первым вице-президентом АК «Транснефтепродукт». Представитель «Корпорации развития» передал «Ведомостям», что информация не соответствует действительности.
Бывший директор московского ГУП «Орион» Андрей Петелин, который отвечал за городские контракты по строительству надземных пешеходных переходов, согласно спискам стал клиентом банка в конце 1990-х. ГУП «Орион» было ликвидировано московским правительством, но, по данным Арбитражного суда Москвы, ликвидационная комиссия не может получить от Петелина финансовых документов ГУП «Орион» за период с 2000 по 2012 г. Связаться с Петелиным через учрежденные им компании не удалось.
Гендиректор «Газпром газэнергосети» Андрей Дмитриев оказался в списке клиентов банка в марте 2006 г. Эту «внучку» «Газпрома» он возглавляет с 2004 г. Дмитриев не ответил на запрос «Ведомостей».
У кого из российских чиновников, госменеджеров и их родственников были счета в HSBC
Совместное расследование «Ведомостей», Международного консорциума журналистов-расследователей и Le Monde.