Власти ЯНАО уже в краткосрочной перспективе, по всей видимости, столкнутся с массовыми сокращениями персонала, последующим ростом безработицы и, как следствие, социальной напряженностью. Так, первая стадия банкротства – процедура наблюдения – уже введена в аффилированных «Арктикнефтегазстрой» («АНГС») из Надыма и «Предприятие Механизация» из Нового Уренгоя, в которых суммарно трудится более тысячи рабочих из числа местного населения. «АНГС», обслуживающая компании ТЭК в том числе из-за конфликтов с заказчиками по итогам прошлого года сформировала убыток более чем на 900 млн, а последовавшая стадия банкротства практически отрезала организацию от новых контрактов и ресурсов. К прочему, многомиллионные требования к ней уже предъявили представители госорганов, финансовых структур и «Газпрома». Сейчас в «АНГС» еще надеются на план оздоровления, намечая на лето общее собрание акционеров и просчитывая объемы сокращения персонала. Впрочем, эксперты полагают, что объективных факторов для выживания этого бизнеса остается мизерное количество, а в многочисленных конфликтах вокруг ямальских активов всплывают дефицит инвестиционных средств у «Газпрома» и фамилии бывших топ-менеджеров газовой монополии.
Сразу три компании, вероятно, аффилированные с бывшим членом правления «Газпрома» Ярославом Голко, столкнулись с масштабным финансовым кризисом. Речь идет об АО «Арктикнефтегазстрой» (Надым), ЗАО «Предприятие Механизация» (Новый Уренгой) и ООО «Спецгазремстрой» (Москва). Сейчас во всех трех компаниях введена первая стадия банкротства – процедура наблюдения, а под угрозой увольнения оказалось более 1,5 тыс. работников, базирующихся в том числе в ЯНАО.
Сокращение работ на Медвежьем нефтегазоконденсатном месторождении сказалось на «Арктикнефтегазстрое»
Самой крупной компанией из этой группы является «Арктикнефтегазстрой» («АНГС»). Еще в 2017 году среднесписочная численность работников организации превышала 1200 человек. Выручка структуры в позапрошлом году составляла порядка 4 млрд рублей, а в портфеле заказов значились проекты крупных газовых и нефтяных компаний. В целом за десятилетия существования компании «АНГС» выполняла работы для ООО «ЯРГЕО» (51% принадлежит ПАО «НОВАТЭК»), ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь», АО «Арктикгаз» и «дочек» ПАО «Газпром», например, ООО «Газпром добыча Надым».
Ирония ситуации вокруг «Арктикнефтегазстроя» заключается еще и в том, что на дестабилизацию компании, которую связывают с бывшим топ-менеджером «Газпрома», судя по всему, в частности, напрямую повлияла политика подчиненных Алексея Миллера. Так, в отчете структуры за 2017 год подчеркивается: «в связи с решением совета директоров «Газпрома» о сокращении затрат в рамках жестких бюджетных ограничений ввиду дефицита инвестиционных средств (письмо <…> УКС ООО «Газпром добыча Надым» о приостановлении части объемов СМР по «Реконструкции Медвежьего НГКМ») резко изменилась производственная программа «АНГС» <…> в сторону уменьшения, сменился генподрядчик, жестче стали условия и требования выполнения договора».
Исходя из данных «Арктикнефтегазстроя», в 2018 году ситуация только регрессировала. «В последние годы произошло значительное ухудшение подготовки заказчиками строительства. Не отсыпанные до проектных отметок, непригодные для производства строительных работ площадки, отсутствие утвержденной проектно-сметной документации наряду с невыполнением заказчиками встречных обязательств по поставке материалов и оборудования приводят к значительному затягиванию сроков строительства», – говорится в отчете компании. В документе также подчеркивается, что из-за задержек по одному из проектов «Арктикнефтегазстрой» приостановил работы, после чего заказчик решил отказаться от исполнения договора.
Общие результаты оказались удручающими. Объем выполненных строительно-монтажных работ по итогам 2018 просел, выручка снизилась, а чистый убыток «Арктикнефтегазстроя» составил более 936 млн рублей. В итоге в отношении компании в конце прошлого года были инициированы банкротные разбирательства, а в 2019-м в организации введена процедура наблюдения.
Это стало дополнительным ударом по «Арктикнефтегазстрою». Так, после решения арбитража компания получила уведомление от одного из ключевых заказчиков – АО «Арктикгаз» (находится в паритетном управлении «НОВАТЭКа» и «Газпром нефти») – об отказе от исполнения договора подряда в связи с введением процедуры банкротства.
Теперь компания рискует получить аналогичные уведомления от других заказчиков, что, как отмечают эксперты, является обычной практикой для компаний ТЭК. Кроме того, как признаются в самой «АНГС», процедура наблюдения практически свела к нулю вероятность заключения новых контрактов в краткосрочной перспективе.
Между тем в рамках банкротных разбирательств к «Арктикнефтегазстрою» уже предъявлен перечень крупных требований. В частности о долгах более чем на 143 млн рублей заявил ПАО «Запсибкомбанк» (Тюмень; 71,8% обыкновенных акций принадлежит банку ВТБ). Кроме того, в залоге у финансовой структуры оказался широкий список имущества «АНГС», начиная от объектов на тысячи квадратных метров в поселке Старый Надым и зданий в посёлке Пангоды, заканчивая квартирами в Надыме и Новом-Уренгое.
Среди желающих получить деньги от «АНГС» оказались и структуры «Газпрома». О долге более чем на 2,5 млн рублей сообщило АО «Газпром центрэнергогаз» (75% обыкновенных акций принадлежит «Газпром центрремонт», возглавляемому Дмитрием Доевым). Как следует из материалов суда, структуры взаимодействовали в рамках работ на Медвежьем нефтегазоконденсатном месторождении в ЯНАО. К прочему, финансовые претензии к «АНГС» выставило УФНС России по Ямало-Ненецкому автономному округу, включившее в реестр обязательства более чем на 11,1 млн рублей.
Отметим, несмотря на тяжелую финансовую ситуацию, руководство «Арктикнефтегазстроя», судя по всему, надеется избежать конкурсного производства. Так, 24 июня планируется провести общее собрание акционеров компании, одним из вопросов которого значится «утверждение решения об обращении к собранию кредиторов «Арктикнефтегазстрой» с предложением о введении в отношении должника финансового оздоровления». Как будет проходить процедура, пока сказать сложно, однако в отчетности компании за 2018 год указано, что была проведена оценка возможных расходов, связанных с увольнением 70% работников.
Не облегчает ситуацию и введение процедуры наблюдения в связанных компаниях – ЗАО «Предприятие Механизация» и ООО «Спецгазремстрой». Согласно данным ЕГРЮЛ, доли в ЗАО, в частности, принадлежали в Ришату Галиеву – председателю совета директоров «АНГС» и непосредственно «Арктикнефтегазстрою». Основным владельцем ООО, по информации системы «Контур.Фокус», числилась компания из Надыма. При этом дебиторская задолженность этих аффилированных компаний перед «АНГС» позиционировалась как сомнительная в документах организации.
Эксперты между тем с большим сомнением относятся к планам по оздоровлению этого бизнеса.
«В принципе процедура наблюдения не обязательно заканчивается окончательным банкротством компании. Примерно в 20% случаев удается осуществить финансовое оздоровление. Однако, судя по тому, что еще в начале 2019 года АО «АНГС» и подконтрольные ему предприятия <…> сами объявляли о намерении обратиться в суд с заявлениями о собственном банкротстве, надежд на благополучный исход не так много. Описание ситуации, данное в годовом отчете компании, также подтверждает эти опасения. Высокие цены на нефть и рост активности нефтегазовых компаний в арктической зоне должны поддерживать объемы работ на достаточном уровне. Однако конкуренция подрядчиков и недобросовестность заказчиков <…> ставят подрядчиков в уязвимое положение. Расторгнутые и приостановленные контракты обрушивают экономику компаний, загоняя их в долги и наращивая кредиторскую задолженность перед субподрядчиками и поставщиками», – описал свое видение ситуации аналитик компании «Финам» Алексей Калачев.
Эксперт также подчеркнул, что по незавершенным контрактам организации грозят иски от компаний ТЭК. «Это, на мой взгляд, почти не оставляет шансов для АО «АНГС» на благополучное оздоровление», – заключает аналитик.
Отметим, между тем негативное развитие ситуации вокруг вышеупомянутых компаний может стать серьезным ударом по социальной стабильности территорий ЯНАО. Так, согласно данным отчетности, в «АНГС» в 2018 году трудилось порядка 1000 сотрудников. Среднесписочная численность работников ЗАО «Предприятие Механизация» в 2017 году, по информации системы «Контур.Фокус», была 198 человек, ООО «Спецгазремстрой» – 321 человек.
Кроме значительной социальной нагрузки эти предприятия интересны еще и своими связями. Согласно списку аффилированных лиц АО «Арктикнефтегазстрой» от лета 2018 года, 27,32% обыкновенных акций компании принадлежало ЗАО «Предприятие Механизация» («АНГС», в свою очередь, владеет долей в ЗАО. – Прим ред.). Еще 20,66% акций компании из Надыма принадлежит Голко Ярославу Ярославовичу.
Примечательно, что имя, фамилия и отчество акционера полностью совпадают с ФИО бывшего члена правления «Газпрома» Ярослава Голко, длительное время отвечавшего за стройки монополии.
Как сообщал ранее Finmarket, бывший топ-менеджер «Газпрома» владел долей в ООО «Сфера» (Тула). Согласно данным системы «Контур.Фокус», среди учредителей тульской компании действительно числился Голко Ярослав Ярославович (ИНН 780155262432). Отметим, также учредителем «Сферы» в 2015 году значился Дорохин Игорь Геннадьевич. Интересно, что человек ровно с таким же ФИО в 2016 году владел 20,66% «Арктикнефтегазстрой».
Также отметим, у бывшего члена правления «Газпрома» есть сын. Зовут его, как сообщали федеральные СМИ, Ярослав Голко. Есть и структуры, в которых, по информации «Контур.Фокус», встречается 2 Голко. Например, ООО «Вела Менеджмент», числящаяся в списке учредителей ООО «Арктическая Нерудная Компания» (Харп, ЯНАО).
По информации системы, участниками «Вела Менеджмент» являются Голко Ярослав Ярославович (ИНН 780155262432) и Голко Ярослав Ярославович (ИНН 780162000903). Последний, к слову, являлся учредителем компании ООО «АЯ», возглавляемой Алексеем Шлыковым. Отметим, Алексей Юрьевич Шлыков – гендиректор «АЯ» – на момент лета 2018 года входил в состав совета директоров «Арктикнефтегазстроя».
Отметим, у бывшего члена правления «Газпрома» достаточно непростая карьера. Как сообщается в открытых источниках, в 2003 году Ярослав Голко возглавил компанию «Газтагед», которая в то время была одним из крупнейших трубных трейдеров «Газпрома». После этого он и получил приглашение на работу в монополии. «Продвижение Голко по службе до уровня члена правления (занимал эту должность в 2007-2014 годах) совпало с отставкой зампреда правления монополии Александра Рязанова <…> Полномочия Рязанова Голко поделил вместе с Валерием Голубевым, который получил должность зампреда правления «Газпрома». Голубев и Голко работали в тандеме, последний не был полностью самостоятельной фигурой», – сообщали СМИ.
Относительно ухода Голко транслировалось несколько версий: начиная с того, что он «просто устал», заканчивая тем, что менеджер не сработался с Виталием Маркеловым, заместителем председателя правления «Газпрома». После Ярослав Голко был назначен первым вице-президентом «Газпромбанка» и практически пропал из публичной повестки. Его уход из финансовой структуры не освещался. Хотя в марте 2018 года Голко Ярослав Ярославович был исключен из списка аффилированных лиц кредитной организации.
У компаний, близких к Ярославу Голко, настал финансовый кризис
Претензии к «Арктикнефтегазстрою» выставили коммерческие и госструктуры