Максим Ноготков нашел альтернативную схему реорганизации своего бизнеса для расплаты по долгам. Альтернативным крупнейшему кредитору в лице группы ОНЭКСИМ претендентом на ритейлера "Связной" и компанию Enter может стать Муса Бажаев и его структуры. В обмен на опцион на активы им предлагается решить финансовые проблемы Связного банка сейчас. Реализации схемы уже началась, но против этого выступает ОНЭКСИМ и простого выхода из конфликта нет.
О том, каким способом владелец ГК "Связной" Максим Ноготков пытается разрешить ситуацию с утратой значительной части своих активов в пользу ОНЭКСИМа в уплату по долгам ГК перед ним, "Ъ" рассказали сразу несколько источников, знакомых с ситуацией. По их словам, так и не подписав документы о передаче консорциуму ОНЭКСИМа и НПФ "Благосостояние" сотового ритейлера "Связной" и компании Enter, господин Ноготков ведет переговоры об аналогичной сделке с теми же активами с совладельцем Финпромбанка Анатолием Гончаровым и связанным с ним бизнесменом — старым товарищем и партнером, собственником группы "Альянс" Мусой Бажаевым. "Причем небезуспешно",— отмечает один из источников "Ъ". По его словам, речь в ходе переговоров идет о возможном опционе на 90% Trellas Enterprises Limited (владеет "Связным" и Enter) в пользу господ Бажаева и Гончарова. "Пока окончательных договоренностей не достигнуто, но о том, что динамика в переговорах есть, свидетельствует факт получения Максимом Ноготковым финансирования от этих лиц и связанных с ними структур для банка на сумму 600 млн рублей",— отмечает другой источник "Ъ".
По данным "Ъ", это финансирование оформлено в виде субординированного кредита Связному банку.
Факт получения субординированного кредита "Ъ" подтвердил предправления Связного банка Евгений Давыдович. "Речь идет о шестилетнем займе в сумме €11 млн под 6,5% годовых,— сообщил он.— На прошлой неделе ЦБ согласовал сделку. Таким образом, общая достаточность капитала банка поднимется выше 11% (с текущих 10,69% на 1 ноября при требуемом ЦБ минимуме в 10%.— "Ъ")". По оценкам господина Давыдовича, уже полученного субординированного кредита банку хватит на несколько месяцев для соблюдения нормативов ЦБ по достаточности капитала. Обсуждать, кто выступил кредитором, а также структуру сделки и ее возможные последствия он отказался, отметив лишь, что в схеме владения банком никаких изменений не произошло и основным владельцем по-прежнему является Максим Ноготков, и адресовал "Ъ" за разъяснениями к нему. Господин Ноготков подтвердил, что у Связного банка появился новый инвестор в лице совладельца Финпромбанка Анатолия Гончарова. По его словам, с господином Гончаровым он знаком, поскольку еще летом вел дискуссии о синергии своего актива Enter и его Wikimart. От дальнейших комментариев, в том числе относительно переговоров с Мусой Бажаевым, господин Ноготков отказался.
Впрочем, источники "Ъ" настаивают: именно господин Бажаев является одной из сторон текущих переговоров. Связь господ Гончарова и Бажаева косвенно прослеживается даже из официальной информации. Ранее господин Бажаев входил в число совладельцев Финпромбанка и числился в его совете директоров. Согласно раскрытым ранее банком сущфактам, 9 января 2013 года ЗАО "ИК "Альянс Капитал"", входящее в группу компаний "Альянс" Мусы Бажаева, продало 18,2% акций компании "Сибтранс", бенефициаром которой является Анатолий Гончаров. В настоящий момент, согласно информации на сайте банка, господин Гончаров владеет 1,5% акций банка напрямую и еще 18,4% — через ООО "Сибтранс". В том же году господин Бажаев покинул совет директоров банка.
Предоставленный кредит в 600 млн рублей — лишь часть обсуждаемых Максимом Ноготковым финансовых договоренностей. По сведениям "Ъ", также обсуждается и докапитализация банка из тех же источников в течение нескольких месяцев на сумму более 3 млрд рублей. Деньги на это, а также на расплату с кредиторами ГК "Связной" в случае, если сотовый ритейлер и Enter, обремененные большой долговой нагрузкой перед ОНЭКСИМом и рядом банков (Сбербанк, Промсвязьбанк, МКБ), все-таки отойдут ему, у господина Бажаева есть. Осенью он продал НК "Альянс" (компания, занимающаяся добычей и нефтепереработкой) президенту Независимой нефтяной компании Эдуарду Худайнатову. Участники рынка оценивали сделку примерно в $3 млрд.
В подконтрольной господину Бажаеву группе "Альянс" официально ситуацию не комментируют. Однако источники "Ъ" в "Альянсе" подтверждают, что интерес к ряду активов Максима Ноготкова у него есть. "Банк его не интересует, но инвестиции в ритейл могут быть оправданны",— сообщил один из собеседников "Ъ". В такой ситуации финансовая поддержка банка в счет возможного опциона на получение ритейлера понятна, указывают собеседники "Ъ". Это и в интересах господина Ноготкова, который всячески стремился сохранить за собой банк. По одной из версий, это и стало причиной конфликта между господином Ноготковым и ОНЭКСИМом. Банковские структуры последнего называли в числе претендентов на санацию Связного банка.
Происходящее однозначно невыгодно ОНЭКСИМу, договоренности с которым о передаче ритейлера "Связной" и Enter в уплату по долгам господин Ноготков пока так и не исполнил, хотя, по данным "Ъ", срок уже истек. Как сообщал "Ъ" 13 ноября, именно структуры ОНЭКСИМа, являющегося крупнейшим кредитором ГК "Связной", рассчитывали получить активы. И для этого были основания: в ноябре стало известно, что по данному кредиту в размере около $100 млн компания допустила дефолт (см. "Ъ" от 10 ноября), следствием которого и стали так и не выполненные договоренности о передаче тех же самых 90% Trellas Enterprises Limited.
Учитывая, что часть Trellas Enterprises Limited заложена по кредитам структурам ОНЭКСИМа, он с большой долей вероятности будет бороться за свои права как залогодержателя, ведь получить контроль над активами гораздо эффективнее, нежели стоять в очереди кредиторов, указывают источники "Ъ". Связаться с главой ОНЭКСИМа Дмитрием Разумовым и главой НПФ "Благосостояние" Юрием Новожиловым не удалось. Впрочем, вряд ли им неизвестно о переговорах господина Ноготкова с новыми потенциальными инвесторами. Во всяком случае, совладелец и член совета директоров подконтрольного ОНЭКСИМу банка "Ренессанс Кредит" Евгений Юрченко — по его же собственным словам, "давний друг" владельцев Финпромбанка — об этом знает непосредственно от Анатолия Гончарова.
Источники, знакомые с ситуацией, указывают, что дискуссия сторон может перейти в более агрессивное и даже публичное русло уже в конце этой недели. При этом, по данным "Ъ", со стороны ОНЭКСИМа не исключены иски об обращении взыскания на залог в виде акций Trellas. В такой ситуации перспективы нового претендента на основной актив господина Ноготкова, возможную сделку с которым тот противопоставляет сделке с ОНЭКСИМом, неочевидны. Однако самой передаче акций Trellas новому получателю их залог не препятствует, считает партнер компании "Яковлев и партнеры" Игорь Дубов, до тех пор пока на эти акции не обращено взыскание.
Дополнительно ситуацию осложняет тот факт, что структуры господина Ноготкова должны не только ОНЭКСИМу. Передача кому-либо 90% Trellas Enterprises Limited означает, что получателю подконтрольных этой структуре активов перейдут и обязательства перед прочими кредиторами. Для такой передачи нужно их согласие на сделку. По неофициальным данным, долг перед Сбербанком, Промсвязьбанком и МКБ превышает 20 млрд рублей. В Сбербанке и МКБ от комментариев отказались. По данным источников "Ъ", ряд кредиторов знают о новой сделке и не возражают. В Промсвязьбанке сообщили, что пока получали предложение только об одном возможном покупателе — альянсе НПФ "Благосостояние" и ОНЭКСИМа.
У ‟Связного‟ нашлись новые связи
Активы группы могут получить структуры Мусы Бажаева.