Как передаёт корреспондент The Moscow Post, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) одобрила ходатайство компаний Kismet Capital Group (KCG) Ивана Таврина о приобретении компании "Русские башни" у фонда UFG Private Equity. Предполагается, что актив объединят с уже подконтрольными Таврину компаниями "Вертикаль" и "Первой башенной компанией".
Эксперты не исключают, что в результате этой сделке к сотрудничеству с Иваном Тавриным может склониться мобильный оператор МТС, намеревающийся подать свои башни вначале 2022 года.
Речь идет о рынке строительства, обслуживания и аренды вышек сотовой связи, которые до недавнего времени были сосредоточены, в основном, у сотовых операторов "Большой четверки". Сделка по покупке "Русских башен", а затем и вышек от МТС поможет господину Таврину занять первое-второе место на этом рынке в стране.
"Обскакать" Воробьевых
В спину ему дышат, а вскоре могут и опередить, структуры, которые пытаются приписать губернатору Подмосковья Андрею Воробьеву, а также влиятельному бизнесмену Геннадию Тимченко. Впрочем, Воробьева приписывают через его младшего брата Максима, одного из основателей и совладельца части активов девелопера Самолет.
Недавно The Moscow Post писал о закрытии компанией "Сервис-Телеком" сделки по выкупу "Национальной башенной компании" Veon, которую контролирует "Вымпелком" (бренд "Билайн") . Сумма - почти $1 млрд., а в итоге актив может
Ранее совладельцем "Сервис-Телекома" были Ruric A.B. и Сити-Капитал. В прошлом главой совета директоров Ruric был Илья Соснов - ныне гендиректор ООО "Русская аквакультура", компании, прямым бенефициаром которой является Максим Воробьев. "Сити Капитал". Она на 90% принадлежит Владиславу Глинбергу, он же - бывший член совета директоров "Русской аквакультуры".
В результате сделки у компании вскоре может оказаться свыше 20 тыс. вышек сотовой связи, что выведет её на первые места по стране. Реальным конкурентом у нее остается как раз таки Kismet Capital Group господина Таврина.
Почему это бизнес сейчас на подъеме? При переходе на 5G сотовым операторам надо менять оборудование на сотовых вышках, это очень дорого. Куда выгодней просто взять вышки в аренду, заложив цену аренды в тарифе для своих клиентов. Поэтому сейчас вышки скупают компании, не имеющие отношения к сотовой связи.
В этом смысле у Воробьевых фора - чиновники губернатора Подмосковья могут значительно снизить административные барьеры для нечужого для себя башенного бизнеса. Такой "форы" у Таврина нет. Зато есть ресурсы, чтобы вести переговоры о покупке Русских башен. А это дело непростое, и дело может быть в главе Правительства Михаиле Мишустине.
Дело в том, что, как пишет газета "Ведомости" от 20 февраля 2020 года, цитируем: «Став в мае 2008 года одним из управляющих партнеров UFG, Мишустин получил 25%-ную долю в существовавших на тот момент фондах и право на такую же долю во всех новых фондах, сообщала Полина Герасименко РБК. На самом деле Мишустин получил доли не в самих фондах, а в управляющих компаниях этих фондов". Конец цитаты.
Получается, нынешний Премьер имел отношение к работе компании. И можно предположить, что интересовался её судьбой и далее - и просто так Таврин туда бы не зашел. Неужели теперь Мишустин может играть против Воробьевых, которые, по слухам, ориентируются скорее на Сергея Собянина, чем на федеральное правительство?
Что еще важней, позже в UFG происходил ряд пертурбаций. Сначала Deutsche Bank приобрел у основного владельца Бориса Федорова (ранее возглавлял ФНС, считается, что был одним из тех, кто привел Мишустина на госслужбу) основные доли "Объединенной финансовой группы" (ОФГ), за которыми была закреплена инвесткомпания UFG.
Поддержка от Дюмина?
А позже, уже когда Мишустиным там "и не пахло", крупнейшая часть ОФГ, а именно "ОФГ инвест" - одна из самых больших управляющих компаний страны, сменила название и собственника. Её мажоритарным акционером стала УК Регион Эссен Менеджмент, входящая в группу компаний Регион Сергея Сударикова. Последний же считается человеком, близким к главе "Роснефти" Игорю Сечину.
То есть можно предположить, что ранее принадлежащий Федорову UFG Private Equity и его дочку Русские башни просто придержали в интересах господина Таврина.
При этом самого Ивана Таврина давно пытаются связать с "Ростехом" и губернатором Тульской области Алексеем Дюминым. Об этом, в частности, пишет "Октагон", рассказывая историю медиа-компании ООО Медиа-1, которую, исходя из материала, можно назвать "медиа-пушкой" Алексея Дюмина.
В Тульской области расположено множество производств "Ростеха", это опорный регион для госкорпорации. Ранее это отмечал и господин Дюмин. Кроме того, по просьбе Дюмина Сергей Чемезов и Игорь Сечин помогли с финансированием тульского футбольного клуба Арсенал. В регионе также плотно представлена "Роснефть" – там трудится одно из её крупных предприятий ПАО "Туланефтерподукт". О том, как близкие к Роснефти люди могли придержать актив UFG для Ивана Таврина, сообщалось выше.
Оруженосец Чумбуридзе
Таким образом, у Таврина есть все возможности, чтобы конкурировать с такими сильными игроками как Воробьев и Тимченко. А до того, как начались переговоры о "Русских Башнях", прошла другая знаковая сделка.
В конце октября Kismet Capital Group выкупила у "Мегафона" "Первую башенную компанию" за более, чем 94 млрд рублей. Структура была объеденена с Вертикалью и позволила Таврину выбиться в лидеры рынка, поскольку сделка с Сервис-Телекома с Veon ("Вымпелком") тогда еще не стояла на повестке дня.
Уже тогда говорили, что общий пакет KCG Таврина может достигнуть отметки в 29 тыс. объектов. Это значит, что башен у Таврина сейчас уже должно быть больше, чем у любого из операторов сотовой связи. До этого же произошло не менее значимое объединение: покупка "Вертикали", основателем которой является давний друг и партнер Таврина Георгий Чумбуридзе.
После, как предполагалось, KCG должна была выйти на IPO. Однако рынок так стремительно развивался, что появилась возможность сделать это из более сильной позиции, купив дополнительные активы. При этом самому Таврину пытались приписать владение долями сотового оператора "Мегафон", одного из ключевых клиентов "Вертикали".
Причем весь бизнес Таврина-Чумбуридзе может строиться исключительно на офшорной основе. Ту же Вертикаль в поисковых системах найти не так просто: если не знать ИНН, сделать это можно лишь по фамилии гендиректора Андрея Глухова. Человек с такими же именем, согласно сайту "Вертикали", занимается финуправлением и закупками. Подобное напоминает распределение полномочий в фиктивных структурах, где никто по существу и не работает.
Формальным собственником компании указан кипрский офшор "Верверт Инвестмент Лимитед", зарегистрированный в Никосии. Следовательно, Таврин и Ко платят налоги с офшора не в России? Так ведь и Kismet зарегистрирована на Британских Виргинских островах, то есть опять в офшоре. В 2020 года она объявила о слиянии с еще одним офшором, кипрским разработчиком игр Nexters.
Создатели последней - россияне. По итогам сделки у них должно было оказаться 42% объединенной компании, у акционеров Kismet - 12%, у структуры Таврина - 6%. Фактическая доля последнего может быть куда больше.
В компанию инвестируют из-за рубежа. В марте 2021 года в неё вложился скандальный американский фонд Sculptor Capital. Он получил 5,6% структуры, в то время, как сама компания сейчас находится в процессе слияния с разработчиком игр Nexters. При этом, как утверждают авторы сайта "СиНьюс", якобы ранее этот фонд был оштрафован на $413 млн из-за коррупции при работе на Африканском континенте.
Интересно и то, что ранее принадлежавшая офшорам "Вертикаль" была в собственности у компании "Иннова энтертейнмент", бенефициаром которой был нынешний партнер Таврина Чумбуридзе.
Innova - российский локализатор глобальных многопользовательских, а также браузерных онлайновых игр. В 2011 года компания попала в топ30 самых оборотистых российских интернет-компаний. С компанией связаны главные, самые громкие скандалы в адрес Чумбуридзе. И в них же может крыться причина, почему Чумбуридзе, возможно, мог решил действовать через старого друга Таврина.
Всё дело в бывшем техническом директоре "Инновы" Максиме Шапошникове, который несколько лет назад перебрался на ПМЖ в Лондон. Как утверждают авторы сайта "Русские Башни", якобы он публично обвинил топ-менеджеров и собственников "Инновы" в коррупции, нарушении деловой этики и установке шпионских программ на устройство пользователей. Позже Шапошникова будто бы поддержал и экс-гендиректор "Инновы" Сергей Пономаренко.
И это одна из болевых точек, которыми могут воспользоваться Воробьевы, чтобы дискредитировать "Кисмет" Таврина и его партнеров. Впрочем, могут и договориться, чтобы просто распилить рынок на сферы влияния. И тогда в плюсе останутся все, кроме конечных потребителей их услуг.
У Таврина с Мишустиным одна связь
Бизнесмен не намерен уступать долю рынка вышек сотовой связи компаньонам Воробьева, и сам идет в наступление, скупая конкурентов. Таврина может поддерживать Михаил Мишустин?