В 2017 году в рейтинге «Короли госзаказа», который ежегодно составляет журнал Forbes, появился неожиданный лидер. Точнее, трое лидеров. Вершину, доставшуюся годом ранее Аркадию Ротенбергу, заняли владельцы башкирской группы компаний «Петон» Игорь Мнушкин, Олег Поляков и Владимир Зайцев. В 2016 году малоизвестный уфимский холдинг получил от «Газпрома» контракты на 176 млрд рублей и, судя по всему, не намерен останавливаться на достигнутом.
«Петону» и раньше доставались подряды газового монополиста, но тогда речь шла об относительно небольших проектах. По итогам 2015 года выручка компании не дотянула и до 2 млрд рублей, но в следующем она выросла приблизительно в 88 раз! Скромные предприниматели из Башкирии получили контракт на строительство комплекса по производству, хранению и отгрузке сжиженного природного газа в Ленинградской области (126,75 млрд рублей). Также без конкурса «Петону» достался подряд на строительство установки стабилизации конденсата ачимовских залежей на Ямале (47,7 млрд рублей).
Невероятный и стремительный успех «Петона» должен иметь логичное объяснение. Некоторые источники связывают его с мощной поддержкой компании в силовых структурах. В частности, агентство «Московский монитор» считает, будто «кураторы» уфимских бизнесменов имеют рычаги давления на отдельных топ-менеджеров «Газпрома», у которых, по-видимому, могут быть причины опасаться уголовного преследования. Будет уместно предположить, что таким же образом теневые «бизнесмены в погонах» попробуют установить контроль над новым руководством «Башнефти», ведь в прошлом им, похоже, уже удалось превратить её в «дойную корову».
Руки и кошелёк
Компанию «Петон» создал в 1990 году учёный Игорь Мнушкин. До конца нулевых она вела вполне заурядное существование, госконтракт даже на 100 млн рублей был для неё несбыточной мечтой. Ситуация изменилась после того, как коммерческим директором «Петона» стал, по всей видимости, являющийся зятем Мнушкина Эдуард Гасанов, который, вероятно, и привёл в компанию своего давнего друга Олега Полякова.
Фигура Гасанова примечательна тем, что за несколько лет до прихода в фирму он получил срок и провёл несколько лет в колонии общего режима. После освобождения Эдуард Гасанов оказался на учёте в МВД Башкирии и, как предполагает «Московский монитор», мог стать агентом правоохранителей. При этом не секрет, что такое сотрудничество может сводиться не только к предоставлению силовикам нужной информации. Осуждённые по «экономическим» статьям часто бывают «руками» и «кошельками» милицейских начальников, имеющих собственные коммерческие интересы.
Именно с возможными покровителями в республиканском МВД источники связывают подписание серии контрактов между «Петоном» и «Башнефтью» в 2009 году и позднее. Кстати, в декабре того года пятью выстрелами был убит руководитель департамента экономической безопасности «Башнефти» Владимир Буторин, пытавшийся помешать сотрудничеству компании с подрядчиком. Дело об убийстве Буторина расследовала башкирская милиция, преступление так и не было раскрыто.
Друзья полковника Захарченко
Немало поспособствовал сотрудничеству с «Петоном» Али Узденов, ставший в 2009 году вице-президентом «Башнефти». За короткий период фирма Игоря Мнушкина получила государственные контракты на сумму 1 млрд рублей, но после увольнения Узденова в 2013 году финансовые ручейки, похоже, начали пересыхать, а потом и вовсе иссякли. Здесь необходимо добавить, что до назначения в «Башнефть» Али Узденов руководил компанией «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону». Большинство его успехов наблюдатели связывают с группой силовиков – выходцев с юга России, занимающих сегодня ответственные посты в Москве. В числе таких покровителей называют бывшего сотрудника ФСБ Дмитрия Сенина (находится в розыске) и знаменитого на всю страну полковника Дмитрия Захарченко, задержанного в прошлом году едва ли не с тонной долларов наличными.
Удавы государственных заказов
Кого ещё удастся обвить «петону» Игоря Мнушкина, Олега Полякова и Владимира Зайцева?