Как контрабанда донбасского антрацита может спасти от тюрьмы в России? Известный в нашей стране угольный магнат стал спонсором ДНР и ЛНР после того, как всплыли доказательства его причастности к крупнейшей схеме по отмыванию денег в истории СНГ. Аналитики тогда предполагали, что патриотизм стал убежищем коммерсанта от уголовного наказания. А сейчас выяснилось, что под предлогом помощи непризнанным республикам бизнесмен, по всей видимости, организовал нелегальный вывоз угля.
Компьютерная прачечная на $50 млрд
О «молдавской схеме» вывода денег из России стало известно еще в 2014 году. Крупнейшую в истории СНГ операцию по отмыванию преступных доходов журналисты тогда окрестили «русским ландроматом». По разным данным эта «прачечная» позволила вывести из страны от $20 до 50 млрд. Схема действовала на основе фиктивных договоров займа между зарубежными компаниями-пустышками, а ключевыми участниками махинации оказались молдавский Moldindconbank и латвийский Trasta Komercbanka.
Активным пользователем молдавской прачечной, был, скорее всего, и российский бизнесмен Руслан Ростовцев, который владеет активами двух крупных шахт в Кемеровской области — «Талдинское-Кыргайское» и «Талдинское-Южное».
На возможную причастность угольного магната к банковской афере века удалось выйти совершенно случайно: суд на Кипре, где рассматривался корпоративный конфликт между коммерсантом и его партнерами, раскрыл данные о ряде аффилированных с Ростовцевым фирм. В частности, стало известно, что он является бенефициаром швейцарской Grandwood Systems.
В «молдавской схеме» эта фирма «засветилась» через своего оффшорного представителя — компанию Bridgepoint AG, зарегистрированную на Маршалловых островах. Такие компании используются, чтобы представлять интересы владельцев, которые хотят скрыть свои данные. Согласно отчету американского агентства Kroll, которое расследовало банковские аферы по заказу властей Молдавии, Bridgepoint AG была заметным участником финансовых махинаций. Причем, все подозрительные транзакции этой компании через Trasta Kommercbank относятся к 2014 году, когда Bridgepoint AG представлял интересы компании Ростовцева.
А недавно выяснилось, что в в «отмывочном» банке были открыты также прямые счета Grandwood Systems: в сеть «слили» выписки со счетов этой швейцарской компании за 2013-2014 годы.
В документах прописаны на многочисленные переводы крупных сумм денег от Grandwood на счета различных контрагентов за поставки запчастей для компьютеров. Хотя информации о том, что Ростовцев занимался компьютерным бизнесом нигде нет. Зато есть данные международных экспертов о том, что схема с покупкой компьютерных деталей — это один из наиболее распространенных способов легализации незаконных доходов.
Среди «партнеров» фирмы Ростовцева по компьютерному бизнесу — компании Wyndford System Ltd и Dunford Universal. По данным правительства Молдавии, они были причастны к выводу более $350 млн через Trasta Kommercbanka.
Кроме того, в редакции есть документальные свидетельства перечислений на счет Grandwood Systems денег от других компаний, зарегистрированных на имя Руслана Ростовцева (Besemer Consultants Ltd, Cemwall Ltd и др.) Все эти средства далее пропускались через «молдавскую прачечную» под компьютерной легендой. Судя по имеющимся в PASMI выпискам с банковских счетов, через Grandwood Systems в 2013-2014 годах прошло более $50 млн.
РЖД, «короли заказа» и Захарченко
Российские силовики занимаются расследованием «молдавской схемы» с 2015 года. Задержания участников ландромата продолжаются до сих пор. Но Руслана Ростовцева среди подозреваемых нет. Одной из версий «неприкасаемости» бизнесмена может быть тот факт, что Ростовцев пропускал через молдавскую прачечную не только свои деньги, но и оказывал услуги структурам РЖД, а также силовикам. Косвенным доказательством этого предположения могут быть данные из так называемого «списка Ростовцева». Так журналисты окрестили файл, который попал в сеть в 2018 году.
«Файл представляет собой, по сути, черную бухгалтерию за 2007–2012 годы с отчетом трат на общую сумму более $10 млн. Из отчета несложно понять, что бизнесмен помимо личных нужд, вроде авиабилетов, брони гостиниц и услуг юриста, тратился еще и на щедрые подношения сотрудникам ряда государственных структур», — писали СМИ.
Предположительно, этот файл был на одном из серверов, изъятых силовиками в ходе обысков в офисах бизнесмена. В списке Ростовцева были обнаружены такие записи, как «Квартира К2 Ростехнадзор»,за $219,2 тыс., «часы Губер» — $35 тыс.
Встречаются в файле Ростовцева и конкретные фамилии, некоторые из них могут быть связаны с РЖД. Так, бизнесмен, спонсировал ремонт квартир неким «Целько и Бабаеву». Александр Целько с 2005 по 2015 год занимал пост вице-президента «Российских железных дорог», а Салман Бабаев с 2007 по 2011 был гендиректором «дочки» РЖД — ОАО «Первая грузовая компания». Между тем, в состав директоров «Первой грузовой» входил известный подрядчик РЖД — Андрей Крапивин, сына которого — Алексея Крапивина — «Новая газета» называла одним из трех главных бенефициаров «Ландромата». Кроме того, младший Крапивин был совладельцем холдинга «Группа компаний 1520». ГК 1520 благодаря подрядам РЖД называли «королями госзаказа». Сейчас Алексей Крапивин находится в розыске по делу полковника МВД Дмитрия Захарченко, который «крышевал» железнодорожный холдинг.
Не исключено, что Ростовцев мог быть напрямую связан с Захарченко. Во всяком случае, в файле бизнесмена в графе «Статья расхода» неоднократно упоминается «ДЭБ МВД» — Департамент экономической безопасности МВД России, где служил полковник-миллиардер.
Таким образом, в 2017 году Ростовцев оказался в весьма щекотливом положении: раскрытие кипрским судом данных о его компании Grandwood Systems с одной стороны указывало на причастность коммерсанта к молдавской схеме, а с другой — выводило на Дмитрия Захарченко, окружением которого как раз в это время занялись следственные органы.
Однако, данных об оперативных разработках силовиками Ростовцева в период с 2017 по 2019 годы нет. Западные аналитики, в поле зрения которых также попал русских олигарх, связывают неприкосновенность коммерсанта с его деятельностью в Донецкой и Луганской Народных Республиках. Как отмечают политологи, взаимодействие с ДНР и ЛНР дает российским предпринимателям определенные бонусы, иногда — даже шанс избежать юридических проблем.
Патриотическая крыша в коммерческих целях
В декабре 2017 года на сайте Министерства иностранных дел Донецкой Республики появилась информация о вручении Руслану Ростовцеву почетной грамоты за «существенный вклад в укрепление международных связей и положительного имиджа Республики на международной арене». А в начале того же года украинские и западные спецслужбы практически одновременно опубликовали расследования, о том, что Ростовцев спонсировал ряд зарубежных представительств ДНР и ЛНР. Причем, финансирование осуществлялось через фирму Besemer Consultants, как мы писали выше, была замешана в отмывании денег.
Но молдавский след не единственная ложка дегтя в общественно-благотворительных действиях коммерсанта. Западная пресса называет Руслана Ростовцева в числе тех людей, кто извлекает финансовую выгоду из российско-украинского конфликта. Так, расследователи Forbes подробно рассказывают, как Руслан Ростовцев наладил бизнес по экспорту угля из Донбасса.
Журналисты утверждают, что Ростовцев выступал в роли посредника по перепродаже топлива с непризнанных западом территорий на европейский рынок. Схема, по данным СМИ, работала следующим образом. Антрацит из Донецка Ростовцев, сначала отправлял в Россию, а затем, сменив маркировку, продавал в другие страны под видом угля, добытого на собственных предприятиях. Однако, в подконтрольных олигарху кемеровских шахтах добывают, в основном, уголь марок Г и ГЖ (газовый и газово-жирный), а в 2017 году Ростовцев поставлял за рубеж в промышленных масштабах более дорогой уголь марки А (антрацит), которым славятся горные предприятия ДНР и ЛНР.
Львиная доля прибыли оседала в кармане Ростовцева: на границе с народными республиками он покупал топливо от $10 до $20 за тонну, а в ЕС его стоимость взлетала уже до $110-140, пишут западные газеты. Рентабельность бизнеса можно подсчитать, опираясь также на данные Службы безопасности Украины. В СБУ утверждали, что к весне 2017 года Ростовцев контролировал треть шахт ДНР и ЛНР, вывозя около 700 тыс. тонн угля в год.
Покупателем большей части угля, добываемого в ДНР компаниями Ростовцева, называют швейцарский угольный трейдер SDS Group MIR Trade AG. А посредником в торговле через ряд оффшорных компаний выступала швейцарская фирма Kaproben Handels.
Партнером Руслана Ростовцева по экспорту донбасского угля западные расследователи называют еще одного русского олигарха Андрея Бокарева, который также получает доход от продаж через Kaproben. Бокарев — совладелец второй по объемам добычи в России угольной компании «Кузбассразрезуголь» и член Совета директоров «Уральской горно-металлургической компании». Руслан Ростовцев, отвечая на вопросы журналистов, свою связь с торговлей донбасским углем отрицал.
Тем временем, по данным западной прессы, в Вашингтоне обсуждается вопрос о внесении Ростовцева в санкционные списки. По данным источников PASMI, сегодня олигарх уже потерял контроль над экспортом угля из ДНР и ЛНР. Собеседники редакции считают, что Руслана Ростовцева отстранили от этого бизнеса по команде из Кремля, поскольку его репутации нанесен существенный урон в ходе тяжб с партнерами в зарубежных судах.
Угольный магнат Руслан Ростовцев и его любимая финансовая прачечная
Угольный бизнесмен делал деньги в ЛНР и ДНР.