Украине грозит коллапс власти. В один день в парламенте распалась коалиция большинства, а премьер Арсений Яценюк заявил об уходе в отставку. В разгар силовой операции на востоке, в условиях финансового кризиса и фактически начинающейся предвыборной кампании это может ввергнуть страну в состояние безвластия.
Отставка Арсения Яценюка, считавшегося одной из ключевых фигур новой киевской власти и пользовавшегося почти безоговорочной поддержкой Запада, спровоцировала острейший политический кризис. Альянс между премьером и президентом Петром Порошенко, который, как казалось, начал формироваться в последние недели, дал трещину.
По мнению части опрошенных "Ъ" киевских экспертов, демарш господина Яценюка означает, что он фактически уходит в оппозицию главе государства и в ходе избирательной кампании будет одним из лидеров противостоящей господину Порошенко партии "Батькивщина". С точки зрения этих экспертов, премьер нанес удар по единству страны, расколов ее руководство в решающий момент, когда на востоке Украины идут наиболее ожесточенные бои.
Другие собеседники "Ъ" в Киеве придерживаются прямо противоположной точки зрения. Они считают, что удар по президенту Порошенко нанесли как раз его недавние союзники из партии УДАР, инициировавшие распад правящего в Раде парламентского большинства. В этой ситуации, как они убеждены, премьер оказался в одной лодке с главой государства. "Не удивлюсь, если на выборах Яценюк возглавит список партии "Солидарность", основанной в свое время Петром Порошенко. А их главным оппонентом станет УДАР Виталия Кличко",— говорит "Ъ" киевский аналитик Дмитрий Понамарчук.
Арсений Яценюк подал в отставку после того, как провалились планы по реформированию украинской газотранспортной системы (ГТС).
Документы были внесены на рассмотрение Верховной рады еще в июне. Законопроекты должны были подготовить экономику страны к снижению закупок газа у "Газпрома", но на вчерашнем голосовании в Раде депутаты их отклонили. Один из документов предполагал введение "особого периода" при прекращении или ограничении поставок энергоносителей на Украину. Законопроект обязывал все предприятия энергетической отрасли выполнять указания Минэнерго "вне зависимости от условий заключенных договоров". Государство получало возможность вмешиваться в работу газораспределительных компаний и прекращать подачу газа потребителям, за исключением населения и производителей тепла. Частные компании обязались продавать газ "Нафтогазу" для создания резервов, правительство имело бы право изымать их газ из подземных хранилищ.
Второй законопроект позволял передать украинскую ГТС в управление консорциуму с участием американских и европейских компаний. Его основной смысл в том, чтобы все переговоры с "Газпромом" шли с участием представителей иностранных компаний. Американские и европейские инвесторы должны были принять участие и в модернизации ГТС, которая оценивается в $3-5 млрд. Но еще на стадии обсуждения законопроектов у них было множество противников, в том числе среди промпотребителей, которые боялись остановки производств из-за перебоев с поставками газа и оценивали возможные убытки в "сотни миллионов долларов".
Как бы то ни было, отставка Арсения Яценюка повергла украинскую политическую элиту в шок. Одним из первых на нее отреагировал спикер Верховной рады Александр Турчинов. Он назвал фракции УДАРа и националистической "Свободы", вышедшие из правящей коалиции и развалившие ее, виновными в том, что не будут приняты законы, необходимые для получения нового транша МВФ. Именно этим двум фракциям он предложил найти кандидатуру на должность "технического" премьера.
"Это поручение Турчинова абсолютно незаконно, это жест отчаяния. Кандидатуру премьера должна предложить коалиция большинства, а ее нет. Правительство могло бы определиться с тем, кто будет им руководить, но оно также должно уйти в отставку. Наступил коллапс власти. Единственным ответственным за все остался президент Петр Порошенко. И теперь ему не на кого будет переложить вину за происходящее в стране",— заявил "Ъ" политолог Константин Бондаренко. По его мнению, уйдя в отставку, Яценюк начал подготовку не только к досрочным парламентским, но и к возможным внеочередным президентским выборам. "Все происходящее в стране ставит под сомнение возможность того, что Порошенко сумеет пробыть на президентском посту весь пятилетний срок",— говорит "Ъ" эксперт.
По законам Украины вместо подавшего в отставку премьера кабинетом должен руководить первый вице-премьер — в статусе и. о. Но в составе нынешнего правительства такой должности нет: первый вице-премьер Виталий Ярема был недавно назначен на должность генерального прокурора. В кабинете есть два вице-премьера — бывший мэр Винницы Владимир Гройсман, представляющий УДАР, и член партии "Свобода" Александр Сыч. Вчера вечером глава МВД Арсен Аваков сообщил, что временным и. о. премьера станет господин Гройсман. Впрочем, за это решение еще не голосовала Верховная рада, где набрать необходимые 226 голосов будет непросто.
Собеседники "Ъ" в Киеве считают, что решение премьера уйти в отставку может способствовать росту его рейтинга. "Арсений Яценюк показал, что он хочет продолжить политическую карьеру и не готов играть роль камикадзе. Он не может руководить правительством после распада коалиции, так как фактически оказался "без руля, тормозов и топлива". Мало кто согласится взвалить на себя ответственность за войну на востоке и за крах экономики, ставший очевидным после заявления Минфина, что в казне нет денег на финансирование военной операции",— говорит "Ъ" киевский аналитик Константин Матвиенко.
Сам Арсений Яценюк, выступая на заседании парламента, заявил, что уходит "в связи с распадом коалиции и блокированием правительственных инициатив". Он признал, что недоволен итогами своей работы, но в сложившихся условиях "сделал все, что мог". "Это не лучшее правительство в истории страны. Но по крайней мере это правительство делало, что могло, как умело",— заявил уходящий премьер. Оценят ли это умение избиратели, станет ясно через три месяца: по предварительной информации, внеочередные парламентские выборы должны пройти 26 октября.
Украина осталась без премьера
Арсению Яценюку надоело нести ответственность за кризис в стране.