Руководство следственной группой по делу о стрельбе у штаб-квартиры ФСБ 19 декабря 2019 года глава СК Александр Бастрыкин поручил ветерану ведомства Улади Уладиеву, сообщил «Медузе» собеседник, знакомый с ходом расследования. Эту информацию подтвердил «Медузе» еще один источник в Следственном комитете. Уладиев — следователь по особо важным делам при председателе Следственного комитета.
Это первое дело Улади Уладиева в статусе генерала. Звание генерал-майора юстиции Уладиев получил совсем недавно, 12 декабря 2019 года. До этого он полтора года работал в должности старшего следователя по особо важным делам при председателе Следственного комитета (чуть больше 20 следователей, занимающих такие должности, получают генеральские звания и числятся в особом управлении СК как сотрудники, которым доверяют работу по самым сложным и резонансным делам). В июле 2018 года Уладиев получил орден «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Уладиев расследовал, среди прочих, дело бывшего губернатора Коми Вячеслава Гайзера, задержанного в 2015 году по обвинению в коррупции. Кроме того, он был главным следователем по делу о гибели в 2016-м 14 детей на карельском Сямозере. А в октябре 2018 года Уладиев предъявил следователю МВД Антону Ходько обвинение в растрате 52 миллионов рублей, изъятых у одного из фигурантов дел о хищениях в «Спецстрое». В 2015 году Уладиев возглавлял следственную группу по одному из дел неонациста Максима Марцинкевича, известного под кличкой Тесак. Марцинкевич и его сообщники нападали на наркоторговцев, используя электрошокеры, газовые баллончики и металлические дубинки. Одна из жертв таких нападений скончалась. В 2018 году Тесак, который в тот момент уже находился в заключении, был приговорен по этому делу к 10 годам колонии.
Следствию предстоит выяснить, кто именно убил одного из сотрудников ФСБ
В расследовании стрельбы на Лубянке участвуют также оперативники 2-й службы ФСБ (Служба по борьбе с терроризмом и защите конституционного строя). Об этом «Медузе» рассказал источник в правоохранительных органах. При этом дело все еще квалифицировано не как теракт, а как посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов (статья 317 УК РФ).
Как ранее сообщала «Фонтанка», Евгений Манюров, подозреваемый в стрельбе возле штаб-квартиры ФСБ, мог быть участником ультраправой организации. Об этом журналистам рассказал неонацист Дмитрий «Шульц» Бобров. По его словам, к нему домой 20 декабря 2019 года приходили сотрудники ФСБ с вопросами об «Этническом национальном объединении» (ЭНО), с которым якобы контактировал Манюров. В самом ЭНО связь со стрелком опровергли. «Московский комсомолец» утверждал, что Манюров также проверяется на причастность к взрыву овощного магазина в Подольске, где он проживал. Дома у Манюрова обнаружили символику провластного движения НОД.
Как выяснила «Медуза», как минимум один из двух погибших и пяти пострадавших в результате перестрелки был ранен уже после убийства Манюрова. Один из источников «Медузы» в правоохранительных органах рассказал, что это был мужчина в гражданской одежде, который в итоге умер от полученных ран. По данным «МК», оба погибших в результате стрельбы были сотрудниками ФСБ. Один из них служил в комендатуре ФСБ и стоял на посту в форме сотрудника ДПС, другой в день стрельбы выходил из здания. По словам источника «Медузы», последний работал в 3-й службе Управления собственной безопасности ФСБ, которое курирует работу региональных управлений спецслужбы.
Сотрудники ФСБ, чьи видеозаписи позволили частично восстановить картину случившегося, отстранены от службы и, скорее всего, будут уволены. Об этом рассказали источники «Медузы» в ФСБ. Речь идет о двух самых известных видео происшествия: одно из них снимали сотрудники Управления «П» Службы экономической безопасности ФСБ, другое — сотрудники, находившиеся в здании Пограничной службы ФСБ. На последнем видео видно, как раненный уже после гибели стрелка мужчина падает на асфальт.
Судя по видеозаписи, перед гибелью мужчина отделяется от группы вооруженных людей в черной одежде под козырьком здания напротив основного комплекса штаб-квартиры ФСБ со стороны Фуркасовского переулка. Именно эти люди в черном, как следует из видеозаписи из кабинета сотрудников Управления «П» и их закадровым комментариям, вели огонь по стрелку.
Журналисты обвинили ФСБ в нарушении их прав. На это в ведомстве пока никак не отреагировали. Корреспондентка издания Baza Анна Никитина обратилась в СК с заявлением об избиении одним из участников обыска в квартире у стрелка. Она якобы разозлила сотрудников ФСБ тем, что оказалась в квартире, где Манюров жил вместе с матерью, раньше оперативников. Корреспондента «Коммерсанта» Романа Дорофеева неизвестный сотрудник правоохранительных органов в штатском обматерил во время работы на месте происшествия на следующий день после стрельбы. Затем журналист был задержан.
Улади Уладиев будет расследовать стрельбу на Лубянке
Ему придется разбираться, кто именно убил одного из сотрудников ФСБ.